г. Воронеж |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А48-1905/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д., Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский": Плетневой С.С., представителя по доверенности б/н от 18.05.2011,
от Департамента сельского хозяйства Орловской области: Калмыковой Ю.А., главного специалиста отдела судебного представительства и договорной работы правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, доверенность N 01-06/3965 от 21.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2011 по делу N А48-1905/2011 (судья Ю.В. Полинога) по заявлению закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (ОГРН 1035717001440) к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании недействительным бездействия.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства Орловской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа Департамента предоставить субсидию из федерального бюджета в размере 6 176 830,68 руб. и из областного бюджета в размере 231 631,15 руб. на возмещение затрат на уплату части процентов по целевому кредиту на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, и об обязании Департамента предоставить Обществу субсидию в размере 231 631,15 руб. из средств бюджета Орловской области и в размере 6 176 830,68 руб. из средств федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его принятым с нарушением норм материального права, ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что ни в одном из писем Департамент не сообщал ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" об отсутствии необходимых документов в пакете документов, предоставленных Обществом для получения субсидии.
Считает необоснованным вывод суда о том, что полный пакет необходимых документов был предоставлен Департаменту только 28.02.2011.
По мнению заявителя жалобы, Постановление Правительства Орловской области N 42 от 15.02.2010 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году" (далее - Постановление N 42 от 15.02.2010) регулирует вопросы предоставления субсидий по кредитным договорам, закупка сырья по которым была осуществлена в 2010 году и его действие прекратилось только с момента вступления в законную силу Постановления Правительства Орловской области N 27 от 03.02.2011 "Об утверждении порядков предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства" (далее- Постановление N 27 от 03.02.2011. При этом полагает, что Постановление Правительства Орловской области N 27 от 03.02.2011 может распространятся лишь на правоотношения, возникшие после его опубликования и вступления в законную силу, то есть после 1 марта 2011 года.
Кроме того, Общество ссылается на Постановление Правительства РФ N 90 от 04.02.2009 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах", которое не содержит запрета на использование агентских договоров при осуществлении закупки сырья для промышленной переработки.
В связи с чем, считает, что субъект РФ не имеет полномочий вводить ограничения в условия расходования субсидий, не предусмотренные нормативными актами федерального уровня.
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению Департамента, судом первой инстанции в полном объеме исследованы представленные доказательства и обстоятельства дела, которым дана надлежащая оценка.
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 24.11.2011 был объявлен перерыв до 01.12.2011.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.07.2010 между Обществом и государственной корпорацией "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" было заключено кредитное соглашение N 110100/1160, в соответствии с которым Обществу предоставлен кредит в размере 1 000 000 000 руб. с лимитом задолженности в сумме 600 000 000 руб. на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки.
В соответствии с пунктом 4.2 соглашения процентная ставка устанавливалась в размере ставки рефинансирования Банка России плюс 3,5 процентов годовых, но не ниже 10 процентов годовых.
Срок погашения кредита установлен пунктом 3.1 кредитного соглашения: через 364 дня с даты заключения соглашения.
Закупив корнеплоды сахарной свеклы, Общество освоило кредит на сумму 600 000 000 руб.
В 2010 и в 2011 Общество обращалось в Департамент с заявлениями о предоставлении субсидий по расходам на выплату процентов по вышеуказанному кредитному соглашению.
Письмом N 01-06/4191 от 09.12.2010 Департамент сообщил Обществу, что выплата субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредиту производится после подтверждения целевого использования кредита. Ссылаясь на установленный Постановлением Правительства от 15.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году" перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитных ресурсов, Департамент указал на то, что выплата субсидий возможна при выполнении всех норм и правил, регулирующих их выплату.
Письмом N 01-06/561 от 04.03.2011 Департамент уведомил ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" о том, что по предоставленным последним документам на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 30.07.2010 N 110100/1160, заключенному с ГК "Внешэкономбанк" на сумму 600 000 000 руб., принято к субсидированию 500 100 000 руб. Также Департамент сообщил о соответствии комплекта документов установленным требованиям и о его регистрации 18.02.2011 под номером 39.
