г. Томск |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А03-13741/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Никитиной без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от заинтересованного лица - не явился (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2011 г. делу N А03-13741/2011 (судья С.П. Пономаренко)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (656002, г. Барнаул, ул. Профинтерна, д. 48а)
к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района города Барнаула" (ИНН 2224043942, 656037, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 152)
о взыскании 1748,71 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - заявитель, налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района города Барнаула" (далее - Учреждение) с заявлением о взыскании 1748,71 руб. - недоимки по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 4 квартал 2009, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Основанием обращения в суд послужила неуплата заинтересованным лицом вышеуказанной суммы налога по требованию налогового органа.
Решением суда от 12.10.2011 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные налоговым органом требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела в связи с тем, что налоговым органом не допущено пропуска срока, так как сумма к доплате образовалась на основании уточненной налоговой декларации, представленной 16.02.2011.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района города Барнаула", зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1022201538160 и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула (ИНН 2224043942).
18.02.2010 в Инспекцию Учреждением представлена налоговая декларация по ЕСН за 4 квартал 2009 г., сумма налога подлежащего уплате в ФСС РФ за указанный период составила 3736 руб. (л.д. 41 обратная сторона, л.д. 42).
16.02.2011 Учреждением представлена уточненная налоговая декларация по ЕСН за 4 квартал 2009 г., сумма налога подлежащего уплате в ФСС РФ за указанный период по уточненной декларации составила 5143,00 руб. (л.д. 21 обратная сторона)
Согласно данным налоговых обязательств по состоянию на 01.01.2011 у Учреждения имелась переплата налога подлежащего уплате в ФСС РФ в размере 3394,29 руб.
03.03.2011 в адрес Учреждения были направлено требование N 2024 об уплате ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ за 4 кв. 2009 г. в сумме 2776,34 руб.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке ответчиком не исполнено, Инспекция на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения суммы ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ за 4 кв. 2009 г. в размере 1748,71 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из пропуска срока налоговым органом для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, взносам, штрафам и пеней.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 НК РФ, согласно положениям которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет, под которым, согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, понимается счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В главе 24 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2010) "Единый социальный налог" указано, что налогоплательщиками налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам организации.
Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физически х лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 7 статьи 244 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу части 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации (часть 2 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 1 части 4 статьи 81 НК РФ установлено, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Из содержания указанных норм следует, что налогоплательщик, отразивший в уточненной декларации за прошедший налоговый период суммы налога к доплате в бюджет, должен уплатить образовавшуюся в результате корректировки недоимку и пени за уплату налога в более поздние сроки.
Как правильно указал суд первой инстанции, Налоговым кодексом Российской Федерации установлен срок выставления требования на взыскание недоимки.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Сумма ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ за 4 кв. 2009 г., в размере 5143 руб. в бюджет исчислена Учреждением самостоятельно в представленной им 16.02.2011 уточненной налоговой декларации, на дату обращения с которой не уплачена, в связи с чем является недоимкой, на основании выявления которой после подачи уточненной налоговой декларации Инспекцией и было направлено требование N 2024 об уплате ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ за 4 кв. 2009 г., в сумме 2776,34 руб.
В данном случае, самостоятельное выявление Учреждением ошибки в определении налогооблагаемой базы привело к установлению факта неуплаты ЕСН и принятию налоговой инспекцией мер по его принудительному взысканию, что соответствует положениям подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 44, пункта 1 статьи 45, абзаца первого пункта 1 статьи 81 и статье 240 НК РФ, поскольку уплата указанного налога является обязанностью налогоплательщика.
Таким образом, налоговый орган трехмесячный срок для направления налогоплательщику требования в порядке статьи 70 НК РФ правомерно исчислял с 16.02.2011, то есть непосредственно с даты представления Учреждением уточненной налоговой декларации, следовательно, срок направления требования Инспекцией не нарушен.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора).
С учетом изложенного, следуя материалам дела, пресекательный срок для взыскания с Учреждения задолженности в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (срок исполнения требования - до 24.03.2011, заявление подано в арбитражный суд - 23.09.2011 (входящий штамп суда), Инспекцией соблюден (срок истекал - 24.09.2011).
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции об истечении сроков для взыскания недоимки по ЕСН, зачисляемой в ФСС РФ за 4 кв. 2009 г. в сумме 1749,71 руб. с учетом данных уточненной налоговой декларации (5143 руб. - 3394,29 руб.(переплата), не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270, пункта 2 статьи 269 является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула требований и взыскании с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района города Барнаула" единого социального налога за 4 квартал 2009 года, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 1748 руб. 71 коп.
Согласно части 3 статьи 110 с Учреждения взыскивается исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ. государственная пошлина в размере 2000 руб., от уплаты которой заявитель освобожден в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. В свою очередь, глава 25 НК РФ не предусматривает освобождение бюджетных учреждений от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах при отсутствии доказательств выполнения ими одновременно функций государственного органа, чего в данном случае из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2011 г. делу N А03-13741/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района города Барнаула" единый социальный налог за 4 квартал 2009 года, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 1748 руб. 71 коп.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Октябрьского района города Барнаула" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13741/2011
Истец: ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула
Ответчик: МОУ ДОД "Центр детского творчества Октябрьского района г. Барнаула"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10179/11