Комментарий к письму Минфина РФ
от 5 июля 2007 г. N 03-11-04/3/253
Уже не первый год продавцы карт экспресс-оплаты и SIM-карт мобильной связи мучаются с решением вопроса о том, какие налоги платить с такой торговли. Можно ли, например, приравнять ее к обычной розничной? И соответственно применять "вмененку", если площадь для продаж меньше 150 кв. м? В опубликованном документе специалисты Минфина вновь дают разъяснения по данной проблеме.
"Нетоварный вид" телефонных карт...
Считать розничными продажи SIM-карт и карточек оплаты мобильной связи, безусловно, выгодно продавцам в тех муниципалитетах, где введена "вмененка" для розницы. На сегодня указанный товар является довольно распространенным. Встретить его можно не только в салонах связи, но и во многих магазинах и киосках. Причем такие торговые точки чаще всего платят "вмененный" налог. Поэтому появление нового "невмененного" вида деятельности значительно осложняет их работу. Ведь Налоговый кодекс в такой ситуации требует вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Тем не менее и Минфин, и налоговые работники долгое время придерживались мнения, что торговля картами экспресс-оплаты, как и SIM-картами, на "вмененку" переводиться не должна. В качестве аргумента специалисты ведомств и управлений, как правило, приводили раздел Х Правил оказания услуг телефонной связи*. Там сказано, что абонент может оплачивать услуги связи оператору или уполномоченному им лицу как в наличной, так и в безналичной форме. В том числе и карточками экспресс-оплаты. Таким образом, последние никак нельзя считать товаром. То есть имуществом для перепродажи в том смысле, который подразумевает налоговое и гражданское законодательство (ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ). Поскольку эти пластиковые "платежки" не что иное, как средство предоплаты за услуги связи (см., например, письма Минфина России от 06.05.2005 N 03-06-05-04/120, от 22.06.2005 N 03-06-05-04/173, от 27.03.2006 N 03-11-04/3/164, УФНС России по Московской области от 20.01.2004 N 04-27/00712/Б037 и от 28.06.2006 N 22-19-и/0276).
...Или все-таки "вмененка"?
Определенная логика в приведенных рассуждениях финансовых и налоговых специалистов, безусловно, есть. И все же решение о "невмененном" характере продаж телефонных карточек бесспорным не назовешь. На это неоднократно указывали и арбитражные судьи. Справедливости ради следует признать, что некоторые из них разделяли точку зрения Минфина. Однако дел, в которых арбитры высказывались в пользу розничного характера таких продаж, все же было значительно больше. Судьи отмечали, что средством расчетов карта экспресс-оплаты является только для оператора. Продавец же этих карт не оказывает "связных" услуг. Более того, он не отвечает ни за качество услуги, ни даже за сам факт ее предоставления, поскольку активация купленной карты от него не зависит. Таким образом, карточка мобильного оператора - обычный розничный товар. Значит, продавец может платить "вмененный" налог с такой торговли (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 18.03.2005 N А68-294/15-04).
Возможно, сформировавшаяся арбитражная практика побудила финансистов изменить точку зрения на продажи карточек экспресс-оплаты. А может, сами аргументы арбитров показались специалистам Минфина убедительными. Как бы там ни было, но чуть меньше года назад появились разъяснения работников этого ведомства, диаметрально противоположные прежним.
Так, в письме от 25.08.2006 N 03-11-02/189 финансисты признали пластиковые "платежки" товаром, а их продажу - "вмененной" розницей. Причем главное налоговое ведомство вскоре довело эти разъяснения до подчиненных, согласившись с мнением Минфина (письмо ФНС России от 07.09.2006 N ШС-6-02/905). Однако финансовые специалисты уже тогда обратили внимание продавцов на такой существенный момент, как условия реализации. Фирма может торговать картами и по агентскому договору. Если при этом она действует от имени принципала (оператора связи), как раз возникает вопрос о предоплате услуг. То есть об обычной продаже, как и о "вмененке", речь уже не идет. Такие же разъяснения с теми же оговорками даны в отношении торговли SIM-картами и картами экспресс-оплаты в опубликованном документе. Обратите внимание: в этом году финансисты разрешили пересчитать налог, в частности, за 2004-2006 годы, если фирма опасалась применять "вмененку" в данном периоде (письмо Минфина России от 28.04.2007 N 03-11-04/3/137).
А.П. Андреева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N 1235
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.