В письме от 06.05.2011 Департамент разъяснил причину отказа в выплате ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" субсидий, указав, что не подлежат принятию к субсидированию агентские договоры в связи с принятием Постановления от 03.02.2011 N 27.
Отказ в предоставлении субсидии послужил основанием для обращения в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения, в частности суд пришел к выводу, что требования Общества противоречат положениям Постановлений Правительства Орловской области от 03.02.2011 N 27 и от 15.02.2010 N 42.
Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено в пункте 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 132 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 90 от 04.02.2009 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлены условия предоставления субсидий бюджетам.
В перечень условий включено обязательное наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (далее - заемщики), в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.
Согласно пункту 18 Правил предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего сведения об объеме субсидии, сведения об объеме средств на возмещение части затрат, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах); целевое назначение субсидии; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого в том числе предоставляется субсидия и т. д.
В 2010 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области было заключено Соглашение от 17 февраля 2010 года N 216/17, в соответствии с пунктом 1.2 которого Министерство направляет Орловской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в виде субсидий.
На основании пункта 2.5 Соглашения от 17 февраля 2010 года N 216/17 субсидии перечисляются в бюджет Орловской области в течение финансового года.
В силу пункта 3.4 Соглашения от 17 февраля 2010 года N 216/17 в случае если в 2010 году Орловской областью не будут достигнуты значения целевых показателей эффективности использования субсидий, Министерство принимает решение об уменьшении размера субсидий, предоставляемых бюджету Орловской области на 2011 год.
Постановлением Правительства Орловской области от 15.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году" был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в 2010 году.
В соответствии с преамбулой Постановления от 15.02.2010 N 42 Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, принят во исполнение Закона Орловской области от 7 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В 2011 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области было заключено Соглашение от 8 февраля 2011 года N 15/17.
Пунктом 2.1.5 Соглашения от 8 февраля 2011 года N 15/17 также предусмотрено, что Министерство перечисляет в течение финансового года субсидии в бюджет Орловской области по направлениям и в объемах, утвержденных для Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 03.02.2011 N 27 был утвержден новый Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
В связи с принятием данного постановления утрачивало силу постановление от 15.02.2010 N 42 (пункт 3 постановления от 03.02.2011 N 27).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 27 от 03.02.2011 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаменту сельского хозяйства Орловской области Законом Орловской области от 3 декабря 2010 года N 1150-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов".
Из вышеизложенного следует, что порядок и объемы предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Орловской области устанавливаются на соответствующий финансовый год. Денежные средства в виде субсидий поступают из федерального бюджета в бюджет Орловской области ежегодно и направляются Департаментом сельского хозяйства Орловской области получателям на основании порядка предоставления субсидий, установленного нормативным правовым актом Орловской области. Порядок предоставления субсидий устанавливается Правительством Орловской области на основании закона Орловской области об областном бюджете на текущий год и плановый период, предусматривающего финансирование расходов по поддержке отдельных направлений сельскохозяйственного производства.
Таким образом, Постановление Правительства Орловской области от 15.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка предоставления субсидий_в 2010 году" как нормативный правовой акт, устанавливающий условия предоставления субсидий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов денежных обязательств, предусмотренных на 2010 год, не распространяется на правоотношения, связанные с выплатой субсидий организациям агропромышленного комплекса в 2011 году.
В этой связи является обоснованным вывод суда области о том, что Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 15.02.2010 N 42, фактически перестал действовать с 01.01.2011.
Кроме того, как верно отметил суд области, исходя из наименования Постановления Правительства Орловской области от 15.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году" а также положений указанного Постановления следует, что данным постановлением утверждены порядки в целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в части предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Орловской области от 15.02.2010 N 42 регулирует вопросы предоставления субсидий по кредитным договорам, закупка сырья по которым была осуществлена в 2010 году, не основан на законе.
