г. Воронеж |
|
21 декабря 2010 г. |
Дело N А48-3253/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А., Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Орловской области: Полатова З.Т., специалиста 2 разряда юридического отдела по доверенности N 000887 от 28.01.2011;
от Открытого акционерного общества "Орелхолод": Гарбуз А.Н., представителя по доверенности серии 57 АА N 0074482 от 01.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.10.2011 по делу N А48-3253/2011 (судья Жернов А.А.) по заявлению Открытого акционерного общества "Орелхолод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области о признании незаконными решения от 28.06.2011 N 250,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орелхолод" (далее - ОАО "Орелхолод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 250 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2011.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Орелхолод".
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция ссылается на то, что применение обществом налоговой ставки в размере 0,3 процента, установленной в отношении земельных участков, отнесенных к землям, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в отношении земельного участка (кадастровый номер 57:25:0030702:30), расположенного по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская 19, неправомерно, поскольку данный участок относится к категории "прочие земельные участки", имеет вид назначения "земли для промышленного строительства", что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю (бессрочное постоянное пользование) N 1573 от 10.02.93; Обществу следовало применить ставку земельного налога в размере 1,5 % применительно к прочим земельным участкам.
В представленном отзыве ОАО "Орелхолод" просит решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Обществом 26.01.2011 г. в Инспекцию была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в соответствии с которой сумма исчисленного налога составила 25 172 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 853 от 12.05.2011.
Рассмотрев акт, материалы проверки, Инспекцией вынесено решение N 250 от 28.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОАО "Орелхолод" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 5850,87 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 963,45 руб., предложено уплатить земельный налог в сумме 29 249 руб.
Вынося оспариваемое решение, Инспекция указала на то, что Общество в нарушение ст. 394 НК РФ и п. 2 Постановления Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 N 77/8-ГС "Об установлении земельного налога" Общество неправомерно применило при исчислении земельного налога налоговой ставки 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, установленной для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. По мнению налогового органа спорный земельный участок, подлежал обложению по ставке 1,5 процента как земельный участок, относящийся к прочим земельным участкам.
Не согласившись с решением N 250 от 28.06.2011, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что представленные Обществом документы и сведения о земельном участке, закрепленном за Обществом и расположенном по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская, д. 19, подтверждают, что на спорном земельном участке расположены жилые дома, относящиеся к жилищному фонду: двухэтажное здание общей площадью 695, 9 кв. м (5 жилых квартир), одноэтажное здание общей площадью 64, 4 кв. м (две жилых квартиры), в связи с чем, ОАО "Орелхолод" правомерно применило ставку земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости данного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Орловской области законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно п. 2 ст. 6 Земельного Кодекса РФ понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ (п.1).
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 стать и 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно информации, представленной ФБУ "Кадастровая палата" по Орловской области" от 12.08.11 N 1128 кадастровая стоимость земельного участка ОАО "Орелхолод" составляет 3628424 руб. Спора относительно кадастровой стоимости земельного участка между сторонами нет.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Ставки земельного налога, применяемые на территории муниципального образования - город Орел, установлены постановлением Орловского городского Совета народных депутатов N 77/811-ГС от 17.11.05 "Об установлении земельного налога" (далее - Постановление от 17.11.05). Пунктом 2 Постановления от 17.11.05 установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости земельных участков в следующих размерах:
- 0,2 процента в отношении земельных участков: приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; занятых индивидуальными и кооперативными гаражами;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из буквального содержания данной нормы следует, что для применения ставки земельного налога в размере 0,3 процента необходимо чтобы земельный участок был занят жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или был предоставленн для жилищного строительства.
Оценив в совокупности, представленные в дело доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что исходя из функционального назначения используемого земельного участка (кадастровый номер 57:25:0030702:30), расположенного по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская 19 Общество при исчислении налога правомерно применяло налоговую ставку 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка как для участка, занятого объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры (категория - земли поселений), что подтверждается следующими документами:
- постановление Администрации г. Орла от 05.02.93 N 104/2 о закреплении за Обществом в бессрочное пользование спорного земельного участка под жилой дом;
- сведения о закреплении за Обществом земельного участка на 01.02.02, согласованные с председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Орла от 04.02.02 с видом разрешенного использования - жилой дом;
- уведомление Администрации г. Орла от 07.02.06 N 691, в котором указано, что спорный земельный участок закреплен за Обществом по виду функционального использования - земли по домами многоэтажной застройки;
- решение Железнодорожного районного суда Орловской области от 09.07.07;
- письмо ГУП "ОЦ "Недвижимость" от 27.09.11 N 13131, согласно которому на земельном участке, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская, д. 19, расположены объекты, отнесенные к объектам жилищного фонда (здания по литерами Б и З, 1962 года, 1982 года постройки),
- письмо Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Орла от 03.10.11 N 8617-7К, из которого следует, что спорный земельный участок находится в зоне Ж-1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Материалами дела подтверждается, что на спорном участке (кадастровый номер 57:25:0030702:30) по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская, 19, расположены жилые дома, относящиеся к жилищному фонду: двухэтажное здание общей площадью 695,9 кв.м и одноэтажное здание общей площадью 64,4 кв.м.
Таким образом, доводы Инспекции в этой части основаны на неправильном толковании норм права.
Инспекцией не оспаривается то обстоятельство, что расположенные на земельном участке объекты относятся к жилищному фонду. Следовательно, Инспекция неправомерно признала объектом налогообложения по ставке 1,5 процента часть земельного участка (кадастровый номер 57:25:0030702:30), расположенного по адресу: г. Орел, ул. Старо-Московская 19, при наличии документов, подтверждающих расположение на земельном участке объектов жилищного фонда.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При этом, суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что в рассматриваемом случае налоговая ставка по земельному налогу зависит от целевого назначения земельного участка (вида разрешенного использования) и категории земель, поскольку указанные условия применения налогоплательщиком в спорный период ставки налога в размере 0,3% Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.
Согласно статье 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Для применения в спорный период ставки земельного налога в размере 0,3%, установленной Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 N 77/811-ГС, было необходимо соблюдение условия о наличии на нем объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Иные условия применения налогоплательщиком в спорный период ставки налога в размере 0,3% ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни указанным Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов не предусмотрены. При таких обстоятельствах вывод налогового органа о необходимости применения ставки 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении площади всего принадлежащего обществу земельного участка неправомерен.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 07.10.2011 по делу N А48-3253/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 07.10.2011 по делу N А48-3253/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Орловской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3253/2011
Истец: ОАО "Орелхолод"
Ответчик: МИФНС России N 2 по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6338/11