г. Вологда |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А66-6573/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рента" директора Зиновьевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 сентября 2011 года по делу N А66-6573/2011 (судья Басова О.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Рента" (ОГРН 1056900051152, далее - Общество, ООО "Рента") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315, далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200068:84 общей площадью 3148 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, промзона Лазурная, Базовый проезд, д. 6.
Решением суда от 08 сентября 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ). Также указывает, что заявителем не представлен необходимый пакет документов.
ООО "Рента" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит склад ГСМ общей площадью 350 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, промзона Лазурная (в настоящее время объекту присвоен адрес г. Тверь, Базовый проезд, 6, строение 2, что подтверждено постановлением главы администрации города Твери от 23.04.2010 N 1016).
Здание ГСМ расположено на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200068:84 общей площадью 3148 кв. м, находящемся в федеральной собственности.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявкой от 28.12.2009 о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200068:84, находящемуся по адресу: г. Тверь, промзона Лазурная, Базовый проезд, д. 6, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости.
Управление письмами от 26.01.2010 N 593-05, от 15.02.2010 N 1052-05, от 14.04.2010 N 2324-05, от 08.06.2010 N 3554-05, от 30.12.2010 N 656-05, от 24.04.2011 N 1749-05 запросило у Общества дополнительные документы, сообщив о направлении соответствующего пакета документов в адрес Росимущества для получения поручения на принятие решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность и его возвращении на доработку, в связи с необходимостью представления дополнительных документов, подтверждающих отсутствие других объектов недвижимости на спорном земельном участке, а также обоснование выкупаемой площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости.
Поскольку до настоящего времени решение по результатам рассмотрения обращения ООО "Рента" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие Территориального управления по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По настоящему делу Общество как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок Территориальным управлением решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
Ссылка ответчика о возможном нахождении на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, опровергается имеющимися в материалах дела документами. Так, согласно справке Тверского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27.05.2010 N 10, здания и сооружения, за исключением принадлежащего Обществу склада, на спорном земельном участке отсутствуют.
Территориальным управлением не обосновано, по каким причинам документы, представленные Обществом в материалы дела, не подтверждают необходимость приобретения земельного участка в том размере, на который претендует заявитель, и какая площадь, по мнению ответчика, может быть передана в собственность ООО "Рента".
Кроме того, ответчиком не оспаривается, что при формировании Обществом (межевании, постановке на кадастровый учет) спорного земельного участка с целью подачи заявления о приобретении его в собственность, Территориальное управление согласовывало площадь и границы земельного участка, который необходим для эксплуатации недвижимого имущества, находящегося на спорном земельном участке и принадлежащего Обществу. Возражений относительно размера площади земельного участка не имелось.
Мотивированного решения, в котором бы содержались выводы Территориального управления, сделанные по факту оценки представленных ООО "Рента" документов, подателем жалобы не вынесено.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения Общества прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах ссылка Территориального управления на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание.
Таким образом, бездействие ответчика в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Рента".
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 сентября 2011 года по делу N А66-6573/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6573/2011
Истец: ООО "Рента"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области