г. Самара |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А72-4139/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Ульяновск-Фарм" Таланова А.В. (доверенность от 20.09.2011 N 2009/11),
представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области Быковой О.К. (доверенность от 27.09.2011 N 150),
представители Министерства экономики Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области и ОАО "УльяновскФармация" не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.12.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Ульяновск-Фарм" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2011 по делу N А72-4139/2011 (судья Прохоров А.Е.), принятое по заявлению ООО "Ульяновск-Фарм" (ИНН 7325054820, ОГРН 1057325048538), г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Ульяновской области, г.Ульяновск, Министерства экономики Ульяновской области, г.Ульяновск, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г.Москва, ОАО "УльяновскФармация" (ИНН 7326033364, ОГРН 1097326000090), г.Ульяновск, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Фарм" (далее - ООО "Ульяновск-Фарм", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России) от 09.03.2011 по делу N 7277/03-2011.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ОАО "УльяновскФармация".
Решением от 27.09.2011 по делу N А72-4139/2011 Арбитражный суд Ульяновской области оставил требование ООО "Ульяновск-Фарм" без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "Ульяновск-Фарм" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Ульяновское УФАС России в отзыве просило оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство здравоохранения Ульяновской области в отзыве указало, что требование ООО "Ульяновск-Фарм" удовлетворению не подлежит.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства экономики Ульяновской области, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области и ОАО "УльяновскФармация", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Министерства здравоохранения Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей ООО "Ульяновск-Фарм" и Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 01.03.2011 ООО "Ульяновск-Фарм" обратилось в Ульяновское УФАС России с жалобой на действия Министерства здравоохранения Ульяновской области, Министерства экономики Ульяновской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (склада) по оказанию отдельным категориям граждан Ульяновской области социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на 2-4 кварталы 2011 года.
Решением от 09.03.2011 по делу N 7277/03-2011 Ульяновское УФАС России признало указанную жалобу необоснованной.
Суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Ульяновск-Фарм" в удовлетворении заявления о признании этого решения недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; 2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; 4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 этой статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме (наряду с предусмотренными частью 3 данной статьи сведениями) должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Извещениями о проведении открытого аукциона в электронной форме, опубликованными на сайте www.etp.zakazrf.ru, Министерство здравоохранения Ульяновской области (заказчик) объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (склада) по оказанию отдельным категориям граждан Ульяновской области социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на 2-4 кварталы 2011 года.
Начальная (максимальная) цена контракта объявлена в размере 18000000,00 рублей.
Объем оказываемых услуг указан в разделе 2 "Техническая часть" Документации об аукционе в электронной форме на право заключить государственный контракт" (далее - Документация об аукционе).
Уполномоченным органом на проведение данного аукциона являлся Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области.
Согласно Документации об аукционе проведение указанного открытого аукциона было запланировано на 14.03.2011.
Предметом торгов являлся отпуск лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, который должен осуществляться через пункты отпуска (аптечные учреждения), находящиеся в населенных пунктах Ульяновской области, в количестве, не менее указанного в разделе 2 "Техническая часть" Документации об аукционе.
При этом исполнитель должен организовать процесс хранения продукции на аптечном складе, в аптечных учреждениях в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также обеспечить доставку продукции (по распределению заказчика) в аптечные учреждения (организации) по ассортименту, количеству, сумме и в определенные сроки.
Пунктом 13 раздела 2 "Техническая часть" Документации об аукционе предусмотрено условие о сопровождении установленного заказчиком комплекса прикладных программ "Корвет" и "УЛУС" типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации в Ульяновской области в пунктах отпуска, лечебно-профилактических учреждениях Ульяновской области и на складе, обеспечивающее формирование необходимых отчетных данных. Подобное требование также содержится в пункте 2.8 раздела 3 "Проект государственного контракта" Документации об аукционе.
Исходя из положений документации об аукционе, указанные программные средства будут предоставлены победителю на безвозмездной основе заказчиком.
Условие об обязательном использование в пунктах отпуска, лечебно-профилактических учреждениях и на складе исполнителя установленного заказчиком комплекса прикладных программ "Корвет" и "УЛУС" типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации в Ульяновской области, разработанного (созданного) за счет средств федерального бюджета, с учетом требований по защите персональных данных, соответствует Регламенту информационного взаимодействия субъектов (участников) системы льготного лекарственного обеспечения населения Ульяновской области, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области от 20.12.2010 N 1251.
Для исполнения услуги уполномоченной фармацевтической организации (склада) использование иных программ типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения граждан не требуется.
Указанное требование соответствует Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 г. N 364.
По итогам открытого конкурса Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключило с ООО "СофтЛайн" государственный контракт от 17.09.2009 N К-29-Т/159 на выполнение работ по разработке комплекса прикладных программ типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации.
Согласно пункту 6.2 государственного контракта права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при выполнении работ, принадлежат заказчику.
10.12.2010 между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ООО "СофтЛайн" был заключен лицензионный договор о безвозмездной передаче комплекса прикладных программ типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Согласно пункту 1.2 указанного договора комплекс прикладных программ типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации разработан ООО "СофтЛайн" за счет средств федерального бюджета по заказу
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом от 17.09.2009 N К-29-Т/159. Пунктом 1.4 указанного договора предусмотрено, что исключительные права на объект интеллектуальной собственности принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в соответствии с чем передача прав на комплекс прикладных программ типовой информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в субъектах Российской Федерации осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основе лицензионного соглашения, заключаемого между ним и Министерством здравоохранения Ульяновской области на безвозмездной основе.
Таким образом, в оспариваемом решении Ульяновским УФАС России сделан обоснованный вывод о том, что установление в аукционной документации требования об использовании комплекса прикладных программ "Корвет" и "УЛУС" не влечет ограничения количества участников размещения заказа и не возлагает на них дополнительных обязательств по приобретению указанного комплекса, и, следовательно, не нарушает положения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции", части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, иные требования законодательства.
Из материалов дела следует, что аукцион приостанавливался в связи с подачей ООО "Ульяновск-Фарм" жалобы в Ульяновское УФАС России, а затем с единственным участником аукциона (ОАО "УльяновскФармация") был заключен государственный контракт от 01.04.2011 N 15, который в судебном порядке не оспаривался и был исполнен.
Доводы, приведенные ООО "Ульяновск-Фарм" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 сентября 2011 года по делу N А72-4139/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4139/2011
Истец: ООО "Ульяновск-Фарм"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области, ОАО "Ульяновскфармация"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10043/12
20.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10043/12
17.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1827/12
22.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13407/11