Уникальная возможность для молодых:
и поучиться, и заработать. Ситуация с образованием в России
Последние годы в России активно развивается сфера образования. Увеличилось количество вузов, средних специальных учебных заведений, колледжей. Причина этого заключается в наблюдаемом в стране понижении качества образования, выражающемся, в частности, в том, что множество студентов, покидая стены вузов, не готовы приступить к работе. Их образование и навыки не позволяют сразу включиться в работу, поскольку обучение не соответствует практическим требованиям современной индустрии, в итоге - 50% выпускников вузов трудятся впоследствии не по специальности. Именно поэтому в России в ближайшее время будет сделан упор на специальное образование, позволяющее готовить востребованных специалистов. Но пока этот процесс только начинается. Проблемы испытывают и бывшие студенты, не способные, несмотря на полученные в учебном заведении диплом и знания, адаптироваться на новой работе, быстро включиться в процесс, и работодатели, которые жалуются на то, что выпускников с дипломами в стране много, а хороших подготовленных специалистов крайне мало.
Проблема работодателя и вчерашнего студента стоит остро: для обеих сторон невозможность в короткие сроки найти эффективную форму сотрудничества выливается в потери прибыли с одной стороны, и низкую зарплату и медленное продвижение по карьерной лестнице - с другой. Идеальным вариантом при сложившейся ситуации стала бы возможность для студента уже в процессе учебы и без ущерба для оной поработать, попробовать свои силы, получить некоторый опыт в той или иной компании.
Услуга временного персонала, получившая большое распространение в последние несколько лет, хоть и не решает полностью проблемы, но предоставляет молодым людям такую возможность.
Temporary staffing - или "временный персонал" - услуга предоставления персонала на срок от нескольких часов до нескольких недель и даже месяцев. Это подразумевает почасовую ставку. Срок исполнения заказа по услуге предоставления временного персонала может составлять считанные часы. Именно за это время провайдер, - специализированное кадровое агентство, - должен предоставить клиенту персонал на какой-то небольшой срок.
Рост популярности услуги в России
На Западе практика привлечения временного персонала юридически закреплена. Существуют четко прописанные законодательные положения, определяющие и регулирующие взаимоотношения сторон при найме временного персонала. Поэтому в иностранных компаниях широко распространена практика найма временного персонала, так называемых "контрактеров". В некоторых фирмах, особенно японских, временный персонал может составлять до 90% от всех сотрудников компании. В России законодательной базы для привлечения временного персонала в компанию пока нет, услуга по предоставлению временного персонала только начинает развиваться как бизнес-практика. Четких терминов для подобного рода явлений также пока не предусмотрено. Эти вопросы обсуждаются и в Государственной думе представителями АКПП - Ассоциация консультантов по подбору персонала, и на страницах периодических изданий.
И, тем не менее, рынок услуг временного персонала растет быстрыми темпами.
Кто покупает услугу
Потребителями данной услуги в России являются в первую очередь так называемые западные компании. Причина, как уже было сказано, заключается в том, что они привыкли к подобной услуге, для них это понятно и приемлемо, и вопросов не вызывает, поскольку они аналогичным образом поступают на Западе. Причем, одинаково активно временный персонал привлекают для работы и крупные компании, и даже небольшие организации. При этом странно, что правоохранительные органы в лице государственной инспекции труда хранят молчание. Ведь в данном случае мы имеем дело с явным и грубым нарушением российского трудового законодательства, причем юридическими лицами.
Когда требуется временный персонал
Ситуации, когда компании привлекают временный персонал, с одной стороны, можно назвать нештатными, но с другой стороны, они настолько обыденны, что с ними сталкивается любая компания. То есть любой работодатель рано или поздно окажется в ситуации, когда привлечь временного сотрудника было бы целесообразно. Например, для:
Реализации специального проекта.
В особые периоды деятельности компании.
В период массовых отпусков сотрудников.
В сезонные "пики" деловой активности.
В случаях болезни сотрудников.
