г. Воронеж |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А14-4035/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.12.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой Г.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Бобрешова С.В., главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность N 332-д от 30.12.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Теплостанция": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 по делу N А14-4035/2011 (судья Федосова С.С.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок от 04.02.2011 N01/274/2010-390, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Теплостанция".
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Воронежской области) от 04.02.2011 N 01/274/2010-390 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7, площадью 11 920 кв.м, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.40 лет Октября, д.1, обязании Управления Росреестра по Воронежской области осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7, площадью 11 920 кв.м, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.40 лет Октября, д.1.
Определением арбитражного суда области от 22.08.2011 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплостанция".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 по делу N А14-4035/2011 (с учетом определения об исправлении описки от 17.10.2011) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы Управление Росреестра по Воронежской области ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а также положениям пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Считает, что потенциальным собственником зданий, строений и сооружений, расположенных на спорном земельном участке является муниципальное образование - городской округ город Воронеж.
По мнению заявителя жалобы, признавая отказ в государственной регистрации незаконным и обязывая зарегистрировать право собственности РФ на спорный участок, суд лишает муниципальное образование права на приобретение данного участка в собственность, поскольку положения статьи 36 Земельного кодекса РФ распространяются только на юридических и физических лиц. Муниципальное образование в силу отсутствия у него соответствующего статуса не может приобрести земельный участок в собственность в порядке приватизации или в аренду.
Представитель Управления Росреестра по Воронежской области в судебном заседании требования апелляционной жалобы поддержал.
Представители ТУ Росимущества в Воронежской области и ООО "Теплостанция" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
От ООО "Теплостанция" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества.
В судебном заседании 06.12.2011 объявлялся перерыв до 08.12.2011.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя Управления, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела, ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7, площадью 11920 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. улица 40 лет Октября, 1.
В качестве документа-основания для государственной регистрации права собственности заявлен пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Государственная регистрация на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации) была приостановлена до 24.01.2011, о чем заявителю направлено уведомление от 24.12.2010 N 01/274/2010-390.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации Управление Росреестра по Воронежской области указало, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1 помимо объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации, имеются объекты, принадлежащие иным лицам.
Для выяснения вопроса об объектах недвижимости, расположенных в пределах границ вышеуказанного земельного участка ТУ Росимущества направлен запрос в БТИ Ленинского района (исх. N 01/274/2010-390 от 24.12.2010).
Сообщением от 04.02.2011 N 01/274/2010-390 Управление Росреестра по Воронежской области отказало ТУ Росимущества в Воронежской области в государственной регистрации прав на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Согласно данному сообщению в результате правовой экспертизы документов Управлением Росреестра по Воронежской области установлено, что по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на здание распределительных устройств литер 4А, площадью 91,6 кв.м., теплостанцию, общей площадью 2574,2 кв.м. Документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на иные объекты, расположенные на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1 на государственную регистрацию не представлены, право собственности Российской Федерации на них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Указанное обстоятельство позволило сделать регистрирующему органу вывод о том, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, для государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Воронежской области является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя как представителя собственника федерального имущества, а также препятствует разграничению государственной собственности на землю и делает невозможным последующее приобретение права собственности на земельный участок другими заинтересованными лицами, ТУ Росимущества в Воронежской области обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра по Воронежской области не обосновало необходимость предоставления заявителем иных документов, помимо представленных, для осуществления регистрации права собственности на спорный земельный участок, а также не указало каким образом регистрация права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией будет нарушать права и законные интересы иных лиц.
Апелляционная инстанция находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Одним из принципов земельного законодательства согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 Земельного кодекса к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Статья 30.1 Закона о государственной регистрации устанавливает особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно этой статье государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Пункт 3 Перечня устанавливает, что если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Представления указанных документов не требуется в случаях, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление иных документов необходимо в случаях, определенных федеральным законом.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так в государственной регистрации прав может быть отказано в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказывая в государственной регистрации права собственности, Управление Росреестра сослалось на положение пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации и указало, что на земельном участке помимо объектов принадлежащих Российской Федерации находятся иные объекты, право собственности на которые за Российской Федерацией не зарегистрировано.
Как усматривается из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области представило на государственную регистрацию заявление от 01.12.2010 N 01/274/2010-390 и кадастровый паспорт земельного участка, из которого следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401007:7 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.12.2001 с видом разрешенного использования - котельная с мазутохранилищем.
Указанный земельный участок по договору N 2350-03-09/мз от 01.07.2003 был предоставлен в аренду ООО "Теплостанция" для фактически занимаемых котельной с мазутохранилищем.
Согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам о государственной регистрации права от 08.04.2010 нежилые здания, площадью 127,9 кв.м. (Литер 6А), 91,6 кв.м. (Литер 4А), 2439,5 кв.м. (Литер 1А, 1Е), расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1, находятся в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, как было установлено судом области и регистрирующим органом на спорном земельном участке по адресу: г.Воронеж, ул. 40 лет Октября, 1, кроме объектов недвижимости право на которые зарегистрировано за РФ, расположен ряд объектов недвижимости (справка БТИ Ленинского района г.Воронежа от 31.12.2010 N 411), право собственности на которые в установленном порядке не зарегистрировано.
Проанализировав вышеназванные документы с учетом приведенных норм, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что в рассматриваемом случае подтверждением оснований отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности является наличие на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности (здание теплостанции и распределительных устройств).
Разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельный участок.
В данном случае правовое регулирование разграничения государственной собственности осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Согласно названной норме одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
При этом ссылка Управления Росреестра на то, что признавая отказ в государственной регистрации незаконным и обязывая зарегистрировать право собственности РФ на спорный земельный участок, суд лишает муниципальное образование права на приобретение данного участка в собственность, подлежит отклонению.
По смыслу положений статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, как обоснованно указал суд области, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36, согласно части 1 которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Согласно части 3 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами (с учетом долей в праве собственности на здание).
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что возможное притязание со стороны муниципального образования на объекты недвижимости, право на которые не зарегистрировано, а соответственно на спорный земельный участок (часть земельного участка) является лишь предположительным.
Учитывая, что право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано за кем-либо, суд правомерно посчитал, что обжалуемый отказ Управления Росреестра по Воронежской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по изложенным в отказе мотивам является незаконным, и удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, повторяя ранее заявленные доводы, а также основаны на неправильном применении норм материального права, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о распределении судебных расходов судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 по делу N А14-4035/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4035/2011
Истец: ТУФА по УГИ в Воронежской обл
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Третье лицо: ООО "Теплостанция"