Приоритет N 1 - богатые предприятия и их работники.
Оценки трудового потенциала и управления кадрами
По последним данным ОЭСР, доля России во всемирном ВВП в 2001 г. составила лишь 2,1% по сравнению с 4,2% в 1990 г. то есть за десятилетие упала вдвое (заметим, что доля СССР в целом в 1990 г. доходила, по тем же данным, до 7,3%).
Получается, что наша страна превратилась в глубокую периферию мирового хозяйства. Российская экономика значительно пострадала от явно неподготовленной чрезмерной открытости мировому рынку. Наряду с другими факторами это привело к кризису, падению и застою производства. Нарушены интенсивные в прошлом экономические взаимосвязи России с другими бывшими союзными республиками. Практически полностью утрачены плоды экономической интеграции со странами СЭВ.
Исследуя эти процессы, можно с оптимизмом считать, что в перспективе роль России в глобальной экономике может существенно возрасти, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал. Однако до сих пор широко эксплуатировалось лишь одно из этих преимуществ, а именно сырьевые и топливные богатства страны. Между тем три четверти всей мировой торговли приходится на долю готовых промышленных товаров, которая постоянно растет. Если Россия хочет обрести достойное место "под солнцем" глобализации, она должна сделать акцент прежде всего на развитии конкурентоспособного экспорта продукции своей обрабатывающей промышленности, отказавшись от чрезмерной ставки на экспорт топлива и сырья.
Совершить такой поворот можно при условии коренного изменения экономической политики государства. Топливно-сырьевая ориентация российской экономики сложилась вследствие объективно возникшего разрыва между внутренними и мировыми ценами на сырье, то есть из-за чрезмерной прибыльности сырьевого сектора экономики по сравнению с обрабатывающей промышленностью. Для такой крупной по населению, территории и промышленному потенциалу страны решающее значение имеет развитие внутреннего рынка, одновременное и постоянное увеличение на нем платежеспособного спроса и предложения товаров и услуг. Только опираясь на отечественный рынок и развитие конкуренции на нем, российская промышленность сможет занять достойные позиции в мировой торговле. Отсюда следует курс на систематическое снижение доли валовой прибыли в ВВП и увеличение доли оплаты труда и личного потребления хотя бы до уровня США и Западной Европы. Доля труда в себестоимости продукции (ВВП) в развитых странах достигла 50-60% (в России - не более 24%).
Трудовые отношения по западным меркам считаются "здоровыми", когда достигнуто определенное равновесие между его участниками - профсоюзами и предпринимателями. Если они достигают компромисса в установлении условий труда и найма, то государство старается не вмешиваться в трудовые отношения и остается в стороне. Но если в экономике возникает напряженность, тогда государство может вмешаться под предлогом соблюдения общенациональных интересов, провести коллективные переговоры с целью решения проблем трудовых отношений и подписания соглашения - договора.
Согласно действующему Закону РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 года проблема соотношения коллективного договора (соглашения) и индивидуального трудового контракта (договора) решается довольно просто: "Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями".
На Международной конференции труда (МКТ) в июне 1997 года был озвучен термин "глобализация", который носит собирательный характер и означает сложное явление взаимозависимости экономик, возникшее в связи с обменом товарами и услугами, а также потоками капиталов. Вместе с тем глобализация порождает унификацию трудового законодательства как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем данная тенденция проявляет себя, прежде всего, на региональном уровне. К регулированию трудовых отношений в современном мире подталкивает растущая глобализация национальных экономик, вынуждающая правительства западных стран стимулировать конкурентоспособность своих предприятий на мировых рынках. Проблема соотношения государства и рыночной стихии в современном западном обществе стала предметом рассмотрения на высшем уровне.
Так, 8-9 ноября 1999 года в Париже состоялся 21-й съезд Социалистического интернационала, в работе которого приняли участие 11 глав правительств, включая Великобританию, Германию, Францию. Италию, Испанию, Австрию. Если Г. Шредер и Т. Блэр ратовали за внедрение принципов экономического либерализма и частичный отказ от регулирующей роли государства на рынке труда, то французский премьер Л. Жоспен вместе с представителями Испании и Скандинавских стран выступили за критическое отношение к капитализму и в защиту государственного регулирования рынка, что и сказалось на окончательной редакции итогового документа съезда - "Парижской декларации".
На характер унификации трудовых норм в различных регионах мира значительное воздействие оказывают исторически сложившиеся правовые школы, среди которых наибольшим влиянием пользуются романо-германская и англо-американская. Заметим, что российская правовая школа традиционно тяготеет к романо-германской правовой системе, и в первую очередь - к опыту Франции и Германии.
Принятые по линии Совета Европы и Европейского союза общие документы в социально-трудовой сфере могут служить образцом для подражания, если следовать европейской модели гражданского общества и демократизации трудовых отношений. Англо-американская же правовая система с ее культом индивуализма и дерегулирования трудовых отношений не согласуется с российскими коллективистскими традициями.
