город Воронеж |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А14-5724/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО Торговый ряд "Молодежный": Кардашова С.Н., представителя по доверенности серии 36 АВ N 0345149 от 29.06.2011,
от Администрации городского округа город Воронеж: Ананко Ю.Ю., главного специалиста отдела правовой работы в сфере градостроительства управления правовой сфере муниципальной собственности и градостроительства департамента правовой работы администрации городского округа город Воронеж по доверенности N 990 от 22.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Торговый ряд "Молодежный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2011 по делу N А14-5724/2011 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению ООО Торговый ряд "Молодежный" к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными действий Администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж нестационарных торговых объектов, расположенных в соответствии со схемой размещения объектов, и организации торговли на мини-рынке ООО Торговый ряд "Молодежный", в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Невского, 2-а, площадью 2007 кв.м кадастровый номер 36:34:02 03 018:0046, и обязании Администрации городского округа город Воронеж в десятидневный срок включить названные объекты в Схему с выдачей разрешительной документации на указанные объекты в установленном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый ряд "Молодежный" (ОГРН 1053600213083) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действия Администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в письмах Управления главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж N 1-2391 от 12.05.11 и N 3- 1576 от 22.03.2011 об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж нестационарных торговых объектов, расположенных, в соответствии со схемой размещения объектов и организации торговли на мини-рынке ООО Торговый ряд "Молодежный", в границах земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. В.Невского, 2-а площадью 2007 кв.м (кадастровый номер 36:34:02 03 018:0046), и обязании Администрацию городского округа город Воронеж в десятидневный срок включить нестационарные торговые объекты, расположенные, в соответствии со схемой размещения объектов и организации торговли на мини-рынке ООО Торговый ряд "Молодежный", в границах земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. В.Невского, 2-а площадью 2007 кв.м (кадастровый номер 36:34:02 03 018:0046), в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж с выдачей разрешительной документации на указанные объекты в установленном порядке (с учетом уточнений).
Решением суда от 26.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью Торговый ряд "Молодежный" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в границах земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. В. Невского, 2-а, площадью 2007 кв.м. отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу или иным лицам. Планом мероприятий по развитию розничных рынков, расположенных на территории городского округа город Воронеж N 978-р от 20.10.2011 указывается на невозможность размещения на территории рынка ООО "Торговый ряд "Молодежный" капитальных сооружений. В связи с этим, применение норм, регулирующих деятельность розничных рынков к нестационарным торговым объектам не допустимо. На дату утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж принадлежащие Обществу объекты торговли были уже лишены статуса розничного рынка. Таким образом, суд первой инстанции ошибочно применил План организации розничных рынков, утвержденный Постановлением Администрации воронежской области от 04.05.2011 N 380.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация городского округа город Воронеж указывает, что по адресу г. Воронеж, ул. В. Невского, 2а, расположен рынок заявителя, который включен в план организации розничных рынков и имеет разрешение на право организации рынка сроком до 01.01.2012. Таким образом, на Общество распространяется законодательство, регулирующее отношения в сфере рыночной деятельности. Нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов. При этом, в данную схему могут быть включены только сооружения, имеющие совокупность разрешительной документации, предусмотренной Решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II. На сооружения, находящиеся на территории розничных рынков, положения законодательства, регулирующего деятельность в нестационарных торговых объектах, не распространяется, следовательно, такие объекты не подлежат включению в схему.
В судебном заседании 2 декабря 2011 года объявлялся перерыв до 9 декабря 2011 года (03.12.2011 и 04.12.2011 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, 28.06.2006 общество с ограниченной ответственностью Торговый ряд "Молодежный" стало победителем торгов по продаже права на заключение договора аренды сроком на 10 лет земельного участка по адресу: г.Воронеж, ул.В.Невского, 2-а, для организации работы мини-рынка с установкой временных сооружений.
По результатам торгов администрацией городского округа город Воронеж с ООО Торговый ряд "Молодежный" заключен договор аренды земельного участка сроком до 30.06.2016.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж N 831 от 14.06.2007 ООО Торговый ряд "Молодежный" предоставлено разрешение на организацию универсального розничного рынка по адресу: г.Воронеж, ул.В.Невского, 2-а.
10.12.2009 на заседании межведомственной комиссии по вопросам размещения рынков на территории городского округа город Воронеж принято решение выдать разрешение ООО Торговый ряд "Молодежный" на организацию универсального розничного рынка по адресу: г.Воронеж, ул.В.Невского, 2-а на срок до 01.01.2012.
В соответствии с п.3.5 Плана мероприятий по развитию розничных рынков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Распоряжением администрации городского округа город Воронеж N 978-р от 20.10.2010, Управлению главного архитектора администрации городского округа г.Воронеж и Управлению по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации городского округа г.Воронеж рекомендовано включить рынок по ул.В.Невского, 2-а в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (далее - Схема).
