г. Вологда |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А05-9456/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2011 года по делу N А05-9456/2011 (судья Дмитревская А.А.),
установил
государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" (ОГРН 1022900527902; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.09.2011 N 29 АА 198909.
Решением суда от 21 октября 2011 года требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" является субъектом вмененного правонарушения.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 16.08.2011 в ходе проверки ответчиком дорожной сети выявлены многочисленные факты нарушения правил содержания дорог и дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке региональной автодороги Нефтебаза - Ижма с км 0+000 по км 10+000, находящейся в оперативном управлении Учреждения.
Госинспектором дорожного надзора Управления, капитаном полиции Шабалиным А.В. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.08.2011, в котором зафиксированы следующие недостатки: наличие выбоин и иных повреждений проезжей части, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью на участке дороги с км 0+500 по км 1+942, с км 6+200 по км 10+000; наличие выбоин, предельно превышающих размеры, установленные Государственным стандартом "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) на км 1+150 размером по длине - 1,20 м, ширине - 3,70 м, глубине - 0,18 м, на км 1+450 размером по длине - 1,10 м, ширине - 3,0 м, глубине - 0,15 м, на км 1-790 размером по длине - 1,70 м, ширине - 1,50 м, глубине - 0,16м, на км 1+942 размером по длине - 2,10 м, ширине - 2,0 м, глубине - 0,16 м; наличие отдельных повреждений, просадок на обочинах на км 0+200 справа, км 1+370 слева, км 1+430 справа, км 1+600 справа.
Определением от 16.08.2011 по фактам несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и других дорожных сооружений в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам проведения административного расследования составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2011 N 29 АА 198909, в котором зафиксировано, что Учреждением допущено в содержании участка автодороги Нефтебаза - Ижма наличие выбоин на км 1+150 размером по длине - 1,20 м, ширине - 3,70 м, глубине - 0,18 м, на км 1+ 450 размером по длине - 1,10 м, ширине 3,0 м, глубине -0, 15 м, на км 1+790 размером по длине - 1,70 м, ширине - 1,50 м, глубине - 0,16 м, на км 1+942 размером по длине - 2,10 м, ширине - 2,0 м, глубине - 0,16 м, и обочины ниже уровня прилегающей кромки проезжей части значительно превышающие требования ГОСТ Р 50597-93. Также заявителем не проинформированы участники дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью технических средств организации дорожного движения, путём установки соответствующих дорожных знаков.
Административный орган пришел к выводу о нарушении государственным казенным учреждением Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, пунктов 3.1.1, 3.1.2 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 и квалифицировал совершенное правонарушение по статье 12.34 КоАП РФ.
Госинспектор дорожного надзора Управления Шабалин А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 13.09.2011 вынес постановление N 29 АА 198909 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
На основании статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
ГОСТ Р 50597-93 установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Аналогичное положение о предельных размерах выбоин закреплено в Стандартах организации СТО 001-29 "Требования к качеству содержания региональных автомобильных дорог Архангельской области".
В данном случае факт наличия на участке автодороги п. Нефтебаза - д.Ижма Приморского района Архангельской выбоин и иных повреждений проезжей части, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, а также наличие выбоин предельно превышающих размеры согласно ГОСТ Р 50597-93 материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается.
Таким образом, дорожное покрытие на указанном участке автодороги не отвечает требованиям обеспечения безопасности движения.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 12 Областного закона от 12.11.2002 N 125-17-ОЗ "Об автомобильных дорогах в Архангельской области" (далее - Областной закон) планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации программ обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области и подведомственные им государственные учреждения Архангельской области в пределах своей компетенции обеспечивают сохранность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также осуществляют контроль за обеспечением их сохранности.
Статьей 22 Областного закона определено, что исполнительные органы государственной власти Архангельской области и подведомственные им государственные учреждения Архангельской области обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Распоряжением от 31.01.2008 N 46-р в оперативное управление Учреждения передано имущество, находящееся в собственности Архангельской области, в том числе автомобильная дорога Нефтебаза-Ижма.