Уместно заметить, что сложившаяся тенденция унификации содержания и форм законодательства о трудовых отношениях отражает объективный процесс глобализации национальных экономик и деятельность транснациональных компаний (ТНК), которая в отдельных странах приходит на смену традиционному разделению труда в мировом масштабе. Развитию указанной тенденции способствуют региональные группировки государств типа Европейского союза или объединений стран Южной и Северной Америки в составе США, Канады и Мексики, созданные для облегчения свободной торговли, передвижения капиталов и рабочей силы.
В процессе глобализации национальных экономик и унификации трудового законодательства во многих странах получили права гражданства гибкие формы занятости и нетипичные виды договоров (контрактов). К гибким формам труда относят временную работу (контракты на ограниченный срок), сезонную работу, режимы неполного рабочего времени, нестандартные рабочие места (разделение рабочего места, работа по вызову, работа на дому), случайную работу, индивидуальную трудовую деятельность и др. Такой подход позволяет значительно смягчить негативные социальные последствия безработицы путем коллективных переговоров на местном уровне, а для этого необходимо разработать в ближайшей перспективе проект федерального закона о гибких формах занятости либо дополнительного раздела к новому Трудовому кодексу. Этот закон следует подкрепить также подготовкой соответствующих типов индивидуальных трудовых договоров (контрактов).
Проводимые в России реформы породили в основном только рыночную атрибутику: банки, биржи, страховые общества и класс посредников, набивающий карманы за счет продажи общенародной собственности и дешевого труда на не обеспеченных зарплатой предприятиях. Все, что делает власть, с удивительным постоянством играет на руку всяким около производственным структурам, которые в странах развитого рынка призваны только обслуживать товаропроизводящие предприятия. Съесть, надеть, обменять можно только то, что произведено в государстве. ВВП - мерило государственного благополучия. Если ВВП уменьшился, значит, проедаются общественные фонды, созданные трудом предшествующих поколений. Экономика России в последние годы перешла главным образом на использование природных ресурсов. Разорение промышленности идет рука об руку с деквалификацией населения. Бал правят не передовики производства, не специалисты, а лоточники, дилеры и киллеры. Через десяток лет у нас не останется собственных специалистов, иностранные специалисты будут управлять русскими туземцами.
Какую программу действий предлагает нам сегодня молодая рыночная поросль? Передел оставшихся лакомых кусков еще недавно общенародной собственности. Сбор налогов, снова сбор налогов и еще раз сбор налогов. Несмотря на все усилия, собрать налоги не удается: богатые посредники успешно уклоняются от уплаты налогов, а бедные предприятия попросту останавливаются и также сборов не приносят. В жертву дефициту денежных средств должны быть принесены русская земля и все, что построено нашими предками.
В целях выхода экономики России из кризиса необходимо сосредоточить в руках государства все доходы от использования природных ресурсов страны. Ввести монополию внешней торговли этими ресурсами. Контроль за использованием финансовых средств передать государственным банкам. Произвести национализацию высокодоходных предприятий, выкупив их у новых владельцев по ценам приобретения. Если покупали за ваучеры, то выкуп произвести аналогичными бумагами. Сохранить право собственности на доходы, полученные от деятельности предприятий, купленных за ваучеры, только при условии, если они будут вложены в развитие нового производства.
Сегодня подъем экономики предприятий в условиях рынка во многом зависит от развития производственной демократии в акционерных обществах (АО). По мнению специалистов, акционерная форма собственности прочно утвердилась в качестве ведущей при движении экономики России к рынку. Около 29 тыс. АО, на предприятиях которых работают более 15 млн человек, охватывают своим влиянием все отрасли и сферы предпринимательства.
Особую роль в механизме функционирования российской экономики до 1991 года играла партийная доминанта. Фактически именно этот неэкономический фактор обеспечивал сочетание индивидуальных и общественных интересов в пользу последних, а через партийные структуры поддерживалось состояние контроля и ответственности по горизонтали и вертикали в обществе и экономике. Обычно партийная составляющая как политический элемент не подвергается исследованию в экономических работах, даже если они относятся к России. Но без партийной дисциплины не было бы и советской экономики. Поэтому когда не стало партийного принуждения, в общественных отношениях возникли сбои, которые долгое время держали экономику в стопоре, ибо важнейшие черты ответственности бизнеса и государства перед обществом, обычные для нормальных демократических условий, на время оказались отодвинутыми из практики российских рыночных преобразований. И в этом также проявилась особенность российского пути к рыночной экономике.
Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то. что народ России платит высокую цену за поворот к рынку. До сих пор страна по объему ВВП не вышла на уровень 1990 г. По-прежнему жизненный уровень населения ниже допереходных значений. Упал индекс человеческого развития и застыл показатель качества жизни, что не может не вызывать социальную напряженность в обществе. Даже в Москве, где высока концентрация финансовых потоков, 26 Сожителей имеют доходы ниже прожиточного минимума, а доходы 10% наиболее богатых граждан в 50 раз выше доходов 10% беднейших слоев столицы. Подобная социальная дифференциация порождает немало негативных явлений и в экономике, и в обществе. За последние 10-12 лет среднедушевой доход в Саратовской области сократился, примерно. в 5,5 раза, а область переместилась по этому показателю среди субъектов Российской Федерации с 10 на 55 место.
Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовый рынок резко рванул вперед. в результате финансовый сектор в целом вышел на собственную орбиту развития, оторвавшись от других сегментов экономики. Значительное отставание рынка труда не только не обеспечивает достаточный платежеспособный спрос, но и тормозит развитие внутреннего рынка вообще. В результате многих причин до сих пор не сформировалось полноценное единое рыночное пространство страны, что приводит к экономической обособленности регионов и росту противоречий между ними.
Получается, что страна держится в основном за счет того потенциала, который был создан до 1991 г. Однако более чем десятилетняя эксплуатация этого потенциала не обеспечила пока формирования новых заделов, не создает структуру национальной экономики, адекватную эффективной рыночной модели. В результате даже в общих чертах пока не виден новый воспроизводственный процесс, наличие которого свидетельствовало о создании собственной базы для экономического роста на рыночных принципах.
Включение страны в полнокровные мирохозяйственные процессы проходит для нее с отрицательной результативностью: при положительном балансе внешней торговли утечка отечественного капитала за рубеж значительно больше, чем иностранные инвестиции в экономику. Такая динамика выгодна мировому хозяйству и конкретным зарубежным партнерам россииских компаний, поскольку они получают энерго- и трудоемкие сырьевые, энергетические и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий. Фактически по-прежнему лишь природные ископаемые и энергетические ресурсы позволяют России сохранять свою нишу на мировых рынках.
Конечно, ни одна развитая страна не имеет идеальной демократической системы. У каждой такой системы есть свои проблемы и противоречия. Но для всех национальных демократических систем, у которых немало своих специфических особенностей, характерно одно общее свойство - рыночный механизм должен служить обществу. При этом точно также, как на практике нет стандартной схемы для рыночной модели, так и нет стандартной модели демократического общества. Отсюда следует, что становление демократических институтов в России - это поиск решения собственных проблем, а не приспособление иного опыта к своим задачам. Другими словами, и в общественной сфере России не обойтись без собственного варианта или национальной модели демократических институтов.
Однако до сих пор демократические институты существуют в России либо в зачаточном, либо в формальном виде. Более того, рыночный практицизм и нигилизм, построенные на частном интересе, пронизали все институты общества и государства. С одной стороны, государственный аппарат чиновников всех уровней стал частью предпринимательской сферы, а с другой - наибольший успех имеет тот бизнес, который либо уже "питается" государственными ресурсами, прежде всего финансовыми, либо имеет своих "лоббистов" в различных ветвях государственной власти.
В результате крупный бизнес и чиновники превратились в главный тормоз дальнейших прогрессивных преобразований и строительства демократического общества в России. В этой связи весьма примечательной является характеристика переходных обществ, включая Россию, которую дают авторы одного из докладов Всемирного банка. В частности, обращается внимание на роль инициаторов и лидеров рыночных трансформаций, сумевших стать "победителями" с использованием властного ресурса в своих частных интересах, вопреки интересам государства и общества, технологической модернизации экономики.
Если государство выступает как своеобразная часть бизнеса, а не выразитель интересов общества, то создается тупиковая ситуация, ибо не формируются демократические основы жизни и само общество теряет перспективу, так как без контроля со стороны демократических институтов рыночная мотивация из метода повышения благосостояния всего общества превращается в самоцель, выгодную лишь избранной части общества. Изменить характер государственных институтов и их роль в рыночном развитии можно только путем упрочения демократических начал во всех звеньях и на всех уровнях государственной власти. Получается, что формирование российской рыночной модели на современном этапе зависит, прежде всего, от неэкономических факторов. Без решительного поворота к демократическому контролю за деятельностью государства сложившиеся тенденции в экономике не изменить. Если чиновники по существу монополизировали свои должности, если не работает механизм демократической сменяемости кадров и регулярной отчетности, а институт выборов не вызывает у населения доверия, то это означает, что обществом не контролируются ни общие "правила игры", ни функции государства. Как ни парадоксально это звучит, но современное общество в России не сформировало еще государственные институты, способные по существу, а не только по форме, выражать его интересы. Более того, без контроля и поддержки демократических институтов государство не может стать ведущим звеном экономической системы.
Российское общество вопреки желанию "победителей" заинтересовано в развитии эффективной рыночной модели экономики, ибо это объективно ведет и к укреплению демократизма. Последовательное утверждение соответствующих принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства; во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом; в-третьих, создание равных возможностей для экономической реализации всех форм собственности (в том числе государственной); в-четвертых, наличие в достаточном количестве и качестве общественных благ - здравоохранения, образования, науки, культуры, охраны окружающей среды; в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов; в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России; в-седьмых, формирование необратимой экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране; в-восьмых, формирование единых правил в тарификации труда рабочих, руководящих работников и специалистов. ИТР и служащих, депутатов и министров на основе единой сетки разрядов и тарифных коэффициентов (ЕСРТК-49); в-девятых, переход на единый социально-бюджетный налог (ЕСБН) для всех предприятий и его исчисление от единой базы - ФОТ, а также распределение ЕСБН между бюджетами различных уровней: району - 16, городу - 24, области - 29 и федеральному центру - 31%; в-десятых, освобождение всех производителей товаров от налога на прибыль предприятия (Пп) и налога на добавленную стоимость (НДС), прибыль предприятия должна оставаться на предприятии и использоваться на цели расширенного воспроизводства; в-одиннадцатых. установить единые правила распределения рыночной прибыли (Рп) между государством и АО, например, 30 и 70%. Тогда невыгодно будет акционеру бесконечно повышать цену на нефть, газ, электроэнергию.