Специальные проекты компании - презентации, конференции, рекламные кампании, участие в выставках и тому подобные требуют временного увеличения количества сотрудников, поскольку штат своими силами не может "вытянуть" проект. В этой ситуации оптимальное решение - нанять временный персонал, который сможет выполнить необходимую часть работы.
В деятельности любой компании наступают периоды, когда ей необходимо выполнить больше работы, чем это делается в обычные рабочие дни. К ним относятся переезды офиса, производственные пики, годовые отчеты. В такие моменты требуются дополнительные рабочие руки. Например, при переезде офиса необходимо переподключить компьютеры, переустановить системы безопасности и т.д. Производственные пики, сезонные изменения деятельности, с которыми сталкиваются многие предприятия, с необходимостью вынуждают компании обратиться к временному персоналу.
Кроме того, у многих компаний, особенно производящих продукты питания, бывают сезонные пики. Например, предприятия, производящие мороженое, испытывают сезонный пик деятельности летом. В эти периоды имеет смысл набрать производственный персонал, который своей деятельностью обеспечил бы необходимый прирост производства и прибыль компании.
В случае отпуска сотрудника, для того, чтобы его отсутствие прошло для компании безболезненно также целесообразно прибегнуть к услуге предоставления ременных сотрудников.
"Диаграмма 1. "Сотрудники, привлекаемые на временной основе"
Среди должностей, на которые компания берет временный персонал, чаще всего востребованы следующие:
Производственный персонал
Административный персонал
Секретарь приемной
Секретарь отдела
Личный ассистент
Офис-менеджер
Бухгалтер
Оператор базы данных
Операционист
HR-специалисты, кадровики
IТ-специалисты
Системный администратор
Программист
Сотрудник desk-top
Востребованность офисных сотрудников по категориям (см. диаграмму 2).
Таким образом, видно, что больше всего востребованы в качестве временного персонала работники, обеспечивающие функционирование офиса. То есть, люди, которые нужны всегда. Если девушка-секретарь заболела или сдает сессию, то замена нужна обязательно, в противном случае офис не сможет работать нормально.
Что касается бухгалтеров, то их берут именно на отчетный период, обычно на конец года, когда необходимо привести в порядок накопившиеся документы и разгрузить текущую бухгалтерию. Постоянному бухгалтеру не до рутинной работы. Естественно, временному бухгалтеру не доверят ответственную работу, например, делать баланс. Для этого существует постоянный сотрудник. Но для того, чтобы постоянного бухгалтера разгрузить в периоды особой активности бухгалтерии, нанимается временный сотрудник, способный без ошибок сделать дополнительную работу.
IT-направление в услуге предоставления временного персонала получило развитие относительно недавно. Ventra Employment, "дочка" американского
IT-холдинга Mirantis, с самого основания специализирующаяся на подборе IT-специалистов, энергично развивает это направление и в секторе временного персонала.
Обладая хорошим пониманием IТ-процессов и создав уникальную базу технических специалистов, Ventra вошла в 5-ку самых сильных игроков рынка в области предоставления персонала. По оценке компании рост объема услуги предоставления IT-специалистов за периоде 2002 по 2006 го составил 250%. При этом наиболее активное развитие произошло за последний год. Это связано с бурным ростом сектора IT в России.
Временные специалисты привлекаются в основном в связи с неординарными ситуациями, когда требуются дополнительные силы. Например, компания переезжает, и необходимо в сжатые сроки переподключить информационную систему и обеспечить доступ к ней для сотрудников компании. Постоянного персонала в таких случаях не хватает, и компания находит нужным обратиться к услугам кадрового агентства, которое может быстро на короткий срок найти квалифицированного сотрудника. Что касается топ-менеджеров, то их в России на временной основе привлекают очень редко, хотя на Западе эта практика имеет место.
Существуют категории сотрудников, которые в силу своей специфики часто меняют место работы. Например, полгода для секретаря на ресепшн - это почти максимальный срок. То есть через каждые полгода кадровая служба должна заниматься поиском нового секретаря. Для многих людей подобные должности - просто start-up, начало карьеры. Затем они переходят либо на более высокие должности в этой компании, либо меняют место работы. Для того чтобы избавить себя от этого, многие компании ищут провайдера, который будет им устраивать замену ушедшего с должности человека. Таким образом, секретарь на ресепшн воспринимается такими компаниями как услуга.
