г. Вологда |
|
21 декабря 2011 г. |
Дело N А52-2583/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального образования "город Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 октября 2011 года по делу N А52-2583/201111 (судья Циттель С.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "НЕНА-В" (ОГРН 1026000978046; далее - Общество, ООО "НЕНА-В") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования "город Псков" (далее - Административная комиссия) администрации города Пскова от 26.07.2011 N АП/552-3-2011.
Решением суда от 27 октября 2011 года требования удовлетворены.
Административная комиссия в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что в Положении о порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Псковской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Государственного комитета Псковской области от 16.02.2011 N 55 (в редакции от 27.04.2011) (далее - Положение N 55) установлен срок утверждения схем размещения на 2011 - 2016 годы - не позднее 30.09.2011, следовательно, в отсутствие порядка схема размещения является действующей; заявитель осуществлял торговую деятельность на условиях временного размещения торгового объекта, и к моменту составления протокола у него отсутствовало законное основание для осуществления торговой деятельности по адресу: г. Псков, пересечение улиц Народной и Юбилейной, что подтверждается договором от 10.04.2009 и уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова от 16.11.2010 N 9212; нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, так как протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела, в отношении Общества 11.07.2011 главным специалистом Контрольного управления администрации города Пскова в присутствии представителя надлежаще извещенного заявителя Сулимова А.И., действующего на основании доверенности от 10.06.2011, составлен протокол N 90-2011 об административном правонарушении по факту осуществления торговли 08.07.2011 в месте, не отведенном для этого в законном порядке, - по адресу: ул. Юбилейная, у дома N 51.
Рассмотрев протокол от 11.07.2011 и другие материалы дела об административном правонарушении, Административная комиссия в присутствии представителя надлежаще извещенного заявителя Сулимова А.И. приняла постановление от 26.07.2011 N АП/552-3-2011 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 2.11 "Торговля в местах, не отведенных для этого в установленном порядке" Закона Псковской области от 04.05.2003 N 268-оз "Об административных правонарушениях на территории Псковской области" (далее - Закон N 268-оз), и на наго наложен административный штраф в размере 2000 руб.
Не согласившись с данным постановлением ООО "НЕНА-В" обжаловало его в арбитражный суд. В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что торговля в принадлежащем ему киоске осуществляется в месте, указанном на схеме в "Ордере на установку торгового павильона, лотка, киоска", выданного во исполнение распоряжения Главы администрации города Пскова от 30.10.1998 N 3220-р, то есть до утверждения постановлением администрации города Пскова от 07.04.2010 N 701 схем размещения отдельно стоящих торговых объектов и объектов оказания услуг (нестационарных торговых объектов сезонного характера) на территории города Пскова. Общество указало, что Административная комиссия не учла факты регулярного заключения заявителем с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова договоров на размещение торгового объекта и внесения платы за размещение объекта. В настоящее время оплата производится по договору от 10.04.2009 N 249В, по окончании срока действия которого уведомления о его окончании Общество не получало, поэтому договор считается заключенным на неопределенный срок.
Суд первой инстанции удовлетворил требования. В обоснование решения указано на отсутствие доказательств наличия события административного правонарушения, недоказанность вины Общества в совершении правонарушения. Суд не принял довод ООО "НЕНА-В" о том, что торговый киоск установлен на пересечении улиц Народной и Юбилейной (по ул. Юбилейной у дома N 51) на законных основаниях, как необоснованный в силу пунктов 2.3 - 2.6, 2.12 постановления администрации города Пскова от 27.01.1995 N 16 (в редакции от 06.12.2001) "Об упорядочении мелкорозничной стационарной торговли и порядке предоставления земельных участков под установку торговых точек на территории города Пскова". Однако суд пришел к выводу, что на день совершения правонарушения и день возбуждения административного производства (08.07.2011 и 11.07.2011) отсутствовал законно установленный порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Псков". При этом суд не принял ссылку ответчика на Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации города Пскова от 07.04.2010 N 701 (далее - Схема от 07.04.2010), поскольку на момент принятия Администрацией названного постановления соответствующий порядок не был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации. Порядок, утвержденный постановлением администрации Псковской области от 10.06.2010 N 208, на основании которого была разработана Схема от 07.04.2010, утратил силу 02.03.2011 в связи с принятием постановления администрации Псковской области от 02.03.2011 N 67. Схема размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Псковской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле от 16.02.2011 N 55, не разработана и не утверждена.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно статье 2.11 Закона N 268-оз торговля на территории населенных пунктов в местах, не отведенных для этого в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
ООО "НЕНА-В" установило нестационарный торговый объект - киоск на пересечении улиц Юбилейной и Народной (у дома N 51 по улице Юбилейной) и в момент проверки осуществляло в данной торговой точке торговлю продовольственными товарами.
В подтверждение того, что данное место отведено для торговли в установленном порядке, Общество представило ордер на установку торгового павильона, лотка, киоска, выданный ему 23.11.1998 на основании распоряжения главы администрации города Пскова от 30.10.1998 N 3220-р.
Также заявителем представлен договор от 10.04.2009 N 249В о временном размещении объекта мелкорозничной торговли, питания, бытового обслуживания или другой временной легко возводимой сборно-разборной конструкции, заключенный с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова.
Выдача ордера на установку торгового павильона, лотка, киоска предусмотрена Положением о порядке предоставления земельных участков под установку торговых павильонов, киосков на территории г. Пскова, утвержденным постановлением администрации г. Пскова от 27.01.1995 N 16 (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков).