Рыночная прибыль (Рп) должна определяться как разность между рыночной ценой (Цр) и расчетной ценой предприятия (Цп):
Рп = Цр - Цп
(Цп) - это рассчитанная по калькуляции и не меняющаяся в течение всего планового года. Рыночная цена товара (Цр) может меняться только под воздействием рыночных категорий "спроса" и "предложения". Калькуляция общественной цены предприятия товара (Цп) только в конце года может быть изменена под воздействием НТП и планируемой инфляции на новый плановый год. В этом и состоит регулирующая роль государства в ценообразовании. Государство должно на законодательном уровне подготовить правовую базу для осуществления ценовой политики и строго контролировать ее соблюдение. В этом случае будут созданы самые благоприятные условия для развития предприятий и повышения эффективности общественного производства.
Разумеется, перечень позитивных последствий полнокровной реализации эффективной "смешанной" модели не ограничивается указанным числом направлений реформирования экономики. Здесь раскрыта лишь теоретическая база необходимого сценария экономического развития и указан демократический вектор преобразований. Однако ни одна правительственная программа, ни самое подробное законодательство не приведут к существенным изменениям, если не будет решаться общая задача - снятие барьеров для полной реализации потенциала развития при прозрачном контроле со стороны демократических институтов за равноправным соблюдением "правил игры" гражданами, бизнесом и государством. Для этого необходимо, на наш взгляд, придать всем диссертационным советам и ВАК РФ статус общественного органа, имеющего право законодательной инициативы по обязательной реализации наиболее важных научных рекомендаций в различных сферах деятельности, повысив тем самым эффективность деятельности Общественной палаты при Президенте РФ. В структуре экономических и неэкономических факторов реализации российской рыночной модели демократическим институтам альтернативы нет. Противоречия движения России по рыночному курсу могут служить источником развития, а не быть тормозом только при условии, если они будут разрешаться в национальных интересах страны, ради социально-экономического прогресса.
Итак, проводимые реформы результатов не дали, а поэтому надо менять экономическую политику и ее приоритеты. Приоритетом номер один должны стать экономика предприятий и оплата труда работников, а государство и чиновники должны быть на втором месте. Будут богатые предприятия, будет богатым и сильным государство. СССР многие десятилетия был одним из сильных государств, однако по среднедушевому доходу граждан он никогда не входил в число передовых стран мира.
Тарификация труда и оценка уровня трудового потенциала кадров
Выход экономики страны из глубокого кризиса, прежде всего, связан с проблемой управления кадрами. Ее решение во многом зависит от уровня заинтересованности каждого работника в высокопроизводительном труде при условии обеспечения органической зависимости размеров дохода от личного трудового вклада, доли его участия в собственности, от конечных результатов работы предприятия и макроэкономических показателей. Обеспечить эту взаимосвязь на практике означает сделать доходы работников и механизм их формирования мощным стимулом общественного прогресса.
До настоящего времени создать эффективную систему материального стимулирования труда не удается. Размеры основного заработка, премий, доплат, надбавок и других видов доходов, связанных с развитием многообразия форм собственности, методов хозяйствования и переходом к рыночным отношениям, например доходы на капитал, дивиденды от акций, пособия, выплаты, компенсации и т.д., слабо зависят от результатов труда работников, а также итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности общественного производства.
Заработная плата, которая является основной частью совокупного дохода работника, за последние годы в значительной мере утратила свою стимулирующую роль. Она не является стимулом к научно-техническому прогрессу, не способствует повышению качества продукции, экономии ресурсов, максимальной реализации потенциальных физических и интеллектуальных способностей работника, а трудовые коллективы не заинтересовывает в использовании внутренних резервов производства. Это обусловлено слабой взаимосвязью факторов, влияющих на уровень оплаты труда: занимаемой должности, образования, общего стажа работы, опубликованных научных работ, ученой степени и ученого звания, условий труда и результативности производства, а также недопустимо низким уровнем минимальной заработной платы как исходной базы для ее расчетов. Заработная плата в настоящее время реагирует в большей мере на динамику цен и меньше связана с производственными показателями.
Тарифная система в виде гарантированных ставок должностных окладов пришла в противоречие с новыми рыночными условиями хозяйствования и не только не выполняет стимулирующую роль в повышении эффективности производства, но и сдерживает его развитие. Различного рода премии, доплаты и надбавки превратились по сути в механическую прибавку к тарифным ставкам и окладам, не связанную, как правило, с результатами трудовой и производственной деятельности. В значительной мере падает стимулирующая роль номинальных и реальных доходов работников в результате негативных последствий, связанных с инфляцией, ростом цен на товары и услуги и т.д., а также несовершенством финансово-кредитной и налоговой систем.