То же самое касается и help-desk, вспомогательного звена в IT-сфере. Молодые люди, работающие IT-администраторами, переходят на другие зарплаты и позиции. Поэтому необходимо, чтобы существовала постоянная услуга подбора временного персонала, с помощью которой можно закрывать эти "текучие" позиции.
"Диаграмма 2. "Офисные сотрудники, привлекаемые на временной основе"
"Диаграмма 3. "Категории людей, привлекаемых на временной основе"
Люди, которые работают на временной основе
Студенты. Кадровые агентства регулярно и энергично участвуют в ярмарках вакансий, предлагая студентам и выпускникам вузов возможности временного трудоустройства. Кроме того, некоторые кадровые компании делают стажировки для студентов прямо у себя в офисе, обучая их необходимым навыкам. В основном это касается секретарей на ресепшн.
Фрилансеры. Это категория людей, которые заинтересованы именно во временной работе. Они совмещают временную работу со своими проектами или бизнесом, и их устраивает временная возможность подзаработать.
Женщины-домохозяйки. Это женщины, в основном ухаживающие за ребенком, или ведущие домашнее хозяйство, но они нередко выходят на какие-либо временные проекты.
IT-специалисты, особенно программисты и внедренцы ERP-систем. Сейчас все компании переходят на такие системы и подобные специалисты востребованы. Но внедрение таких систем занимает от силы полгода, когда необходимы программисты в сверхштатном количестве. Затем требуется только поддержание их работы, с которым могут справиться и штатные сотрудники. И среди программистов ERP-систем часто встречаются люди, которые любят работать именно на временных проектах. Им интересно получать разнообразный опыт, работать на различных проектах. Таким образом, он повышает свою квалификацию. Таким людям важно не застаиваться, менять места работы, расти профессионально. Что касается help desk - специалистов по поддержке пользователей системы офиса, то это администраторы, на которых лежит работа по оказанию мелкой помощи сотрудникам офиса, имеющим дело с компьютерами. Молодым людям долго сидеть на ней не интересно. Поэтому компания заинтересована снять с себя работу по поиску качественных сотрудников по таким позициям.
Ищущие постоянную работу. Люди, которые находятся в поиске постоянной работы, в процессе готовы поработать временно на том или ином проекте, пока основное место работы не найдено.
Выгоды сторон. Заказчики
Выгоды заказчиков - работодателей - в описанных случаях очевидны. При привлечении временного персонала налицо экономия времени и средств. Когда постоянный сотрудник покидает компанию, она должна затратить время и деньги, чтобы найти нового человека. Она платит гонорары тому же кадровому агентству за поиск постоянного сотрудника, тратит время на собеседования с ним. Услуга предоставления временного персонала предполагает замены. То есть если сотрудник ушел, то провайдер обязан его заменить новым. Применение услуги временного персонала позволяет компаниям быть более гибкими в вопросах кадровой политики. Юридическое ведение, оформление, разрешение возможных конфликтов также берет на себя компания-провайдер.
Нештатные ситуации - отпуска, болезни - вообще не сказываются на работе компании, в то время как при отсутствии возможности нанять временный персонал, фирма может столкнуться с большими сложностями. Невыход на работу простого секретаря ресепшн приводит к затруднениям работы всего офиса компании.
Выгоды сторон. Сотрудники
Выгод сотрудников, устраивающихся на временную работу, много, перечислим лишь некоторые, касающиеся, в первую очередь, студентов.
Профессиональный опыт работы. Основная категория временных сотрудников - молодые специалисты, студенты. Часто они не имеют возможности получить настоящий профессиональный опыт работы. Временное трудоустройство позволяет это сделать.
Возможность завязать полезные связи. Менеджеры кадрового агентства или работодателя получают возможность оценить сотрудника на временных проектах, и в дальнейшем, когда для последнего встанет вопрос уже о постоянном трудоустройстве, он может обратиться к этим людям.
