город Омск |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А70-5804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8012/2011) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-5804/2011 (судья Тихомиров В.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тюменская мебельная фабрика" (ОГРН 1027200797580, ИНН 7204006229)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления от 26.05.2011 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Тюменская мебельная фабрика" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Тюменская мебельная фабрика" (далее -заявитель, ОАО "Тюменская мебельная фабрика", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, РО ФСФР России в УрФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2011 N 62-11-237/пн, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Решением от 19.08.2011 делу N А70-5804/2011 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требования Общества, признал незаконным и отменил постановление от 26.05.2011 N 62-11-237/пн РО ФСФР России в УрФО ввиду малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, РО ФСФР России в УрФО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы РО ФСФР России в УрФО указало на отсутствие оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
Общество в письменном отзыве возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
РО ФСФР России в УрФО, ОАО "Тюменская мебельная фабрика", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Тюменская мебельная фабрика" зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1027200797580, его место нахождения г. Тюмень, ул. Молодежная, 74; законный представитель - генеральный директор Текутьев Общество в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 10.10.2006 N 06-117/пз-н обязано раскрывать информацию о своей деятельности в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, на странице в сети Интернет, используемой им для раскрытия информации.
06.04.2011 в отдел по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг РО ФСФР России в УрФО поступила служебная записка вх. N 62-10-199-06/сз от 06.04.2011 о нарушениях раскрытия Обществом информации о своей деятельности в сети Интернет.
В ходе проведенных 11.04.2011 в отношении Общества контрольных мероприятий РО ФСФР России в УрФО в рамках рассмотрения служебное записки было выявлено, что 03.02.2011 в ленте новостей опубликовано сообщение о существенном факте "Сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг". В п. 2.1.6 данного сообщения указан способ размещения - конвертация акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью. На странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации http://www.t-m-f.narod.ru раскрыто сообщение о существенном факте "Сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг", в котором раскрыты сведения о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В п.2.1.6 данного сообщения указан способ размещения - конвертация акций той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью.
В связи с имеющимися данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (раскрытие в ленте новостей на странице в сети Интернет, используемой Обществом, недостоверной информации о приостановлении эмиссии), совершенного Обществом, законный представитель последнего уведомлением от 12.04.2011 N 62-11-08/3726 был приглашен РО ФСФР России в УрФО на 12.05.2011 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 72 каб. 407 с 09.00 до 12.00 час. для участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Данное уведомление было получено Обществом 05.05.2011, о чем свидетельствует копия почтового уведомления, представленного в материалы дела (т.2 л.д.25).
12.05.2011 в отношении ОАО "Тюменская мебельная фабрика" составлен протокол об административном правонарушении N 62-11-298/пр-ап в присутствии законного представителя Общества.
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление от 26.05.2011 N 62-11-237/пн о привлечении ОАО "Тюменская мебельная фабрика" к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб. (т.1 л.д. 8-13, т.2 л.д. 3-6).
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя Общества.
ОАО "Тюменская мебельная фабрика", полагая, что постановление от 26.05.2011 N 62-11-237/пн не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании его недействительным и отмене.
19.08.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объективной стороной указанного правонарушения является нераскрытие или нарушение перечисленными в приведенной правовой норме лицами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Как следует из материалов дела, заявитель как юридическое лицо создан в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли, в частности, Положение "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества", утвержденное Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, Положение "О порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденных в процессе приватизации", утвержденное постановлением Правительства N 547 от 04.08.1992.
Во исполнение указанных нормативно-правовых актов 05.05.1993 уполномоченным органом - Комитетом финансов Администрации Тюменской области зарегистрирован выпуск ценных бумаг ОАО "Тюменская мебельная фабрика". Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. План приватизации предусматривал размещение 49% ценных бумаг путем свободной продажи (на аукционах).
В соответствии со статьей 92 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" открытое общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента) сообщений о существенных фактах.
Согласно пункту 13 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.
В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию или предоставлению сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о следующих принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях (подпункт 2 пункта 14 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Состав, порядок и сроки раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Согласно подпункту "в" пункта 5.1 Положения о раскрытии информации обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
В силу пункта 5.3 указанного Положения обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующей день после опубликования в ленте новостей информации: о принятии (вступлении в силу) решения о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг или проспекта эмиссии ценных бумаг, несостоявшимся или недействительным; о принятии (вступлении в силу) решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; о погашении всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, проспект эмиссии ценных бумаг или утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, за исключением погашения ценных бумаг в результате их конвертации, если количество владельцев ценных бумаг, размещенных в результате такой конвертации, превышает 500.
Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается в соответствии с настоящим пунктом положения при условии отсутствия иных оснований для возникновения такой обязанности, предусмотренной пунктом 5.1 Положения.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Положения о раскрытии информации обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
В порядке пункта 6.2.6 Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются: сведения о государственной регистрации (дополнительного выпуска) ценных бумаг и сведения о размещении (начале размещения и завершении размещения) ценных бумаг.
Сообщение о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 16 к настоящему Положению.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, считается дата опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента на странице регистрирующего органа в сети Интернет или дата получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимальной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о размещении (начале размещения и завершении размещения) ценных бумаг, считается дата, с которой начинается размещение ценных бумаг, и дата, в которую завершается размещение ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 6.2.7 Положения о раскрытии информации сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах, раскрываются сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о приостановлении эмиссии ценных бумаг, считается дата опубликования информации о приостановлении эмиссии ценных бумаг эмитента на странице регистрирующего органа в сети Интернет или дата получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о приостановлении эмиссии ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.
Моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о возобновлении эмиссии ценных бумаг, считается дата опубликования информации о возобновлении эмиссии ценных бумаг эмитента на странице регистрирующего органа в сети Интернет или дата получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о возобновлении эмиссии ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.
Согласно пункту6.3.1 раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Как усматривается из материалов дела 03.02.2011 в ленте новостей опубликовано сообщение о существенном факте "Сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг". В п. 2.1.6 данного сообщения указан способ размещения - конвертация акции той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью. На странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации http://www.t-m-f.narod.ru раскрыто сообщение о существенном факте "Сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг", в котором раскрыты сведения о приостановлении эмиссии ценных бумаг. В п.2.1.6 данного сообщения указан способ размещения - конвертация акций той же категории (типа) с меньшей номинальной стоимостью.
Факт совершения ОАО "Тюменская мебельная фабрика" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормой, подтвержден протоколом об административном правонарушении N 62-11-298/пр-ап от 12.05.2011, скриншотами страниц сайта Общества в сети Интернет.
Вместе с тем, несмотря на подтвержденное материалами дела наличие в действиях Общества события административного правонарушения, суд апелляционной инстанции находит обоснованным признание его судом первой инстанции малозначительным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что действия Общества, выразившиеся в нарушении правил представления информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, реально не повлекли каких-либо тяжких последствий и существенной угрозы общественным интересам.
Доказательств нарушения прав акционеров, жалоб на действия Общества, равно как и доказательств наличия намерений на причинение государству материального ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в силу фактического исполнения возложенных на Общество обязанностей, материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение Общества не сопряжено с бездействием в ущерб охраняемым законом общественным отношениям.
В частности, из материалов дела усматривается, что общим собранием акционеров ОАО "Тюменская мебельная фабрика" 12.11.2010 принято решение об эмиссии акций, размещаемых путем конвертации при дроблении акций. На собрании присутствовало 76% акционеров от общего числа голосующих акций. Способ раскрытия конвертации акций был известен акционерам (Протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Тюменская мебельная фабрика" N 2010 от 12.11.2010, уведомления акционеров )(т.1 л.д. 61-69).
Таким образом, указание в других существенных фактах иного способа конвертации в сети Интернет и Ленте новостей никоим образом не ущемило права и законные интересы акционеров Заявителя и не привело к негативным последствиям.
До момента составления протокола об административном правонарушении от 12.05.2011 заявителем были устранены нарушения, выявленные административным органом.
Таким образом, при названных обстоятельствах совершенное Обществом правонарушение может быть признано малозначительным, а назначение наказания в виде 700 000 руб. штрафа по оспариваемому постановлению - чрезмерно суровым.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что предусмотренный санкцией части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа (700 000 руб.) не позволяет назначить Обществу наказание, адекватное совершенному им административному проступку.
По мнению суда апелляционной инстанции, предусмотренный в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовой механизм учета тяжести правонарушения предназначен именно для тех случаев, когда высокие штрафные санкции статьи не позволяют определить адекватную меру ответственности (в том числе, путем учета смягчающих ответственность обстоятельств) за малозначительное правонарушение, в силу отсутствия у лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, права назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи.
При этом буквальное толкование статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивает возможность освобождения от административной ответственности исключительно за совершение правонарушений, имеющих материальные составы
Таким образом, признав оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2011 по делу N А70-5804/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5804/2011
Истец: ОАО "Тюменская мебельная фабрика"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в УрФО (РО ФСФР России в УрФО)