В бюджетной сфере более чем за 12 лет, прошедших с момента перестройки и установления ETC, ее основной параметр - тарифные коэффициенты (ТК) разрядов неоднократно менялись (табл. 1), причем в сторону занижения. Если в 1992 г. ТК 18 разряда составлял 10,7, то в 2002 году он снизился в 2,3 раза и составляет теперь 4,5.
Тарифные коэффициенты должны быть стабильными в течение 50-100 лет, а минимальная ставка первого разряда может повышаться как угодно часто, на любом предприятии и в организации, в зависимости от их финансового состояния. Действующие 6- и 18-разрядные ТС делят работников на два сорта: производственников и бюджетников, культивируют социальную несправедливость. Так, у рядовых работников тарифные коэффициенты возрастают более медленно, а у руководящих - более интенсивно. Действующая ETC не охватывает значительную часть работающего населения - сферу бизнеса и власть, не позволяет объективно оценить уровень квалификации (разряд) и тарифную ставку ни одного работника. Единая тарифная сетка (ETC) ставок (окладов) должна утверждаться для каждого региона.
На предприятиях не бюджетного сектора экономики сегодня действует 6-разрядная тарифная сетка для рабочих, для ИТР и служащих - окладная система и свои условия оплаты, определяемые (в части их абсолютных размеров) экономическими возможностями этих предприятий и результатами их производственно-хозяйственной деятельности.
Нами подготовлены рекомендации по организации и внедрению новой государственной тарифной системы оплаты труда и формированию механизма социального стандарта уровня жизни в Российской Федерации. Предложены новые теоретико-методологические подходы к совершенствованию механизма организации государственной тарифной системы оплаты труда на основе реинжиниринга, рассматривающего любое новое мероприятие как бизнес-процесс, удовлетворяющий трем основополагающим принципам: повышение эффективности системы управления от предложенного мероприятия; отмена всех устаревших и неэффективных инструкций; отказ от какого-либо, не приемлемого для нашей страны зарубежного опыта. Основными структурными элементами государственной тарифной системы должны быть:
Закон "О минимальной региональной оплате труда в РФ (см. статью 133 действующего Кодекса о труде);
Закон "О применении Единой сетки разрядов и тарифных коэффициентов (ЕСРТК-49) в производственной и бюджетной сферах", см. табл. 2;
Закон "О применении Единой сетки факторов, показателей и разрядов (ЕСФПР) для тарификации труда работников и оценки уровня трудового потенциала кадров производственной и бюджетной сфер", в основу которой положена система факторов, показателей и оценочных разрядов (табл. 2).
Таблица 1
Динамика изменения тарифных коэффициентов действующей ETC
Тарифные раз- ряды |
Время введения тарифных коэффициентов | |||||
c 14.10.1992 | с 27.02.1995 | с 18.03.1999 | с 01.01.2001 | с 01.01.2001 | c 01.12.2001 | |
Тарифные коэффициенты | ||||||
1 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
2 | 1,30 | 1,12 | 1,30 | 1,36 | 1,30 | 1,11 |
3 | 1,69 | 1,27 | 1,69 | 1,59 | 1,69 | 1,23 |
4 | 1,91 | 1,44 | 1,91 | 1,73 | 1,91 | 1,36 |
5 | 2,16 | 1,62 | 2,16 | 1,82 | 2,16 | 1,51 |
6 | 2,44 | 1,83 | 2,44 | 2,00 | 2,44 | 1,67 |
7 | 2,76 | 2,07 | 2,76 | 2,27 | 2,76 | 1,84 |
8 | 3,12 | 2,34 | 3,12 | 2,54 | 3,12 | 2,02 |
9 | 3,53 | 2,64 | 3,53 | 2,91 | 3,53 | 2,22 |
10 | 3,99 | 2,98 | 3,99 | 3,27 | 3,99 | 2,44 |
11 | 4,51 | 3,70 | 4,51 | 3,68 | 4,51 | 2,68 |
12 | 5,10 | 3,81 | 5,10 | 4,18 | 5,10 | 2,89 |
13 | 5,76 | 4,10 | 5,76 | 4,73 | 5,76 | 3,12 |
14 | 6,51 | 4,87 | 6,51 | 5,32 | 6,51 | 3,36 |
15 | 7,36 | 5,50 | 7,36 | 6,00 | 7,36 | 3,62 |
16 | 8,17 | 6,11 | 8,17 | 6,68 | 8,17 | 3,90 |
17 | 9,07 | 6,78 | 9,07 | 7,41 | 9,07 | 4,20 |
18 | 10,70 | 7,54 | 10,70 | 8,23 | 10,70 | 4,50 |
Таблица 2
Предлагаемая Единая сетка разрядов и тарифных
коэффициентов (ЕСРТК-49)
Разряд | Тарифный коэффи- циент |
Разряд | Тарифный коэффи- циент |
Разряд | Тарифный коэф- фициент |
1 | 1,0 | 18 | 7,8 | 35 | 14,6 |
2 | 1,4 | 19 | 8,2 | 36 | 15,0 |
3 | 1,8 | 20 | 8,6 | 37 | 15,4 |
4 | 2,2 | 21 | 9,0 | 38 | 15,8 |
5 | 2,6 | 22 | 9,4 | 39 | 16,2 |
6 | 3,0 | 23 | 9,8 | 40 | 16,6 |
7 | 3,4 | 24 | 10,2 | 41 | 17,0 |
8 | 3,8 | 25 | 10,6 | 42 | 17,4 |
9 | 4,2 | 26 | 11,0 | 43 | 17,8 |
10 | 4,6 | 27 | 11,4 | 44 | 18,2 |
11 | 5,0 | 28 | 11,8 | 45 | 18,6 |
12 | 5,4 | 29 | 12,2 | 46 | 19,0 |
13 | 5,8 | 30 | 12,6 | 47 | 19,4 |
14 | 6,2 | 31 | 13,0 | 48 | 19,8 |
15 | 6,6 | 32 | 13,4 | 49 | 20,2 |
16 | 7,0 | 33 | 13,8 | ||
17 | 7,4 | 34 | 14,2 |
Соотношение тарифного коэффициента наивысшего разряда к первому нами принято как 20, 2:1, а возрастание тарифных коэффициентов равномерное при абсолютном его значении 0,4, которое соответствует средней величине тарифных коэффициентов действующей ETC. Сорок девять разрядов получено путем деления 20,2 на 0,4. Академик Струмилин писал, что доход последнего российского царя был выше самого низкооплачиваемого работника, примерно в 20 раз.
