город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2011 г. |
дело N А32-25763/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Винокур И.Г., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Кирдеевым А.А.
при участии:
от ОАО АПФ "Фанагория": Савин С.А. по доверенности N 03-ю от 01.01.2011 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2011 по делу N А32-25763/2011 по заявлению ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" к ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края о признании недействительным решения принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 2978 от 03.06.2011 г. в части доначисления земельного налога в размере 212 189 руб.
Решением суда от 18.10.2011 г. признано недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Темрюкскому району Краснодарского края от 03.06.2011 г. N 2978 как не соответствующее НК РФ. Отклонено ходатайство ИФНС о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района.
Решение мотивировано тем, что в связи с отсутствием утвержденных на 01.01.2009 г. показателей кадастровой стоимости земельных участков, у заявителя не возникла обязанность по исчислению налога, исходя из неустановленной кадастровой стоимости. Налоговый орган неправомерно использовал неопубликованные данные о кадастровой стоимости земельных участков.
ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Неприменение ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р до признания его недействующим неправомерно.
В отзыве на жалобу ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, инспекция ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.04.2009 года ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" представлена первичная декларация по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, сумма исчисленного налога к уплате составила 520 951 руб.
21.01.2011 года общество представило в ИФНС уточненную декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, сумма налога к уменьшению - 337 601 руб.
ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0503000:26, 23:30:0502007:113, 23:30:0503000:169, 23:30:0503003:155.
В уточненной налоговой декларации указана кадастровая стоимость: для 23:30:0502007:113 - 9 630 222 руб.; для 23:30:0503000:26 - 93 908 495 руб.; для 23:30:0503003:155 - 71 112 руб.; для 23:30:0503000:169 - 70 578 839 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 1 квартал 2009 года инспекцией составлен акт N 12623 от 27.04.2011 года.
ОАО АПФ "Фанагория" представила налоговому органу письменные возражения от 11.05.2011 года N 1807 (вх. N 02-128/010057 от 13.05.2011 года).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также письменных возражения налогоплательщика, заместителем начальника ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края вынесено решение N 2978 от 03.06.20011 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Всего по решению N 2978 от 03.06.2011 г. обществу доначислено к уплате 212 189 руб.
ОАО АПФ "Фанагория" была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 19.07.2011 г. N 20-12-586 УФНС России по Краснодарскому краю оставила апелляционную жалобу ОАО АПФ "Фанагория" без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО АПФ "Фанагория" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0503000:26, 23:30:0502007:113, 23:30:0503000:169, 23:30:0503003:155.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации общество обязано уплачивать земельный налог.
Налогоплательщиком при определении налоговой базы за 1 квартал 2009 г. в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:30:0502007:113 применена кадастровая стоимость 9 630 222 руб.; 23:30:0503000:26 применена кадастровая стоимость 93 908 495 руб.; 23:30:0503003:155 применена кадастровая стоимость 71 112 руб.; 23:30:0503000:169 применена кадастровая стоимость 70 578 839 руб.
Инспекция на основании сведений, поступивших из ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, исходила из того, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2009 составляет: 23:30:0502007:113 - 78 337 338,80 руб.; 23:30:0503000:26 - 124 204 976 руб.; 23:30:0503003:155 - 766 043, 37 руб.; 23:30:0503000:169 - 93 348 775 руб.
В связи с чем, инспекция пришла к выводу, что ОАО АПФ "Фанагория" не уплатило авансовые платежи по земельному налогу за 1 квартал 2009 в размере 212 189 руб.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пунктов 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу)
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316 (с изменениями), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По смыслу указанных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Как видно из материалов дела, земельный налог за 1 кв. 2009 г. исчислен инспекцией исходя из кадастровой стоимости земли, определенной на основании Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Вместе с тем, указанное распоряжение в спорный период в установленном порядке опубликовано не было.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" (с изменениями) официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Налоговая инспекция в материалы дела не представила доказательства факта опубликования в установленном порядке и вступления в силу распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р на момент расчета кадастровой стоимости земельных участков.
Судом первой инстанции правильно указано, что Распоряжение N 1202-р опубликовано в N 37 газеты "Кубанские новости" только 13.03.2009 г.
Таким образом, изменения кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков по состоянию на 01.01.2009 г. не утверждены и не доведены до сведения общества до 01.03.2009 г.
Ссылка налогового органа на наличие сведений, представляемых в электронном виде в инспекцию органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, не может быть принята во внимание.
Суд первой инстанции обосновано указал, что доначисление налоговой инспекцией земельного налога является неправомерным, поскольку отсутствуют утвержденные показатели кадастровой стоимости земельного участка.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговая инспекция определение суммы земельного налога на основании нормативной цены земельного участка не производила.
Учитывая, что у общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с распоряжением N 1202-р, не опубликованным в установленном порядке, суд первой инстанции правильно указал, что решение ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края от 03.06.2011 г. N 2978 следует признать недействительным.
Ссылки подателя жалобы на постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" несостоятельны.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2011 по делу N А32-25763/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25763/2011
Истец: ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория", ОАО "АПФ "Фанагория"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы Росси по Темрюкскому району Краснодарского края, ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС по Темрюкскому району