Комментарий к письму Минфина России
от 26.04.2007 N 03-03-06/1/251
У фирмы не всегда есть деньги, чтобы сразу отделать построенное здание. Зачастую его прежде вводят в эксплуатацию, и лишь затем проводят отделочные работы. В таком случае, по мнению Минфина, первоначальную стоимость этого имущества увеличивают на сумму "отделочных" расходов.
Все затраты, связанные с содержанием основных средств, можно разделить на две категории. Первая - затраты на достройку, реконструкцию и модернизацию. В результате этих работ у основных средств меняются первоначальные и появляются новые характеристики. Вторая группа - это расходы на ремонт, в результате которого основные свойства объекта не меняются.
Бухгалтеру необходимо четко разграничивать эти понятия. Дело в том, что данные виды расходов отражают и учитывают по-разному. В первом случае первоначальную стоимость основного средства следует увеличить на сумму расходов. В дальнейшем они будут списываться через амортизацию. Во втором - их сумму включают в затраты. Это делают в том периоде, в котором был проведен ремонт.
Затраты по достройке
Итак, достройка. Согласно комментируемому письму Минфина, к таким затратам относят и отделку, например, здания. Внутреннюю или внешнюю - неважно. Сразу скажем, что данная позиция не бесспорна. Отделка - это не достройка здания, а его ремонт, текущий или капитальный. Однако, если вы не хотите судиться с налоговой инспекцией, вам лучше прислушаться к мнению финансистов.
По окончании работ все затраты, которые с ними связаны, следует включить в первоначальную стоимость основного средства. В процессе достройки затраты учитывают по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Когда работы закончены, накопленные суммы списывают в дебет счета 01 "Основные средства". В результате стоимость достроенного основного средства увеличивается. Кроме того, фирма вправе продлить срок полезного использования такого имущества. Правда, в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, к которой это имущество относится.
Изменится и порядок амортизации основного средства. Налоговая служба предлагает следующий вариант ее расчета*(1). К первоначальной стоимости имущества надо прибавить затраты на достройку и разделить на общий срок полезного использования.
Пример
ОАО "Заря" провело отделочные работы в здании. На них было потрачено 2 360 000 руб. (в т.ч. НДС - 360 000 руб.). Первоначальная стоимость здания - 10 000 000 руб. Срок полезного использования - 600 месяцев (50 лет).
Затраты по отделочным работам бухгалтер отразит следующими проводками:
- 2 000 000 руб. - отражены работы по отделке;
- 360 000 руб. - учтен НДС по работам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 360 000 руб. - НДС принят к вычету;
- 2 000 000 руб. - увеличена первоначальная стоимость здания.
В результате стоимость здания увеличилась на 2 000 000 руб. и составляет 12 000 000 руб. (10 000 000 + 2 000 000).
Сумма ежемесячной амортизации по зданию до достройки составляла:
1 : 600 мес. х 10 000 000 руб. = 16 667 руб.
До проведения отделки здание эксплуатировалось 10 месяцев. Работы проводились в течение 2 месяцев. За этот период (12 месяцев) начисленная сумма амортизации составила:
16 667 руб. х 12 мес. = 200 004 руб.
В результате работ первоначальная стоимость здания увеличилась. Новая сумма ежемесячной амортизации составит:
1 : 600 мес. х (10 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 20 000 руб.
После работ по отделке здание будет амортизироваться:
(10 000 000 руб. - 200 004 руб. + 2 000 000 руб.) / 20 000 руб. = 590 мес.
Затраты на ремонт
Как мы отметили ранее, затраты на ремонт не влияют на первоначальную стоимость основного средства. Их включают в состав прочих расходов. На сумму таких затрат уменьшают базу, облагаемую налогом на прибыль.
Пример 2
ОАО "Заря" произвело ремонт здания. Расходы составили
1 180 000 руб. (в т.ч. НДС - 180 000 руб.). В бухучете эти расходы будут отражены следующим образом:
- 1 180 000 руб. - отражены ремонтные работы;
- 180 000 руб. - учтен НДС по ремонтным работам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 180 000 руб. - НДС принят к вычету.
Фирма может списать данные расходы и за счет резерва, который создан для их покрытия. Резерв позволяет включать затраты в налоговую себестоимость равномерно. Тот факт, что фирма его создает, должен быть зафиксирован в налоговой учетной политике.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.