Сегодня заработная плата в нашей стране практически не регулируется государством, нет единого государственного механизма организации тарифной системы, а без его создания и использования никакие другие, самые благие пожелания и предложения не обеспечат эффективного развития социальной сферы. Такой механизм нами разработан, защищен более чем десятью аспирантами и докторантами, нашел широкое общественное признание, достаточно апробирован и нуждается в подготовке соответствующей правовой базы к его широкому применению. Департамент стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России (зам. директора департамента К.Ю. Носков) рассмотрел наше обращение к Президенту В.В. Путину и сообщает: "... предложенные вами сетки разрядов и тарифных коэффициентов могут быть применимы только в бюджетной сфере. При этом они должны быть достаточно простыми и прозрачными..." Они именно таковыми и являются.
Если факторы тарифной дифференциации заработной платы объективно коренятся в самом процессе труда, то масштабы этой дифференциации как абсолютные, так и относительные, объективно предопределяются, с одной стороны, экономическими возможностями той хозяйственной единицы, в рамках которой и действует соответствующая тарифная система, а с другой - ее местом в механизме организации заработной платы, точнее, той ролью, которую тарифная система должна играть в выполнении заработной платой своих основных функций (воспроизводственной и стимулирующей).
Важным стимулирующим фактором является уровень воинского звания. Военнослужащий - это одна из самых престижных и ответственных профессий. Покорение вершин этой профессии должно сопровождаться гарантированными реальными материальными стимулами. В качестве стимула для военнослужащего может быть один разряд за очередное воинское звание. Любой военнослужащий может и должен иметь значительные преимущества в стимулировании труда перед гражданским работником. Классификация воинских званий представлена в Уставе воинской и гарнизонной службы, утвержденной Президентом РФ (табл. 3).
Если факторы тарифной дифференциации заработной платы объективно коренятся в самом процессе труда, то масштабы этой дифференциации как абсолютные, так и относительные, объективно предопределяются, с одной стороны, экономическими возможностями той хозяйственной единицы, в рамках которой и действует соответствующая тарифная система, а с другой - ее местом в механизме организации заработной платы, точнее, той ролью, которую тарифная система должна играть в выполнении заработной платой своих основных функций (воспроизводственной и стимулирующей).
В странах с развитой рыночной экономикой тарифные условия оплаты не увязываются с результатами деятельности общества в целом. Как правило, они регулируются различными коллективными соглашениями между работодателями и работниками, точнее, между союзами работодателей и работников. Доля тарифной оплаты в заработке работников этих стран находится на уровне 90-95%, и именно тарифные условия предопределяют и фактические различия в заработной плате.
Общий разряд работника должен быть структурным и обобщенным показателем, объективно характеризующим уровень квалификации и размер оплаты (тарифной ставки). Стимулирующий характер предложенного механизма определяется объективной мотивацией работника к повышению своего уровня квалификации и оплаты труда через систему объективных факторов и показателей.
Только за один дополнительный стимулирующий разряд работник может иметь прибавку к зарплате в размере 0,4 минимальной региональной ставки. Для Саратова это 880 рублей (0,4 x 2200). Все без исключения доплаты, которые сегодня имеют место, должны быть включены в тарифную ставку работника.
Модель формирования общего тарифного разряда (Тр) любого работника можно определить по таблице (табл. 2) и представить в следующем виде:
Тр = Рд + сумма Роб + Рст + сумма Ркв + Рпл + Рсв+ сумма Рус + сумма
Руз + сумма Рут + Рвз,
где
Рд - разряд за должность;
Роб - разряд за вид образования;
Рст - разряд за общий стаж работы: 5, 6, 7, 8, 9, 10 лет, в зависимости от отрасли;
Ркв - разряд за вид повышения квалификации;
Рпл - разряд за печатные листы научных трудов (за 30 п./л.);
Рев - разряд за свидетельства на изобретения и патенты (за 25);
Рус - разряд за вид ученой степени;
Руз - разряд за вид ученого звания;
Рут - разряд за вид условий труда (вредность и секретность);
Рвз - разряд за воинское звание.
