г. Томск |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А27-9883/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
Бородулиной И. И., Колупаевой Л. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдуновой А. Ю.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2011 по делу N А27-9883/2011 (судья Обухова Г.П.) по заявлению государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10), г. Новокузнецк, к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 91", г.Новокузнецк (ИНН 4217027213, ОГРН 1024201473416) о взыскании 2 075,86 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (далее также - ГУ КРОФСС) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N91" (далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа N91", Учреждение) о взыскании 1665,27 руб. недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, а также штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов - в размере 54,52 руб. и пени в сумме 356,07 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2011 (резолютивная часть объявлена 11.10.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ГУ КРОФСС обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить полностью и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то обстоятельство, что поскольку целевое использование выделенных денежных средств на приобретение книгоиздательской продукции документально не подтверждено, теряется их компенсационный характер, и они подлежат обложению на общих основаниях. По мнению апеллянта, судом сделан неправомерный вывод о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты не могут быть признаны объектом обложения страховыми взносами; намереваясь освободить данные суммы от обложения страховыми взносами, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 91" должно было предоставить документальное подтверждение целевого использования денежных выплат за методическую литературу.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной проверки Учреждения по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ГУ КРОФСС вынесено решение N 220сс/в от 22.04.2011 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного социального страхования и территориальные фонды обязательного социального страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в том числе, в виде недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование в Фонд сумме 1665,27 руб., пени в сумме 356,07 руб. и штрафные санкции в виде штрафа в размере 54,52 руб.
Основанием для принятии указанного решения послужил вывод ГУ КРОФСС о занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поскольку МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 91" при начислении страховых взносов в облагаемую базу не включена ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам за приобретение методической литературы, которая не подтверждена документально.
22.04.2011 ГУ КРОФСС в адрес Учреждения выставлено требование N з22 осс/в об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое в срок до 06.05.2011 года заинтересованным лицом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Законом N 212-ФЗ ежемесячная денежная компенсационная выплата на методическую литературу педагогическому составу муниципального дошкольного образовательного учреждения не является объектом обложения страховыми взносами.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из оспариваемого решения, в качестве основания его принятия явился вывод ГУ КРОФСС о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку Учреждением при начислении страховых взносов в облагаемую базу не включена ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам за приобретение методической литературы, которая не подтверждена документально.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В пункте 8 статьи 55 Закона об образовании установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона об образовании внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим содержанием: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Пунктом 8 статьи 55 Закона об образовании не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и так далее), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов. Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона об образовании, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В то же время данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации указанной статьей предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Указанная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.09.2011 N ВАС-11571/11 по делу N А56-50538/2010.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.10.2011 по делу N А27-9883/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9883/2011
Истец: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N10)
Ответчик: МОУ СОШ N91, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 91"
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9878/11