В соответствии с Уставом заявитель является учреждением, осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области. Предметом его деятельности в соответствии с пунктом 2.1 Устава является осуществление в пределах установленной компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа и осуществления на них дорожной деятельности.
В пункте 2 Устава указаны такие цели Учреждения, как организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых и материальных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых и материальных ресурсов.
Согласно пункту 2.3 Устава для достижения уставных целей Учреждение осуществляет функции государственного заказчика, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог, а также функции государственного заказчика областных целевых программ в сфере дорожного хозяйства Архангельской области.
Таким образом, на Учреждение возложены именно организационные функции (то есть организация деятельности по содержанию дорог, а не непосредственное выполнение работ), в том числе и по заключению договоров на выполнение работ по содержанию дорог.
В рамках своей деятельности Учреждение заключило с открытым акционерным обществом "Ремикс" (далее - ОАО "Ремикс") государственный контракт от 29.12.2010 N 23-ос на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Нефтебаза-Ижма, Ижма - Лапоминка - Патракеевка с подъездами в Приморском районе Архангельской области, в соответствии с которым Учреждение поручает, а ОАО "Ремикс" принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Нефтебаза-Ижма, Ижма - Лапоминка - Патракеевка с подъездами в Приморском районе Архангельской области в соответствии с Техническим заданием.
Пунктом 1.2 контракта установлено, что требуемый уровень содержания, порядок контроля определяются Техническим заданием в соответствии со Стандартами организации СТО 001-29 "Требования к качеству содержания региональных автомобильных дорог Архангельской области".
По условиям Технического задания ОАО "Ремикс" в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 надлежало выполнить комплекс работ по содержанию дорог и обеспечить уровень содержания: подъезд к нефтебазе пос. Талаги (протяженность 7,65 км), Нефтебаза-Ижма (протяженность 10,582 км); Ижма-Лапоминка-Патракеевка (протяженность 17,2 км), подъезд к дер. Лапоминка (протяженность 3,537 км).
Согласно пункту 4.4 контракта ОАО "Ремикс" несет полную ответственность за создание аварийной обстановки на дороге или непринятие мер по ее ликвидации в соответствии с полномочиями в рамках заключенного контракта. Пунктом 4.13 определено, что ОАО "Ремикс" в нормативные сроки ликвидирует выявленные повреждения и устраняет опасные условия движения.
В соответствии с пунктом 8.5 контракта ОАО "Ремикс" несет полную ответственность в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий, с сопутствующими дорожными условиями, из-за невыполнения условий настоящего контракта.
С учетом изложенного поскольку в рассматриваемом случае недостатки в содержании дорог (наличие выбоин и иных повреждений проезжей части, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью на участке дороги с км 0+500 по км 1+942, с км 6+200 по км 10+000, выбоин с размерами, превышающими допустимые размеры) обнаружены на участке дороги, уровень содержания которой на основании государственного контракта обязано обеспечивать ОАО "Ремикс", то Учреждение не может являться субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Учреждение предприняло меры, направленные на приведение автодороги в надлежащее состояние, направив в адрес ОАО "Ремикс" до составления ответчиком акта выявленных недостатков от 16.08.2011 предписание от 16.08.2011 N 10 об устранении несоответствий фактического уровня содержания (выбоины (гребёнка) на проезжей части дороги "Нефтебаза-Ижма").
Письмом от 18.08.2011 N 323/1 ОАО "Ремикс" сообщило заявителю о том, что работы по устранению выявленных дефектов на автодороге "Нефтебаза-Ижма" по предписанию от 16.08.2011 N 10 выполнены. В материалы дела представлены также акт выполненных работ от 31.08.2011 N 8 и акт о приёмке выполненных работ за август 2011 года, фотографии дороги от 19.08.2011.
Принятые Учреждением меры также свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в нарушении правил содержания автомобильных дорог.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2011 года по делу N А05-9456/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9456/2011
Истец: ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", Государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"
Ответчик: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по Архангельской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7812/11