Таблица 3
Единая классификация воинских званий (ЕКВЗ)
Показатели | Код показателя | Стимулирующие разряды |
Воинские звания: | 13.0 | |
1. Рядовой, матрос, курсант | 13.1 | 1 |
2. Ефрейтор, старший матрос | 13.2 | 2 |
3. Младший сержант, старшина 2 статьи | 13.3 | 3 |
4. Сержант, старшина 1 статьи | 13.4 | 4 |
5. Старший сержант, главный старшина | 13.5 | 5 |
6. Старшина, главный корабельный старшина | 13.6 | 6 |
7. Прапорщик, мичман | 13.7 | 7 |
8. Старший прапорщик, старший мичман | 13.8 | 8 |
9. Младший лейтенант | 13.9 | 9 |
10. Лейтенант | 13.10 | 10 |
11. Старший лейтенант | 13.11 | 11 |
12. Капитан, капитан-лейтенант | 13.12 | 12 |
13. Майор, капитан 3 ранга | 13.13 | 13 |
14. Подполковник, капитан 2 ранга | 13.14 | 14 |
15. Полковник, капитан 1 ранга | 13.15 | 15 |
16. Генерал-майор, контр-адмирал | 13.16 | 16 |
17. Генерал-лейтенант, вице-адмирал | 13.17 | 17 |
18. Генерал-полковник, адмирал | 13.18 | 18 |
19. Генерал армии, адмирал флота | 13.19 | 19 |
20. Маршал Российской Федерации | 13.20 | 20 |
Основная тарифная ставка (ТС) работника рассчитывается по формуле:
ТС = ТК х МС,
где
ТК - тарифный коэффициент соответствующего разряда работника (табл. 2);
МС - минимальная региональная ставка первого разряда.
На основе объективно рассчитанных общих тарифных разрядов и тарифных ставок можно планировать надтарифную часть заработной платы. Надтарифная часть может включать ряд премий за конечные результаты деятельности.
ЕСФПОР является важной основой для объективного формирования тарифного разряда любого работника и базой для оценки уровня трудового потенциала кадров. Роль главного и основополагающего элемента в ней принадлежит фактору "должностная категория" и ее оценке в разрядах. При этом нами учтен опыт Японии. В Японии, например, президент любой фирмы имеет доход в 4-5 раз больше инженера, врача, экономиста; а минимальная ставка, установленная законом, составляет 2000 долларов.
Для сравнения заметим, что минимальная оплата в Японии, установленная государством, составляет 2000 долларов или в 52 раза выше чем в России. В целях создания единого универсального механизма регулирования тарифной частью заработной платы нами разработана Единая сетка факторов, показателей и оценочных разрядов (табл. 4).
Предложенные оценочные разряды за должность, по каждой должностной группе, должны быть едиными для предприятий и организаций всех уровней, правовых и организационных форм собственности. В этом случае объективным принципом (мерилом) дифференциации в оплате должны стать региональный прожиточный уровень, рассчитанный тарифный разряд и тарифный коэффициент работника. Единая сетка стимулирующих факторов, показателей и разрядов (ЕСФПР) в полной мере отражает специфику самых различных отраслей, производств и организаций. Например, стимулирование за стаж работы в химической, угольной отраслях и металлургии будет в пределах 5, 6 и 7 лет; в других отраслях - 8, 9 и 10 лет. Стимулирование за объем опубликованных научных работ будет характерным для работников вузов и научных организаций. Доплата за секретность и воинские звания также определяют специфику предприятия и отрасли.
В целях создания на предприятии (в организации) автоматизированной системы формирования и учета тарифных разрядов и ставок работников нами предложена методика (табл. 5). Таблица 5, как пример формирования и учета показателей, разрядов и тарифной ставки профессора А.П. Ляшецкого.
По всем факторам, действующим на предприятии должны разрабатываться Положения о стимулировании с указанием кафедры, цеха (отдела), участка, бригады или, при необходимости, списка работников, на которых распространяется фактор, а оценка показателей За общий стаж работы" в разрядах осуществляется с учетом специфических условий и финансовых возможностей предприятия и отрасли.
При таком подходе к оценке труда работника субъективные факторы, зависящие от мнения начальника, теряют свою негативную роль. Стимулы и результаты труда каждого работника теперь, как никогда, будут находиться в прямой зависимости и влиять на повышение как социальной, так и экономической эффективности производства. Применение наших рекомендаций позволит создать высокоэффективный государственный механизм регулирования оплаты труда, что в дальнейшем позволит точно рассчитывать исходную базу для исчисления единого социально-бюджетного налога и цены товара.
Сегодня государство в лице исполнительной и законодательных органов власти еще может переломить ситуацию и действительно направить свои усилия на подъем жизненного уровня своего народа и могущества страны. Для этого необходимы: воля правительства, применение предложенных нами механизмов и широкомасштабный экономический эксперимент. Все усилия следует направить на подъем уровня оплаты труда и, как следствие, экономики предприятий. Только здесь и на этом направлении лежат пути к реальному спасению нашего государства.
