г. Ессентуки |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А15-1901/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дербентского межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по Республике Дагестан (ИНН 0562073871; ОГРН 1090562000143; г.Дербент ул. Шеболдаева 11 А) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 года по делу N А15-1901/2011 (судья Ахмедов Д.А.) по заявлению ОАО "Мостоотряд-99" (ИНН 0536005963; ОГРН 1020501836266; г.Махачкала ул. С.Абубакарова 12 А) об оспаривании постановления Дербентского межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Дагестан о привлечении к административной ответственности При участии в судебном заседании:
от Дербентского межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Дагестан: Джавадов Д.Р. удостоверение N 373 выданного 06.06.11., Бийгишиев А.М. по доверенности N 89 от 30.12.10.;
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 удовлетворено заявление ОАО "Мостоотряд-99" (далее - общество, заявитель) об оспаривании постановления от 23.06.2011 N 18 Дербентского межрайонного отдела контроля, охраны водно-биологических ресурсов и среды обитания по Республике Дагестан Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - отдел, административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Суд восстановил заявителю срок на оспаривание постановления и указал на доказанность события правонарушения, поскольку общество без согласования с Западно-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства осуществляло хозяйственную деятельность с применением техники и транспорта в прибрежной водоохраной зоне реки Гюльгерычай, являющейся рыбохозяйственным водоемом первой категории. Признавая постановление отдела незаконным, суд сделал вывод о нарушении процедуры привлечения к ответственности в виду недоказанности надлежащего уведомления заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления, указывая на ошибочность вывода суда о несоблюдении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности. Кроме того, отдел считает, что суд восстановил обществу срок на обжалование постановления без должных на то оснований и в отсутствие соответствующего ходатайства.
В судебном заседании представитель отдела поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве считает апелляционную жалобу необоснованной, просит отказать в ее удовлетворении, считая судебное решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом и заявившего письменное ходатайство о таком порядке судебного разбирательства.
Правильность обжалуемого решения проверена апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ. Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 14.06.2011 в отношении общества отделом составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 Кодекса по признаку осуществления хозяйственной деятельности (работы на растворно-бетонном узле с применением техники и транспорта) на прибрежной полосе водного объекта - реки Гюльгерычай, являющейся рыбохозяйственным водоемом первой категории, без необходимого согласования (статья 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) и статья 22 Закона Российской Федерации от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире").
Оспариваемым постановлением N 18 обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Кроме того, постановлением от 23.06.2011 N 19 руководитель общества Гитинов А.У. также привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество 02.09.2011 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, удовлетворяя которое, суд обоснованно исходил из следующего.
В статье 28.2 Кодекса содержатся требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Из приведенных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол может быть составлен, дело - рассмотрено в отсутствие этого лица при условии надлежащего извещения о совершении данных процессуальных действий.
Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протокол.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол составлен в отсутствие общества, а в материалах дела нет доказательств его уведомления о времени и месте совершения данного процессуального действия.
Копия протокола и извещение о назначении времени и даты рассмотрения дела в отношении руководителя общества Гитинова А.У. вручены Тагаеву А.А., обозначенному в извещении мастером.
Доказательств направления обществу уведомления и времени и месте рассмотрения дела в отношении общества не представлено.
На основании положений части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд обоснованно заключил о незаконности постановления в виду несоблюдения отделом процедуры производства по делу об административном правонарушении.
Соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, т.к. в нарушение требований статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ доказательства, опровергающие такой вывод, административным органом в материалы дела не представлены.
С учетом данных нарушений довод отдела о необоснованном восстановлении обществу срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности также подлежит отклонению, поскольку иное означало бы посягательство на гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации основное неотчуждаемое право каждого на судебную защиту.
Стороны не оспаривают вывод обжалуемого решения в отношении события правонарушения. В этой связи, в силу положений части 5 статьи 268 АПК РФ о пределах рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции решение в остальной части проверке не подлежит, поскольку нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения, не установлено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 266, 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 года по делу N А15-1901/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
Семёнов М.У. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1901/2011
Истец: ОАО "Мостоотряд-99"
Третье лицо: Дербентский межрайонный отдел контроля, охраны водно-биологических ресурсов и среды обитания по Республике Дагестан Западно-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Дербентское МРО Западно-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3476/11