город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2011 г. |
дело N А01-1153/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зобовой Л.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тульского станичного казачьего общества Майкопского отдела Кубанского казачьего войска
на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.10.2011 о прекращении производства по делу N А01-1153/2011,
принятое в составе судьи Мусифулиной Н.Г.,
по иску Тульского станичного казачьего общества Майкопского отдела Кубанского казачьего войска
к Администрации муниципального образования "Майкопский район",
Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Майкопский район"
при участии третьего лица: Тульского станичного казачьего общества Майкопского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества
о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Тульское станичное казачье общество Майкопского отдела Кубанского казачьего войска (далее Тульское станичное казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Майкопский район" о признании права собственности на 96/100 части здания, расположенного по адресу: Майкопский район, пос. Тульский, ул. Школьная, д. 31, с прилегающими к нему подсобными пристройками согласно технического паспорта бюро технической инвентаризации п.Тульского 174,5 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что Тульское станичное казачье общество Майкопского отдела Кубанского казачьего войска приобрело 96/100 части спорного здания на основании договора купли-продажи от 22.06.2000. Истец в течение более 11 лет добросовестно, открыто, непрерывно владеет и пользуется спорным объектом. Право собственности истца на спорный объект зарегистрировано не было, правообладателем в ЕГРП указан ответчик. Правовым основанием иска указана статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Тульское станичное казачье общество Майкопского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.09.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования "Майкопский район".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.10.2011 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец - Тульское станичное казачье общество Майкопского отдела Кубанского казачьего войска - не обладает статусом юридического лица. В соответствии со статьями 27, 28 АПК РФ дело по иску казачьего общества, не имеющего статуса юридического лица, неподведомственно арбитражному суду.
Тульское станичное казачье общество Майкопского отдела Кубанского казачьего войска в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.10.2011 и разрешить вопрос по существу. Заявитель жалобы указал, что считает необоснованным прекращение производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В материалы дела представлено постановление главы администрации Майкопского района от 18.04.2000 о регистрации Тульского станичного казачьего общества Майкопского отдела Кубанского казачьего войска в качестве юридического лица. Доказательства прекращения истцом деятельности или его реорганизации с прекращением прав юридического лица (п.3 ст.49, ст.ст.57,58,59 ГК РФ) в материалах дела отсутствуют. Протоколом казачьего сбора от 22.11.2009 подтверждается избрание атамана Тульского станичного казачьего общества Майкопского отдела Кубанского казачьего войска. Выводы суда первой инстанции о том, что Тульское станичное казачье общество Майкопского отдела Кубанского казачьего войска до государственной регистрации не может приобретать вещных и обязательственных прав и обращаться за их судебной защитой, не основаны на материалах дела и нормах права. В силу пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации права юридического лица могут быть ограничены только в случаях и порядке, установленных законом. Суд первой инстанции не указал нормы права, ограничивающие права истца по настоящему делу.
Администрация муниципального образования "Майкопский район", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Майкопский район", Тульское станичное казачье общество Майкопского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, просили оставить определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.10.2011 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке п.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (часть 2 статьи 51 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.6.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В п. 4 указанной статьи содержится отсылочная норма, в соответствии с которой особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации и управления казачьими обществами должны определяться законодательством РФ.
Статьей 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" предусмотрены аналогичные нормы, согласно которым внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляется органом, уполномоченным в области ведения реестра, и его территориальными органами.
Порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации определяется органом, уполномоченным в области ведения реестра.
Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим Указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется в соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС России в лице ее территориальных органов) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
В соответствии с п. 7 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством РФ. Регистрирующий орган направляет (выдает) в установленных случаях в Федеральную регистрационную службу (ее территориальный орган) указанный документ и выписку из государственного реестра по форме, приведенной в Приложении N 5, не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций переданы Минюсту России.
В соответствии с пп. 30.8 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, Минюст России выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.
При этом форма N Р50003 "Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц" утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ. В соответствии с Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Приказом Минюста России от 01.08.2008 N 161 утверждена форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.
Истцом представлены документы о создании 18.04.2000 г.., в том числе Постановление главы администрации Майкопского района N 191 и свидетельство о государственной регистрации N 996. Доказательства внесения сведений об истце в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и регистрации казачьего общества в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, отсутствуют.
Согласно ответу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея (N 03-13-1562 от 17.08.2011) сведений о Тульском станичном казачьем обществе Майкопского отдела Кубанского казачьего войска в реестре некоммерческих организаций не содержится. Также данный факт подтвержден и сообщением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по РА от 12.07.2011 N 4-25/011029.
Учитывая положения ст.ст.27,28,33 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению определения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.10.2011 по делу N А01-1153/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1153/2011
Истец: Тульское станичное казачье общество Майкопского отдела Кубанского казачьего войска
Ответчик: Администрация муниципального образования "Майкопский район", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Майкопский район"
Третье лицо: Тульское станичное казачье общество Майкопского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13768/11