Таблица 4
Предлагаемая Единая сетка факторов, показателей
и оценочных разрядов (ЕСФПОР)
Наименование факторов и показателей | Оценочный | |
1.0. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. |
А. Основная должностная категория работника (база): Рабочий ИТР (служащий) Мастер, нач. уч., (лаб.), преподаватель, депутат Зам. и нач. цеха (отдела), гл. специалист Зам. руководителя предприятия Руководитель предприятия |
1 4 7 10 13 16 |
2.0. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. |
Б. Дополнительные стимулирующие разряды. Уровень образования: - ПТУ - среднее - среднее специальное - высшее - аспирантура |
1 1 1 1 1 |
3.0. 3.1. 3.2. 3.3. |
Общий стаж работы: - за каждые 6 лет - за 8 лет - за 10 лет |
1 1 1 |
4.0. 4.1. 4.2. |
Повышение квалификации: - за каждые курсы повышения квалификации по установлен- ной программе - за обучение на ФПК |
1 1 |
5.0. | Публикация научных работ: за каждые 30 п./л. | 1 |
6.0. | Свидетельства и патенты на изобретения: - за каждые 25 изобретений |
1 |
7.0. 7.1. 7.2. |
Ученая степень: - кандидат наук - доктор наук |
1 1 |
8.0. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 8.7. |
Ученые звания: - старший научный сотрудник (СНС) - доцент - профессор - член-корреспондент - академик - лауреат Премии России - лауреат Нобелевской премии |
1 1 1 1 1 1 1 |
9.0. 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 9.6. 9.7. 9.8. 9.9. 9.10. 9.11. 9.12. 9.13. 9.14. 9.15. 9.16. 9.17. 9.18. 9.19. |
Заслуженные и почетные звания: - победитель Олимпиады - заслуженный работник - дипломант Всероссийского конкурса - лауреат Всероссийского конкурса - дипломант Международного конкурса - лауреат Международного конкурса - премия Гран-при Российского конкурса - премия Гран-при Международного конкурса - заслуженный артист - народный артист - мастер спорта - чемпион области - чемпион турнира - чемпион России - чемпион Европы - чемпион Мира - герой России - почетный Гражданин города - ветеран труда |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
10.0. 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 10.5. |
Условия труда: - вредные - особо вредные - первая форма секретности - вторая форма секретности - доплата за литературу учителям и преподавателям |
1 2 2 1 1 |
11.0. | Воинское звание по справочнику |
Таблица 5
Пример формирования разряда и оценки уровня трудового
потенциала профессора Ляшецкого А.П. при минимальной
з/пл - 1100 руб.
Факторы и показатели, формирующие общий тарифный разряд работника |
Код фактора и показателя |
Код разрядов | ТК | Тарифная став- ка, руб. |
Основная (базовая) ставка за должностную категорию - препода- ватель |
1.3 | 7 | 3,4 | 3 740 |
Дополнительное стимулирование: 1. За образование: - среднее - высшее |
2.2 2.4 |
1 1 |
0,4 0,4 |
440 440 |
2. За общий стаж работы - 45 лет (надбавка за каждые 10 лет) |
3.0 | 4 | 1,6 | 1 760 |
3. За повышение квалификации: - курсы (два раза) |
4.1 | 2 | 0,8 | 880 |
- ФПК (один раз) | 4.2 | 1 | 0,4 | 440 |
4. За публикацию научных работ: - 90 п. л (за каждые 30 п. л.) |
5.3 |
3 |
1,2 |
1 320 |
5. За ученую степень: - кандидат наук - доктор наук |
7.1 7.2 |
1 1 |
0,4 0,4 |
440 440 |
6. За ученые и почетные звания: - старший научный сотрудник (СНС) - доцент - профессор - ветеран труда |
8.1 8.2 8.3 8.4 |
1 1 1 1 |
0,4 0,4 0,4 0,4 |
440 440 440 440 |
7. За условия труда: - доплата за литературу |
10.5 |
1 |
0,4 |
440 |
Итого | 26 | 11,0 | 12 100 | |
Фактическая зарплата, руб. | 12 000 + 7000 зад. э. н. |
Эксперимент по применению новой методики для тарификации труда и объективной оценки уровня квалификации и тарифной ставки (оклада) рабочего, инженера, преподавателя, депутата, медработника, ученого, руководителя предприятия, главы администрации, министра, председателя правительства и президента следует начать с республик Северного Кавказа. Это позволит стабилизировать обстановку и устранить условия для ее обострения. Других путей социальной защищенности граждан России и подъема экономики просто нет, и не надо терять время и заниматься самообманом.
Литература
1. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ "Академкнига", 2003. - С. 7-8.
2. Современная экономика труда / Под ред. доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.В. Куликова. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2001. - 660 с.
3. Maddison A. The World Economy: Historical Statistics. Paris: OECD, 2003.
4. Комаров O.К. Подходы к стратегическому управлению экономикой предприятия // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2004, N 2. - С. 36-38.
А. Ляшецкий,
д.э.н., профессор Саратовской академии
государственного и муниципального управления
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 7, 9, июль, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107