г. Самара |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А72-5611/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ОАО "Ульяновскнефть" Багдасарова А.А. (доверенность от 09.11.2011 N 196/2011),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области Фадеевой Н.В. (доверенность от 29.12.2010 N 16-03-19/07496),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ОАО "Ульяновскнефть" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.10.2011 по делу N А72-5611/2011 (судья Бабенко Н.А.), принятое по заявлению ОАО "Ульяновскнефть" (ИНН 7313000026, ОГРН 1027300869848), г.Ульяновск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - налоговый орган) от 15.03.2011 N 248 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 15.03.2011 N 9 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), заявленной к возмещению, а также об обязании налогового органа вернуть обществу из федерального бюджета излишне взысканный налог в размере 5876979 руб. путем зачета в счет предстоящих платежей.
Решением от 05.10.2011 по делу N А72-5611/2011 Арбитражный суд Ульяновской области отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ОАО "Ульяновскнефть" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил, считая, что в обжалуемой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители налогового органа апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав выступления представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной 15.10.2010 уточненной налоговой декларации ОАО "Ульяновскнефть" по НДС за 4 квартал 2008 года, согласно которой к возмещению из бюджета заявлен налог в сумме 20828260 руб., налоговый орган принял решения от 15.03.2011 N 248 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 15.03.2011 N 9 об отказе в возмещении налога в сумме 5876979 руб., заявленной к возмещению.
Решением от 29.04.2011 N 16-15-11/05435 Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области оставило решение от 15.03.2011 N 248 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований об оспаривании в части указанных решений налогового органа и об обязании его вернуть из федерального бюджета налог путем зачета в счет предстоящих платежей.
Как видно из материалов дела, в подтверждение правомерности предъявления к вычету сумм налога ОАО "Ульяновскнефть" представило копии счетов-фактур за период с 2001 по 2005 годы, договоры, документы, подтверждающие оплату работ, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Представленные обществом первичные документы подтверждают, что строительно-монтажные работы, выполненные как собственными силами, так и подрядными организациями, осуществлялись в 2001-2005 годах. Счета-фактуры выставлены в том же периоде, тогда же произведена их оплата.
На требование налогового органа от 22.11.2010 N 1051 о представлении документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, общество представило следующие документы: ведомости аналитического учета по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2003 и с 01.01.2004 по 31.12.2005, так как объекты со счета 08.1н были переведены на счет 08.09 "ОС оборудование, переданное на ввод"; акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (по форме ОС-1) от 30.11.2003 N 000466, от 30.11.2003 N 000468, от 30.11.2003 N 000467 и от 30.11.2003 N 000461; акты государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25.04.2003, от 24.11.2003 и от 08.10.2003.
Данные документы свидетельствуют о том, что объекты (коммерческий узел учета нефти "КЛИН", бетонная площадка и ограждения, трансформаторная подстанция НСП "КЛИН" и РВС-1000м/куб НСП "КЛИН"(местонахождение: Ульяновская рбласть, Новоспасский райое, в 3 км южнее 824 км автодороги Москва-Самара)) были введены в эксплуатацию в 2003 году. Право собственности на земельный участок, на котором располагаются эти объекты, зарегистрировано также в 2003 году, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2003 серии 73-АТ N 033147).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действовавшей в проверенном периоде) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных, в том числе, пунктом 6 статьи 171 НК РФ. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Абзацем первым пункта 6 статьи 171 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, действовавшей в проверенном периоде) установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ (в той же редакции) вычеты сумм налога, предусмотренных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ.
В абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ (в той же редакции) указано, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. (Аналогичная норма предусмотрена пунктом 4 статьи 259 НК РФ в ныне действующей редакции).
Положения статьи 171 НК РФ не содержат отсылки к пункту 8 статьи 258 НК РФ, согласно которому при исчислении налога на прибыль основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Из содержания названных правовых норм следует, что право на применение налогового вычета по НДС по объекту капитального строительства связано не с моментом подачи документов на государственную регистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта (в том числе включением объекта в состав амортизационной группы), а с моментом введения объекта в эксплуатацию.
Ссылка ОАО "Ульяновскнефть" на положения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в подтверждение довода о праве постановки объекта на учет лишь после его государственной регистрации является необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного Федерального закона суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
При этом факт подачи документов на государственную регистрацию прав на данные объекты для применения налогового вычета значения не имеет.
Согласно пункту 5 статьи 3 указанного Федерального закона суммы налога, исчисленные налогоплательщиком по строительно-монтажным работам для собственного потребления, выполненным до 01.01.2005, подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ.
Вышеуказанные выводы подтверждаются Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2007 N 829/07.
Утверждение ОАО "Ульяновскнефть" о том, что данное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является вновь открывшимся обстоятельством, ухудшающим положение общества, поскольку ранее судебная практика исходила из того, что налогоплательщик не вправе предъявлять суммы НДС к вычету до подачи документов на государственную регистрацию прав, является ошибочным и противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Так, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-7633/11 указано, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2007 N 829/07 недопустимо рассматривать как вновь открывшееся обстоятельство, поскольку отсутствуют условия, определенные главой 37 "Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что положения пункта 6 статьи 171 НК РФ никогда не связывали возможность отнесения налогоплательщиком к налоговым вычетам сумм НДС, предъявленных ему подрядными организациями, с государственной регистрацией объектов капитального строительства в силу пункта 5 статьи 172 НК РФ, содержавшего ссылку на абзац второй пункта 2 статьи 259 НК РФ. Основанием для включения в налоговые вычеты соответствующих сумм налога являлась постановка на учет объектов основных средств в соответствии с правилами бухгалтерского учета с момента их ввода в эксплуатацию (до 01.01.2006) и в налоговый период получения налогоплательщиком от подрядчиков счетов-фактур. Пункт 8 статьи 258 НК РФ к данным правоотношениям, связанным с налоговыми вычетами по НДС, не применяется.
Аналогичный вывод содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2011 N ВАС-8080/11.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось каких-либо оснований для применения в настоящем деле Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму исчисленного налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, обязательным условием для применения налогового вычета и возмещения соответствующих сумм НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, и пропуск этого срока (в том числе в случае, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего периода) исключает возмещение НДС.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 15.06.2010 N 2217/10.
В рассматриваемом случае общество реализовало право на налоговый вычет по НДС в уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года, представленной в налоговый орган 15.10.2010, то есть за пределами трехлетнего срока, установленного налоговым законодательством.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и сделал выводы, соответствующие этим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 07.11.2011 N 5840 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 октября 2011 года по делу N А72-5611/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ульяновскнефть" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5611/2011
Истец: ОАО "Ульяновскнефть"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области