Согласно пункту 2.1 данного Положения юридические лица и граждане - предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельного участка под установку торговых павильонов и киосков (в дальнейшем - арендаторы), обращаются в Управление архитектуры и градостроительства города с заявлением по утвержденной форме.
Управление архитектуры и градостроительства в 10-дневный срок после получения комплекта документов подготавливает проект распоряжения городской Администрации о предоставлении земельного участка в аренду для установки торговой точки (пункт 2.5).
На основании распоряжения Администрации города о выделении земельного участка под установку торговой точки арендаторы заключают договор с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Пскова о предоставлении земельного участка на условиях краткосрочной аренды (пункт 2.6).
После заключения договора с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Управление архитектуры и градостроительства дает арендатору ордер на установку торговых павильонов и киосков. В ордере на установку торговой точки оговаривается схема размещения, внешний вид, тип и размеры временного сооружения (пункт 2.7).
По истечении срока действия договора аренды арендатор обязан переоформить всю документацию в соответствии с пунктами 2.3 - 2.6 настоящего Положения.
Для продления договора аренды арендатор обращается в управление архитектуры и градостроительства с заявлением (пункт 2.12).
Из приведенных норм права следует, что ордер в отсутствие договора аренды земельного участка не является документом, предоставляющим право на размещение торгового киоска на земельном участке.
Согласно пункту 1.2 договора от 10.04.2009 N 249В срок его действия установлен с 01.05.2009 до 27.04.2010. Автоматическое продление срока его действия ни договором, ни Положением о порядке предоставления земельных участков не предусмотрено. Более того, названное Положение предусматривает, что для продления договора арендатор должен обратиться в управление архитектуры и градостроительства с соответствующим заявлением.
Кроме того, в материалах дела имеется копия уведомления от 16.11.2010 N 9212 Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова, направленная Обществу заказным письмом с уведомлением, что подтверждено копией почтового реестра, с требованием освободить земельные участки, занимаемые стационарными объектами по продаже продовольственных товаров по адресам, в числе которых названо пересечение улиц Народной и Юбилейной.
При таких обстоятельствах договор от 10.04.2009 N 249В не может быть признан доказательством законности осуществления Обществом торговли 08.07.2011 в торговой точке, расположенной у дома N 51 по Юбилейной г. Пскова.
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктами 1 и 2 указанных Правил установлено, что Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - схема размещения). Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле приказом от 16.02.2011 N 55 утвердил Положение о порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов. Городских и сельских поселений Псковской области схем размещения нестационарных торговых объектов.
Администрация Псковской области постановлением от 10.06.2010 N 208 утвердила Положение о порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области схем размещения нестационарных торговых объектов.
Администрацией города Пскова постановлением от 07.04.2010 N 701 утверждена Схема размещения отдельно стоящих нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова.
Схема от 07.04.2010 не предусматривала торговый объект на пересечении улиц Народной и Юбилейной. Постановлением администрации города Пскова от 21.07.2010 N 1554 данная Схема дополнена пунктом 184, предусматривавшим торговый объект по указанному адресу. Однако постановлением администрации города Пскова от 04.10.2010 N 2081 торговый объект по указанному адресу исключен из этой Схемы.
Таким образом, пересечение улиц Народной и Юбилейной (у дома N 51 по ул. Юбилейной) нельзя признать местом, отведенным для торговли в установленном порядке.
Тот факт, что администрацией города Пскова на момент совершения Обществом правонарушения не разработана и не утверждена в порядке, установленном Законом N 381-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле, схема размещения нестационарных торговых объектов от 16.02.2011 N 55, не предоставляет права осуществления торговли в местах, не отведенных для этого в установленном порядке.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Ни Законом N 381-ФЗ, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, ни приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле от 16.02.2011 N 55 не предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые до установления предусмотренного названными нормативными актами порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, утрачивают силу.
Более того, пунктом 42 приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле от 16.02.2011 N 55 установлено, что утверждение схемы размещения на 2011 - 2016 годы производится уполномоченным органом местного самоуправления в срок не позднее 30.09.2011.
Полномочия администрации города Пскова по принятию постановления от 07.04.2010 N 701 не выходят за рамки полномочий, предусмотренных для органа местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанное постановление не признано недействующим в установленном порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.11 Закона N 268-оз.
Апелляционный суд считает необоснованной ссылку Общества на пункт 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, согласно которой утверждение схемы размещения торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы поскольку в данном случае пересечение улиц Народной и Юбилейной признано местом, не отведенным для торговли в установленном порядке, не в связи с утверждением новой схемы в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств невозможности соблюдения Обществом требований постановления администрации г. Пскова от 07.04.2010 N 701, Положения о порядке предоставления земельных участков под установку торговых павильонов, киосков на территории г. Пскова в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.
Поскольку порядок привлечения Общества к ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции статьи 2.11 Закона N 268-оз, постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления от 26.07.2011 N АП/552-3-2011.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении требований Обществу следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 27 октября 2011 года по делу N А52-2583/2011 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования "город Псков" администрации города Пскова от 26.07.2011 N АП/552-3-2011 обществу с ограниченной ответственностью "НЕНА-В" отказать.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2583/2011
Истец: ООО "НЕНА-В"
Ответчик: Административная комиссия МО "Город Псков" Администрации г. Пскова, Административная комиссия муниципального образования "Город Псков" Администрации г. Пскова
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8047/11