22.03.2011 и 12.05.2001 Управление главного архитектора Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж письмами N 3-1576 и N 1-2391 сообщило о невозможности включения объекта ООО Торговый ряд "Молодежный" в Схему.
03.03.2011 письмом в адрес ООО Торговый ряд "Молодежный" обратился Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с предложением досочного расторжения договора аренды земельного участка по адресу: г.Воронеж, ул.В.Невского, 2-а со ссылкой на заключение Управления главного архитектора Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж.
Считая, что невключение торгового ряда, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.В.Невского, 2-а, в Схему и действия, направленные на прекращение права аренды земельного участка, являются нарушением законных прав и интересов заявителя, Общество с ограниченной ответственностью Торговый ряд "Молодежный" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Администрации городского округа город Воронеж по невключению объектов ООО "ТР "Молодежный" в Схему размещения нестационарных торговых объектов соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности на территории рынка.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках" с 1 января 2012 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, во исполнение Закона N 271-ФЗ Администрация Воронежской области постановлением от 04.05.2007 N 380 утвердила План организации розничных рынков.
Универсальный рынок заявителя, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул. Вл.Невского, 2а был включен в План организации розничных рынков и имеет разрешение на право организации рынка сроком до 01.01.2012.
Таким образом, в настоящее время на заявителя в полной мере распространяется законодательно, регулирующее отношения в сфере рыночной деятельности.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как следует из материалов дела, 20.12.2010 был принят приказ Департамента предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области N 174, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области", утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденным приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174, требования данного Порядка не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся на территориях розничных рынков.
Пунктом 17 данного Порядка предусмотрено, что утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.
Такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
В настоящее время на территории городского округа город Воронеж основным правовым актом, регламентирующим порядок установки и эксплуатации на территории городского округа город Воронеж временных сооружений, являющиеся объектами торговой сети, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания является решение Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II.
Данный правовой акт предъявляет определенные требования к временным сооружениям на территории города, в частности, наличие у таких торговых объектов действующей разрешительной документации, разрешающей их установку и эксплуатацию:
-ордера на установку павильонов, киосков;
- договора на установку павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;
- приказа директора департамента градостроительства и земельных отношений, разрешающего эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;
- договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком для размещения павильона, киоска, выносного холодильного оборудования.
Таким образом, как верно было установлено судом первой инстанции, в Схему размещения нестационарных торговых объектов при ее разработке и утверждении могут быть включены только сооружения, имеющие указанные действующие документы. На сооружения, находящихся на территориях розничных рынков, положения законодательства, регулирующего деятельность в нестационарных торговых объектах, не распространяется, следовательно, такие объекты не подлежат включения в Схему.
Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 20.10.2010 N 978-р рекомендовано включить рынок по ул.В. Невского,2а в схемы размещения нестационарных торговых объектов либо организовать деятельность ярмарок по продаже товаров.
Как верно было отмечено судом первой инстанции, данное распоряжение принято до принятия Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области приказа от 20.12.2010 N 174, следовательно, оно принято без учета указанных в нем положений.
Таким образом, в настоящее время реализация распоряжения от 20.10.2010 N 978-р возможна только в рамках организации на мини-рынке по ул.В. Невского,2а деятельности ярмарки по продаже товаров.
Доводы Общества, изложенные в письменных объяснениях и дополнительных документах, представленных в суд апелляционной инстанции, относительно того, что ООО "Торговый ряд "Молодежный" не имело права возводить объекты капитального строительства на спорном земельном участке, не свидетельствует о незаконности обжалуемых действий Администрации.
Факт того, что Общество не имеет права осуществлять строительство объектов недвижимости вытекает из требований гражданского и градостроительного законодательства и вызвано градостроительным зонирование территории: отнесению земельного участка к зоне "городские магистрали и улицы".
Оспариваемые же действия Администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж нестационарных торговых объектов, расположенных, в соответствии со схемой размещения объектов и организации торговли на мини-рынке ООО Торговый ряд "Молодежный", в границах земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. В.Невского, 2-а площадью 2007 кв.м., основаны на требованиях Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также нормативных правовых актов Воронежской области.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что действия администрации городского округа город Воронеж по не включению объектов ООО "ТР "Молодежный" в Схему размещения нестационарных торговых объектов соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности на территории рынка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ООО Торговый ряд "Молодежный" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2011 по делу N А14-5724/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5724/2011
Истец: ООО "Торговый ряд "Молодежный"
Ответчик: Администрация городского округа г. Воронеж
Третье лицо: Администрация ГО г. Воронеж