Облегчение поиска работы после окончания вуза. Работая временно, студент уже во время работы получает строчки в своем резюме, что намного облегчит ему задачу трудоустройства по окончании учебы. Работодатель всегда смотрит на опыт работы молодого человека, ему гораздо интереснее взять сотрудника с определенными навыками. Таким образом, студент уже получает возможность повысить свою конкурентоспособность, свою стоимость на рынке труда.
Профессиональная идентификация. Студент может себя попробовать в разных компаниях и понять, какая работа ему ближе, чем бы он хотел заниматься в будущем.
Решается описанная проблема оторванности полученных знаний от рабочей практики.
Дополнительный заработок.
Возможность работать без ущерба для учебы. Гибкий график, спектр вариантов, возможность выбрать более подходящую работу в плане совмещения с учебой являются весьма важным преимуществом для студента
Как работает агентство
Главным конкурентным преимуществом кадрового агентства в бизнесе по подбору временного персонала - это скорость. В течение очень небольшого срока компания должна суметь найти подходящего сотрудника и вывести его на работу. Исходя из этого, основной проблемой становится составление базы работников, которых можно срочно привлечь на работу. По всем категориям необходимо иметь базу данных достаточно квалифицированных работников, не работающих постоянно и готовых оперативно заступить в должность.
Составление такой базы - дело сложное, трудоемкое и кропотливое. Собственно, это основная сложность агентства. Составление этой базы-дело творческое, кадровые агенты должны уметь находить способы привлечения временных сотрудников, и чем разнообразнее эти способы, тем лучший результат будет в итоге.
Когда заказчик говорит о том, что ему необходим сотрудник на ту или иную должность, представители агентства их ищут в базе, обзванивают, находят тех, кто готов выйти. Дальше представляют заказчику, иногда предлагая выбрать, а если должность сложная, то и без возможности выбора. Заказчик в свою очередь одобряет ил и отвергает кандидатуру на уровне резюме. Максимум, что он делает - проводит телефонное интервью. Затем человек выходит на работу. Здесь свои сложности. Чем короче заказ, то есть, чем меньше срок, на который нужен, например, секретарь, тем опытнее временный сотрудник должен быть. У него нет времени на вхождение в курс дела, на адаптацию, он должен моментально полноценно заменить постоянного работника. Чтобы сотрудник уже был подготовлен к выходу на работу, компания-провайдер зачастую обучает кандидатов навыкам работы. Ей приходится это делать. Риск очень велик, потому что если сотрудник требуется, скажем, на один-два дня, то менять его возможности уже не будет. Если же речь идет о более длительных сроках, то у сотрудника есть возможность влиться в компанию, освоиться.
Так что, очень многие просто не могут работать в качестве временного персонала, поскольку не обладают необходимой скоростью. Именно поэтому, данное предложение более актуально для молодых людей. Оно же для них и более выгодно. А поработав на временных проектах в одной компании, во второй, использовав возможности агентства, молодой человек получает шанс, закончив вуз, устроиться в серьезную компанию.
Юридическое оформление отношений между сторонами
Временный сотрудник числится в кадровом агентстве. Оно ведет всю документацию, юридические отношения с работником, выплачивает ему заработную плату и выполняет все остальные обязательства работодателя по отношению к работнику. С ним заключается срочный трудовой договор с агентством на время работы. Компания-заказчик возмещает расходы на зарплату сотруднику, налоги и платит вознаграждение провайдеру за подбор и оформление работника. Т.е. налицо - найм работника по трудовому договору, где место работы - место работы заказчика. А что касается взаимоотношений провайдера и заказчика, то они представляют собой договор гражданско-правового характера - подряд и начинаются с обращения клиента в кадровое агентство с просьбой о предоставлении ему услуги временного персонала или выполнить определенный объем работ.
Единственное о чем все "забывают" и потом долго и мучительно жалеют - это то, что к такому "временному персоналу" не применимы принципы взаимоотношений сторон трудового договора. Им нельзя объявить выговор, их нельзя заставит работать сверхурочно, и т.д., т.к. они и де-факто и де-юре подчиняются только своему работодателю - кадровому агентству.
