г. Самара |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А72-6341/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2011 по делу N А72-6341/2011 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
третье лицо: потребительское общество жилищно-строительный кооператив "Молодежный" (ИНН 7327015738, ОГРН 1027301487993), г.Ульяновск,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения от 30.06.2011 по делу N 7448/04-2011 вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России) (т.1,л.д.2-3).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Потребительское общество жилищно-строительный кооператив "Молодежный".
Решением суда 14.10.2011 в удовлетворении заявления Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" отказано (т.2,л.д.14-17).
Не согласившись с принятым решением суда Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.10.2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 и ст.266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 01.04.2011 в Ульяновское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение.
На основании данного обращения приказом от 03.05.2011 N 139 Ульяновское УФАС России возбудило дело в отношении УМУП "Городской теплосервис" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в ЖСК "Молодежный", путём предъявления к оплате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС дома ЖСК "Молодежный" в 2009-2011 годах.
30.06.2011 решением по делу N 7448/04-2011 Управление признало действия Предприятия, выразившиеся в выставлении ЖСК "Молодежный" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решено было предписание Предприятию не выдавать (п.2 решения Управления от 30.06.2011 по делу N 7448/04-2011).
Предприятие, не согласившись с решением Управления, обжаловало его в арбитражный суд.
Исследовав, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их применительно к ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из следующего.
Из анализа ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременно наличие двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 N 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП "Городской теплосервис" и ЖСК "Молодежный" заключен договор теплоснабжения от 01.05.2005 N 832. В жилом многоквартирном доме ЖСК "Молодежный" (г.Ульяновск, ул.Шолмова, 9) имеется 4-х трубная открытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения, в доме установлен общедомовой прибор учета.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов-фактур по договору N 832 от 30.01.2009, от 27.02.2009, от 30.04.2009, от 30.10.2009, от 30.11.2009, от 31.12.2009, от 29.01.2010, от 26.02.2010, от 31.03.2010 от 30.04.2010, от 29.10.2010, от 30.11.2010, от 31.12.2010, от 31.01.2011, от 28.02.2011, от 31.03.2011, от 29.04.2011, а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период следует факт выставления к оплате УМУП "Городской теплосервис" к ЖСК "Молодежный" тепловой энергии для отопления, исчисленной как сумма показаний приборов учёта системы ГВС (Гкал) и показаний приборов учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии счёта-фактуры N 832 от 26 февраля 2010 г.. расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. ЖСК не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанного ЖСК подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения"), установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-Фз "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
В условиях отсутствия данного документа необходимо было руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП "Городской теплосервис" должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м куб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.
Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов при установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 N 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N06-454), предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 по делу N А72-8819/08-4/347 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" на 2010 год. То есть, без учёта каких- либо иных дополнительных потерь.
Дополнительным подтверждением того, что плата за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не может учитываться в плате за отопление является указание ФСТ России о том, что "в случае направления документов о разногласиях в отношении тарифов на горячую воду организация коммунального комплекса, помимо документов, указанных в пунктах 1-8 для соответствующих организаций коммунального комплекса и статей разногласий, представляет расчет количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды. Данный расчет должен сопровождаться документами, обосновывающими:
-температуру горячей воды в местах водоразбора, °С;
-температуру холодной воды в сети водопровода, °С;
-тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат."
Данное указание приводится в п.10 приложения 1.1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, утверждённого Приказом Федеральной службы по тарифам от 2 октября 2007 года N 231 -э.
Как прямо видно из данного регламента тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Суд первой инстанции правомерно согласился с выводами ответчика, содержащимися в оспариваемом решении о том, что действия Предприятия нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Действия Предприятия совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения и отопления граждан.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при её оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.
Предприятие превысило пределы допустимого осуществления гражданских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
С 05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 47. В соответствии с данным актом Министерство экономики Ульяновской области внесло изменения в установленный порядок оплаты потребителями услуги по горячему водоснабжению. В соответствии с приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-39 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области" и представленными пояснениями Министерства экономики Ульяновской области тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения. Система теплоснабжения жилого дома N 9 по ул.Шолмова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК "Молодежный", является открытой. На основании изложенного, ответчик решил предписание Предприятию не выдавать.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу относительно того, что на ранее возникшие правоотношения данные Методические указания и вышеназванный приказ Министерства экономики Ульяновской области 30.03.2011 N 06-39 не распространяются, следовательно, до внесения изменений в приказ от 26.11.2010 N 06-454 ресурсоснабжающие организации не вправе были выставлять жителям потери в открытых системах горячего водоснабжения.
Таким образом, апелляционный суд считает правильными выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Государственная пошлина в связи с предоставленной отсрочкой подлежит взысканию с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис".
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2011 по делу N А72-6341/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 1000 (одна тысяча) тысяча рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6341/2011
Истец: УМУП "Городской теплосервис"
Ответчик: УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: ЖСК "Молодежный"
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14018/11