г. Пермь |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А60-25380/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клешниной Н.С.,
при участии:
от истца - Министерства природных ресурсов Свердловской области: не явились;
от ответчика - Администрации городского округа Красноуфимск: не явились;
от третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Красноуфимский отдел): не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства природных ресурсов Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2011 года
по делу N А60-25380/2011,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.
по иску Министерства природных ресурсов Свердловской области
к Администрации городского округа Красноуфимск,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Красноуфимский отдел),
о признании недействительным права собственности,
установил:
Министерство природных ресурсов Свердловской области (далее -Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации городского округа Красноуфимск (далее - Администрация) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Муниципального образования "Городской округ Красноуфимск" на земельный участок с кадастровым номером 66:52:0102001:125, площадью 79 026 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Красноуфимск, в северо-восточной части (озеро Карьерное Малое); признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:52:0102001:125, площадью 79 026 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Красноуфимск, в северо-восточной части (озеро Карьерное Малое).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2011 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Красноуфимский отдел), далее - Управление.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба содержит доводы о том, что спорный земельный участок, покрытый поверхностными водами, является именно частью реки Уфы, в качестве самостоятельного водного объекта рассматриваться не может, в связи с чем относится к федеральной собственности. заявителем жалобы оспариваются выводы суда первой инстанции, указавшего на отсутствие у истца полномочий на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Администрация направила в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд не направило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы городского округа Красноуфимск от 09.09.2010 N 925 за муниципальным образованием "Городской округ Красноуфимск" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:52:0102001:125, из земель населенных пунктов, площадью 79 026 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, в северо-восточной части (озеро Карьерное Малое), под размещение поверхностного водного объекта (обводненный карьер) (свидетельство о государственной регистрации права от 08.10.2010).
Ссылаясь на то обстоятельство, что указанный объект располагается на правобережной пойменной части долины реки Уфы, имеет с ней прямую гидравлическую связь во все времена года, в связи с чем находится исключительно в федеральной собственности, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств наличия признаков, позволяющих отнести озеро Карьерное Малое и земельный участок с кадастровым номером 66:52:0102001:125, в границах которого оно расположено, к собственности Российской Федерации. При этом суд поставил под сомнение наличие у истца права на защиту интересов Российской Федерации в связи с тем, что доказательства делегирования полномочий Министерству природных ресурсов Свердловской области Российской Федерацией не представлены.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений, а также отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определен в статьях 25, 26 Водного кодекса Российской Федерации. В частности, это следующие полномочия: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1904-ПП (далее - Положение), Министерство осуществляет на территории Свердловской области, в частности, следующие полномочия и функции: осуществляет право владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности Свердловской области; осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Свердловской области; обращается в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды; предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Кроме того, Министерству на территории Свердловской области предоставлены следующие полномочия, переданные Российской Федерацией: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Свердловской области, за исключением водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Свердловской области, за исключением водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Министерству для осуществления возложенных на него полномочий и функций согласно поименованному Положению предоставлено право предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, водным объектам, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, водного законодательства на территории Свердловской области.
Между тем, из сути исковых требований следует, что предметом настоящего спора является оспаривание зарегистрированного права собственности Муниципального образования "Городской округ Красноуфимск" на земельный участок, а также признание права собственности Российской Федерации на этот же земельный участок.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что характер полномочий, которыми наделено Министерство природных ресурсов Свердловской области, его правовой статус не соответствуют существу исковых требований, предмету спора.
Министерство природных ресурсов Свердловской области не может быть признано уполномоченным лицом на обращение в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку рассматриваемые правоотношения связаны с использованием земельного участка под водным объектом, тогда как правом на распоряжение и защиту подобных земельных участков Министерству не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие данный вывод, подлежат отклонению за правовой несостоятельностью.
С учетом изложенного иные доводы истца (в том числе о том, что спорный земельный участок, покрытый поверхностными водами, является именно частью реки Уфы, в качестве самостоятельного водного объекта рассматриваться не может, в связи с чем относится к федеральной собственности) не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку самостоятельного правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, удовлетворение иска, апелляционной жалобы не влекут.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2011 года по делу N А60-25380/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25380/2011
Истец: Министерство природных ресурсов Свердловской области ГУ СО "Ирбитское лесничество"
Ответчик: Администрация городского округа Красноуфимск
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Красноуфимский отдел
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12694/11