Провайдер и заказчик заключают общий - т.н. "рамочный договор" сроком действия на год. На основании этого договора компания может обращаться к провайдеру по разным позициям в течение года. Клиент может обратиться не только за секретарем или бухгалтером, но и по всевозможным позициям, в которых он нуждается. Для того чтобы человек пошел на работу в компанию заказчика, провайдер оформляет его себе в штат, заключает с ним срочный трудовой договор и он получает зарплату в компании провайдере, работая у клиента-заказчика. В конце срока работы - нескольких дней - он заполняет так называемый time-sheet, который подписывает компания, где он работал. На основании этого документа, с указанием конкретного количества отработанных часов, провайдер оплачивает заработанные деньги сотруднику, а клиент оплачивает провайдеру. Иногда компания оплачивает time-sheet после, а провайдер как бы кредитует компанию, выплачивая зарплату сотруднику из своих денег на следующий день после завершения работы.
"Диаграмма 4. "Доли рынка услуги предоставления временного персонала среди кадровых агентств"
В дальнейшем сотрудник условно возвращается "на скамейку запасных", откуда он опять может быть привлечен, если в его услугах нуждается тот или иной клиент, и если ему подходит предложение агентства. Бывает, что сотрудник так нравится работодателю, что в следующий раз компания просит именно его, а иногда и делает предложение о постоянной позиции, причем уровнем выше, чем он работал по проекту.
Внутренние особенности услуги
Конкуренция в данном секторе кадрового бизнеса очень высокая. Репутация компании может быть испорчена одним неверным действием. Если компания высокого уровня вдруг обращается за секретарем буквально на один день, и предоставленный провайдером человек не понравился, вход в эту компанию провайдеру фактически закрыт если не навсегда, то надолго. Таким образом, ни один мелкий проект не бывает мелким. Все сотрудники в базе должны быть обучены и подготовлены. Кажется, что эта услуга легко исполнима, но на деле она очень ответственна, поскольку в случае выполнения задачи хорошо, провайдер может получить другие заказы, и не только по услуге временного персонала. Поэтому каждый временный специалист может стать основой для постоянных деловых отношений с клиентом.
Основные "игроки" в предоставлении услуги временного персонала - крупнейшие кадровые агентства России: Kelly Services, Ancor, Manpower, Ventra, Coleman.
Агентство должно предложить быструю и качественную услугу, чтобы сотрудник, привлеченный на временную работу, появился быстро и соответствовал известным требованиям. Агентство должно уметь "подкорректировать" сотрудника, если он в принципе клиента устраивает, но обладает некими незначительными недостатками, выражающимися, например, во внешнем виде или манере общения. Здесь внимание к качеству услуги, как и во всяком клиентском бизнесе, максимально, поскольку от него напрямую зависит репутация провайдера.
В подборе постоянного сотрудника эта составляющая не так важна. Провайдер подбирает сотрудника, он проходит собеседование в компании-заказчике, заступает туда на работу, а если у клиента возникают претензии к временному персоналу, то провайдер обязан, либо предоставить другого сотрудника на должность, либо добиться от имеющегося соответствия требованиям заказчика. Ответственность за качество услуги лежит полностью на провайдере.
Услуга временного персонала в дальнейшем будет активно развиваться - в России созданы условия, выражающиеся в заинтересованности в ней всех сторон. Можно предполагать, и очень хочется надеяться на то, что в скором времени будут приняты законы, регулирующие отношения сторон при привлечении в компанию временного персонала. Тогда и термины будут иметь определенное значение и отношения сторон приобретут, наконец, свое надлежащее юридическое оформление. А компании все больше и больше будут использовать в своей практике временный персонал, потому что это удобно и выгодно. Кадровые агентства будут совершенствовать качество предоставляемого продукта с ростом требований, предъявляемых заказчиками. А люди, которые в силу тех или иных обстоятельств, не заинтересованные в постоянной работе, все чаще и активнее будут приходить во временный персонал. Как уже было сказано, здесь подразумеваются в первую очередь молодые люди, студенты.
Б. Мануков,
кадровик
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107