город Омск |
|
21 декабря 2011 г. |
Дело N А70-6217/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9360/2011) общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.09.2011 по делу N А70-6217/2011 (судья Тихомиров В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ОГРН: 1058602819538, ИНН: 8604035473) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН: 1027200853316, ИНН: 7202022112) о признании недействительным предписания N 41-рп/П от 13.05.2011 в части пунктов 9, 10, 11,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Александров П.Ю. по доверенности N 10/11 от 01.01.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 41-рп/П от 13.05.2011 в части пунктов 9, 10 и 11.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.09.2011 по делу N А70-6217/2011 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РН-Юганскнефтегаз" обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 22.04.2011 N 41-рп "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "РН-Юганскнефтегаз" Северо-Уральском управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка Общества, по результатам которой составлен акт проверки N 41-ра/А от 13.05.2011.
Также по результатам проверки Обществу выдано предписание N 41-рп/П от 13.05.2011.
Пункт 9 предписания N 41рп-П от 13.05.2011 содержит указание на эксплуатацию Обществом технологических трубопроводов, отработавших нормативный срок службы, без проведения экспертизы промышленной безопасности, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Пункт 10 предписания N 41рп/П от 13.05.2011 содержит указание на отсутствие системы приточно-вытяжной вентиляции в насосной откачки подтоварной воды N 1 Мамонтовского месторождения, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также пункта 3.5.4.2. Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. Госгортехнадзором России от 02.03.2003 N 56;
Пункт 11 предписания N 41-рп/П от 13.05.2001 содержит указание на отсутствие гороно-геологических обоснований по месторождениям, что является нарушением Инструкции по производству макшрейдерских работ, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 73.
По перечисленным пунктам предписания N 41-рп/П от 13.05.2001 срок устранения выявленных нарушений определен до 01.10.2011.
Общество с названными пунктами предписания N 41-рп/П от 13.05.2011 не согласилось и оспорило их законность в арбитражном суде, указав в обоснование своих требований на то, что по результатам предыдущей проверки было вынесено предписание Управления N 135-ПТ от 12.03.2010 (л. 80 т.1), которым также были установлены указанные выше нарушения. При этом, в части изложенных нарушений Обществом было исполнено предписание N 135-ПТ от 12.03.2010, а именно: разработан график проведения экспертизы и представлен в орган Ростехнадзора; разработаны мероприятия по оборудованию помещения системой приточно-вытяжной вентиляции; разработана Программа выполнения горно-геологических обоснований.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Обществом были допущены нарушения, выявленные в ходе проверки и перечисленные в спорных пунктах предписания N 41-рп/П от 13.05.2011, в связи с чем спорное предписание соответствует закону и не нарушает права заявителя. Кроме того, суд указал, что оспариваемое предписание не влечет прямо негативных последствий.
В апелляционной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Указывает, что ранее выданное предписание N 135-ПТ от 12.03.2010 в части аналогичных пунктов было исполнено. Как полагает податель апелляционной жалобы, данному доводу судом первой инстанции не дано надлежащей оценки.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на отсутствие оснований для удовлетворения требований Общества, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз", поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом действий (бездействия) должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, из системного толкования вышеперечисленных норм права следует, что для признания того или иного ненормативного правового акта государственного или муниципального органа недействительным необходимо наличие двух условий: его несоответствие положениям того или иного нормативного правового акта и наличие нарушенных таким актом прав и законных интересов заявителя (аналогичная позиция выражена в пункте 6 совместного Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996).
В рассматриваемом случае указанная совокупность условий отсутствует.
Что касается выявленных заинтересованным лицом нарушений части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (эксплуатация трубопроводов без экспертизы промышленной безопасности), пункта 3.5.4.2. Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. Госгортехнадзором России от 02.03.2003 N 56 (отсутствие системы приточно-вытяжной вентиляции), Инструкции по производству макшрейдерских работ, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 73 (отсутствие гороно-геологических обоснований по месторождениям), то в этой части факт несоблюдения установленных норм установлен судом первой инстанции и не оспаривается Обществом.
По убеждению суда апелляционной инстанции не имеет правового значения то обстоятельство, что обществу ранее было выдано предписание N 135-ПТ от 12.03.2010, которым было предложено устранить аналогичные нарушения, а также был установлен срок устранения. Также не имеет значения то обстоятельство, что во исполнение предписания N 135-ПТ от 12.03.2010 Общество разработало и согласовало с Управлением документы, которые регламентируют порядок и сроки устранения нарушений.
В данном случае спорное предписание N 41-рп/П от 13.05.2011 не возлагает на Общество каких-либо обязанностей.
Так, предписанием N 135-ПТ от 12.03.2010 на ООО "РН-Юганскнефтегаз" были возложены следующие обязанности: разработать график проведения экспертизы и представить его в территориальный орган Ростехнадзора (пункт 5 предписания л.д. 84 т.1); разработать мероприятия по оборудованию помещения системой приточно-вытяжной вентиляции (пункт 14 предписания л.д. 86 т.1); подготовить программу гороно-геологического обоснования по месторождениям (пункт 58 предписания л.д. 97 т.1).
В рассматриваемом предписании N 41-рп/п от 13.05.2011 в спорных пунктах 9, 10, 11 содержится лишь описание выявленных нарушений, без указания на конкретные действия, которые должно совершить общество.
Сам факт выявления нарушений, по существу не оспариваемых Обществом, и их описание в предписании, не может свидетельствовать о возложении на заявителя каких-либо обязанностей (помимо тех, которые связаны с недопущением нарушений установленных норм).
Соответственно, рассматриваемое предписание никоим образом не может повлиять на права и обязанности ООО "РН-Юганскнефтегаз" в области осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, спорное предписание, в части рассмотренных пунктов, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав общества, поскольку не возлагает на него дополнительных обязанностей.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что заявителем также не доказано наличие причинно-следственной связи факта нарушений прав в области предпринимательской деятельности с какими-либо действиями Управления, вытекающими из выданного им предписания.
Соответственно в рамках установленных обстоятельств отсутствуют необходимые условия для признания предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Согласно платежному поручению N 378 от 13.10.2011 при обращении с апелляционной жалобой общество уплатило государственную пошлину в сумме 2000 рублей. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей должна быть возвращена ООО "РН-Юганскнефтегаз" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.09.2011 по делу N А70-6217/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 378 от 13.10.2011 на сумму 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6217/2011
Истец: ООО "РН-Юганснефтегаз"
Ответчик: Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9360/11