г. Вологда |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А44-2391/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Белоруковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лактис" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2011 года по делу N А44-2391/2011 (судья Ларина И.Г.),
установил
закрытое акционерное общество "Лактис" (ОГРН 1025300796850, далее - Общество, ЗАО "Лактис") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - Управление) о признании незаконным предписания от 18.02.2011 N 24/4/18-1.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у Управления законных оснований для выдачи ЗАО "Лактис" оспариваемого предписания.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 01.02.2011 N 24/ЧС должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная проверка выполнения Обществом ранее выданного ему предписания от 25.02.2010 N 17/ЧС. Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность привести локальную систему оповещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе проверки выявлен факт невыполнения названного предписания, о чем составлен акт проверки от 18.02.2011.
ЗАО "Лактис" ответчиком вновь выдано предписание от 18.02.2011 N 24/4/18-1, согласно которому Обществу следует до 31.01.2012 провести реконструкцию локальной системы оповещения населения и обеспечить ее техническое и программное сопряжение с системами оповещения.
Не согласившись с данным предписанием, ЗАО "Лактис" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На основании статьи 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
В силу пункта 6 Положения должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений выдано Управлением в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 4 Закона N 68-ФЗ принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно пунктам 6 - 8 данного Положения на каждом уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются координационные органы, таким органом на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Компетенция комиссии, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Согласно статье 14 Закона N 68-ФЗ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации, в частности, обязаны: создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях (пункт "г").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" предусмотрено, что организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обязаны осуществить проектирование и строительство локальных систем оповещения, в том числе, для химически опасных объектов с зоной действия локальных систем оповещения- в радиусе 2,5 км вокруг объекта.
В соответствии с пунктом 4 Положения о системах оповещения, утвержденного совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи России, Министерства культуры и массовых коммуникаций России от 25.07.2006 N 422/90/376, изданным во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р, системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
В соответствии с пунктом 1 данного положения этот приказ является обязательным для организаций связи, независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию систем оповещения.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что ЗАО "Лактис" является химически опасным объектом, на котором используется природный газ, аммиак. В Обществе имеется локальная система оповещения "Рейс". Данная система предназначена для трансляции радиопрограмм, местного вещания литературно-музыкальных программ с магнитолы и с внешнего источника, а также передач информации через микрофон в пассажирских поездах на железных дорогах и других объектах.
Из представленного заявителем экспертного заключения на паспорт безопасности опасного объекта следует, что в 0,6 км от ЗАО "Лактис" находятся химически опасные объекты - открытое акционерное общество "Дека" и открытое акционерное общество "Новгородский мясной двор", в 200 метрах находится жилая зона, в 90 метрах - здание с торговыми и офисными помещениями, в непосредственной близости от промышленной площадки общества - кафе и открытое акционерное общество "Новгородхлеб".
Следовательно, Общество должно иметь локальную систему оповещения, отвечающую установленным требованиям
В рассматриваемом случае заявителем не обеспечено ее техническое и программное сопряжение с системами оповещения.
Довод подателя жалобы о том, что сопряжение его локальной системы оповещения обеспечивается путем телефонной связи, противоречит требованию пункта 4 Положения.
Таким образом, заявитель не имеет законченной в полном объеме локальной системы оповещения, в связи с чем ему правомерно предписано провести реконструкцию локальной системы оповещения населения и обеспечить ее техническое и программное сопряжение с системами оповещения.
Ссылка Общества на неконкретность предписания в части отсутствия указаний на конкретные мероприятия, которые должен провести заявитель для обеспечения выполнения требования, содержащегося в этом предписании, не имеет правового значения для оценки предписания на предмет законности, поскольку ЗАО "Лактис" имело возможность обратиться за разъяснением требований предписания, а кроме того, исполнять предписание в том объеме, в котором считает его к нему относящимся.
Следовательно, оспариваемое предписание соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 сентября 2011 года по делу N А44-2391/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лактис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2391/2011
Истец: ЗАО "Лактис"
Ответчик: Ведущий специалист-эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области Власов Игорь Павлович, Главное управление МЧС России по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7735/11