Как следует из пунктов 11, 12 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 15.02.2010 N 42, Порядка, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 03.02.2011 N 27, правоотношения, связанные с выплатой субсидий, возникают при рассмотрении Департаментом сельского хозяйства Орловской области заявления с приложением всех необходимых документов, поступившего от лица, имеющего право на получение субсидии.
Момент времени, когда осуществлялась закупка сырья по заключенным кредитным договорам, правового значения в этом случае не имеет.
Принимаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 нормативные акты субъектов Российской Федерации регламентируют порядок предоставления субсидий в конкретном указанном в них периоде.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что при представлении пакета документов для получения субсидии должен применяться тот порядок, который действует в момент представления полного пакета документов.
Поскольку условия предоставления заемщику субсидий выполнено Обществом в 2011 году, при рассмотрении заявления ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" о получении субсидий, подлежит применению действующий порядок, установленный Постановлением N 27 от 03.02.2011.
Из письма Департамента N 01-06/561 от 04.03.2011 следует, что документы на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитному соглашению от 30 июля 2010 года N 110100/1160, заключенному с ГК "Внешэкономбанк" на сумму 600 000 000 руб., представленные Обществом зарегистрированы 18.02.2011.
При проверке представленных документов Департаментом было установлено, что в подтверждение целевого использования кредита ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" ссылается не только на договор поставки от 26.07.2010 N 61/645-10, но также - на агентские договоры от 15.01.2010 N 447/607-10 и от 01.07.2010 N 464/607-10 на общую сумму 99 900 000 руб.
По итогам проверки Департаментом было принято к субсидированию 500 100 000 (пятьсот миллионов сто тысяч) рублей.
В связи с тем, что в Постановлении Правительства Орловской области от 03.02.2011 N 27 в пункте 10 содержится запрет на предоставление агентских договоров в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов, вышеуказанные агентские договоры обоснованно не были учтены Департаментом при расчете размера субсидии, подлежащей выплате истцу по кредитному соглашению от 30 июля 2010 года N 110100/1160.
Довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ N 90 от 04.02.2009 не содержит запрета на использование агентских договоров при осуществлении закупки сырья для промышленной переработки, в связи с чем, субъект РФ не имеет полномочий вводить ограничения в условия расходования субсидий, не предусмотренные нормативными актами федерального уровня подлежит отклонению ввиду необоснованности.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно представленному в материалы дела решению Орловского областного суда от 05.009.2011 ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим с момента принятия пункта 10 раздела "Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в Департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", являющегося приложением к "Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 03.02.2011 N 27, суд пришел к выводу, что оспариваемая норма, законно устанавливая ограничение на получение субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации, не нарушает права заявителя, поскольку не лишает указанных лиц возможности заключать агентские договоры на закупку сельскохозяйственного сырья, запрещая лишь предъявлять их к субсидированию.
Таким образом, вывод суда области об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества о признании незаконным незаконным отказа Департамента предоставить субсидию из федерального бюджета в размере 6 176 830,68 руб. и из областного бюджета в размере 231 631,15 руб. на возмещение затрат на уплату части процентов по целевому кредиту на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, и об обязании Департамента предоставить Обществу субсидию в размере 231 631,15 руб. из средств бюджета Орловской области и в размере 6 176 830,68 руб. из средств федерального бюджета, является правомерным.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и сделанные судом выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Доводы, приведенные в жалобе, выражают лишь несогласие с принятым судебным актом.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта апелляционным судом не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение арбитражного суда области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Обществом по платежному поручению N 5 от 27.01.2011 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., вместо 1000 руб., излишне уплаченную сумму - 1000 руб. следует возвратить ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2011 по делу N А48-1905/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать закрытому акционерному обществу "Сахарный комбинат "Отрадинский" справку на возврат из средств бюджета государственной пошлины в сумме 1000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 5 от 27.01.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1905/2011
Истец: ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский"
Ответчик: Департамент сельского хозяйства Орловской обл.