Налоговое обозрение
Великобритания
Согласно результатам исследований, проведенных по заказу Лондонской фондовой биржи и ряда других организаций, гербовый сбор, которым облагаются операции с акциями, "съедает" заметную часть пенсий и сбережений простых англичан и в результате отрицательно сказывается на притоке инвестиций в Великобританию. Так, благодаря гербовому сбору стоимость акций компаний, котирующихся на бирже, увеличивается на 7-8,5%. Снижая конкурентоспособность внутреннего английского рынка, он стимулирует распространение альтернативных инструментов, имеющих пониженную прозрачность. Отмена гербового сбора, по оценкам экспертов, может привести к ускорению роста ВВП, увеличению потока инвестиций в Великобританию и в итоге не должна негативно отразиться на общей сумме налоговых поступлений в бюджет. Она увеличит сбережения простых англичан, размеры капитальных вложений английских компаний и снизит стоимость акций компаний, котирующихся на бирже.
* * *
По мнению экспертов Института дипломированных бухгалтеров Шотландии, предложения по внесению поправок в налоговую систему, направленные на стимулирование использования предприятиями малотоксичных служебных автомобилей с низким объемом выхлопа вредных газов, недостаточно обоснованны. Речь идет о сокращении льгот компаниям в случае приобретения и аренды автомобилей. Одновременно предлагается создать преимущества автомобилям, масса выхлопа двуокиси углерода которых не превышает 121 Г/км, а также "наказать" за использование машин с выхлопом более 165 Г/км. Эксперты полагают, что подобный подход не даст заметного эффекта с точки зрения изменения предпочтений налогоплательщиков. В результате могут возникнуть перекосы, поскольку на некоторых предприятиях требуется применение специального большегрузного автотранспорта, например для перевозки оборудования и передвижения по пересеченной местности. Эксперты подчеркивают, что налоговая система должна быть несложной, прозрачной и справедливой. Замена одной сложной системы налоговых льгот на другую, не менее сложную, только создаст дополнительную путаницу и неопределенность. Налогоплательщикам придется приобретать новое программное обеспечение, переобучать кадры и т.д.
Израиль
По данным Банка Израиля, сделанные финансовым ведомством прогнозы объема налоговых поступлений в стране на протяжении последних трех лет отставали от реальности. По результатам I квартала текущего года поступления по линии прямых налогов выросли прежде всего в банковской отрасли, в отраслях транспорта и связи, а также в секторе деловых услуг. Банк отмечает, что, несмотря на некоторое снижение, уровень безработицы в Израиле продолжает оставаться относительно высоким, особенно среди граждан с высшим образованием. Основной причиной такого положения является приток иностранной рабочей силы. Используя дешевый труд иностранных рабочих, предприниматели не заинтересованы повышать эффективность производства и внедрять новую технику. Это в свою очередь тормозит повышение производительности труда и в стратегической перспективе рост экономики страны.
Новая Зеландия
В 2006 г. в Новой Зеландии было собрано налогов на 2,3% больше по сравнению с предшествующим годом. Поступления по линии косвенных налогов выросли на 4,1%, а поступления прямых налогов оказались больше (чем год назад) на 1,4%.
Пакистан
Крупным компаниям в Пакистане разрешили подавать ежемесячную отчетность об уплате налогов на доходы, взимаемых путем удержания у источника выплаты, в "одно окно". В соответствии с новым порядком в соответствующий департамент налоговой службы представляется только один отчетный документ, включающий отчетность региональных офисов компании. Это позволяет избежать проблем, возникающих у региональных офисов ранее, когда приходилось подавать отчетность в различные налоговые инспекции по месту своего нахождения. Полагают, что нововведение станет выгодным прежде всего для пакистанских банков.
Налоговое ведомство Пакистана работает также над созданием нового механизма проверки счетов-фактур по налогу с продаж. Он позволит отказаться от ручной подачи счетов-фактур и перейти к компьютерной системе. С ее помощью можно проверять обоснованность заявок на возмещение налога и тем самым исключить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков.
* * *
На базе изучения положительного опыта внедрения акцизных марок в Турции, Малайзии и Бангладеш налоговое ведомство Пакистана планирует предложить свою концепцию маркировки сигарет. При этом ставится задача сократить масштабы контрабанды сигарет, уклонения от уплаты косвенных налогов (акцизного налога и налога с продаж), а также выпуска контрафактной продукции. В настоящее время изучаются три подхода к маркировке. Первый - это использование марки, наклеиваемой на пачку сигарет. Второй метод основан на нанесении на пачку особыми чернилами специального знака закодированной информацией, которую можно считывать только специальным устройством. Третий вариант предусматривает обвязывание пачки специальной тесьмой (подобно бандероли). Наконец, можно использовать голографическую наклейку, устойчивую к подделке. На каждой пачке сигарет в соответствии с установленным порядком должно быть отпечатано наименование компании - производителя, ответственного за уплату налогов.
Соединенные Штаты Америки
В Сенате США правительство подверглось критике за недостаточную работу по предотвращению использования американцами оффшоров для уклонения от уплаты налогов. По мнению отдельных сенаторов, федеральная налоговая служба должна полнее использовать информацию, полученную от финансовых посредников, прежде всего банков. Как полагают в Главном контрольно-финансовом управлении США, установленное законом ограничение срока проведения налоговой проверки тремя годами часто оказывается препятствием при расследовании дел об уклонении от уплаты налогов с использованием оффшоров. Такие дела приходится прекращать до завершения процедуры сбора всех данных. По данным Управления, налоговая проверка налогоплательщика, имеющего средства в оффшорах, дает в среднем 5400 долл. доначислений, что примерно в 2 раза больше по сравнению с проверкой налогоплательщика, денежные средства которого находятся внутри страны. Средняя сумма доначислений по отдельным делам, когда инспекторам было разрешено превысить установленный 3-летний срок проведения проверки, составила 17 500 долл. Если же удавалось осуществлять проверку на протяжении 4-5 лет, то в отдельных случаях сумма доначислений приближалась к 100 тыс. долл.
Вместе с тем аналитики отмечают объективные сложности, возникающие при оценке объемов средств, укрытых американцами от налогообложения за рубежом. Как сообщало федеральное налоговое ведомство, в 2003 г. из США было вывезено почти 300 млрд долл. доходов от инвестиций и предпринимательской деятельности. В последующие годы, по другим оценкам, вывозилось более 400 млрд долл. ежегодно. По мнению налогового ведомства, недополучение налогов из-за махинаций с оффшорами может составлять 40 млрд долл. По некоторым оценкам, эта цифра может достигать 70 млрд долл. (в то же время, по данным налоговой службы, внутри страны сумма налогов, которую недополучило государство, составляет почти 300 млрд долл.).
В целом аналитики сходятся во мнении о невозможности на практике достаточно точно подсчитать потери государственной казны США от уклонения от уплаты налогов с использованием оффшоров. Федеральная налоговая служба оценивает объем средств, переведенных в оффшоры, на основании данных, которые ей сообщили финансовые организации (банки, инвестиционные фирмы и т.д.), совершившие соответствующие операции. При этом не учитываются перечисления денежных средств, о которых информация не поступала, а также прибыль, полученная американцами в результате операций с денежными средствами за рубежом.
Е. Воловик
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71