г. Владимир |
|
19 декабря 2011 г. |
Дело N А43-18431/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 19.12.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.10.2011 по делу N А43-18431/2011, принятое судьей Кабановым В.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вижн" (ИНН 5250039218, ОГРН 1075250000759, Нижегородская область, г. Кстово, ул. Береговая, д.1) о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 20.07.2011 N455-ю.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент) на основании служебной записки отдела государственной экологической экспертизы и нормирования вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.06.2011 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вижн" (далее-общество).
В ходе расследования выявлено, что общество в нарушение пунктов 1, 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" произвело оплату за негативное воздействие за 1 квартал 2011 с нарушением сроков.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Департамента 12.07.2011 в отсутствие законного представителя общества в присутствии представителя по доверенности Курицына А.М.составлен протокол об административном правонарушении N 455-ю.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса, 20.07.2011 должностное лицо департамента вынесло постановление N 455-ю о привлечении ООО "Вижн" к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 51 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.10.2011 заявленное требование удовлетворено, суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа ввиду недоказанности события вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о малозначительности совершенного правонарушения.
В обоснование своей позиции также пояснил, что нарушение срока внесения оплаты за негативное воздействие подтверждено представленным расчетом платы за негативное воздействие за 1 квартал 2011 года и платежным поручением от 05.05.2011 N 000085.
Департамент явку в судебное заседание представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Общество явку не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Как следует из постановления департамента, общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 Кодекса предусмотрена административная ответственность.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным (статья 16 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Кодекса наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных Кодекса, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
Перечень сведений, которые в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, определен в части 2 статьи 28.2 Кодекса; к ним относятся, в частности, событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции с учетом материалов дела (письменные пояснения общества от 18.07.2011 N 3/АД, основные сведения о юридическом лице, видах деятельности, осуществляемых им, устав общества (л.д. 14-15, 24, 48, 75), пришел к выводу, что оспариваемое постановление департамента от 20.07.2011 N 455-ю о привлечении общества к административной ответственности не содержат сведений об осуществляемых ООО "Вижн" видах экономической деятельности и эксплуатируемых им объектах, негативно воздействующих на окружающую среду, в нем не отражено, в чем выразилось негативное воздействие деятельности общества или эксплуатируемых им объектов на окружающую среду, кроме того, не указаны суммы, подлежащие уплате обществом, и, как следствие, о недоказанности административным органом события и, соответственно, состава административного правонарушения.
Апелляционный суд считает, что из постановления административного органа неправомерно не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 Кодекса нельзя признать законным.
Доказательств обратного департаментом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба департамента подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.10.2011 по делу N А43-18431/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18431/2011
Истец: ООО "Вижн"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6894/11