Рассмотрение и разрешение индивидуальных
трудовых споров (часть I)
Согласно статистическим данным нарушения трудового законодательства ежегодно составляют 60-70% (в 2006 г. - 63,7%) от числа выявляемых прокурорами правонарушений в сфере соблюдения прав человека и гражданина, т.е. эта одна из самых уязвимых сфер прав граждан.
Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 37) признано право каждого гражданина на разрешение индивидуальных трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов.
Вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197 - ФЗ и другими нормативными правовыми актами, не противоречащими ему (ст. 423), в частности:
Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ;
Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ;
Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ;
Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ;
Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 188;
Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1;
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ;
При этом следует учитывать требования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г. N 2 и др.
Рассмотрение и разрешение трудовых споров регламентировано главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации.
В названную главу, как и в другие главы Трудового кодекса, 30 июня 2006 года внесены изменения и дополнения*(1). Проанализируем конкретные положения статей, касающихся обозначенной проблемы.
Согласно ч. 1 ст. 381 индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается и спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ч. 2 ст. 381 ТК РФ).
В последней редакции статьи слово "законов" заменено словами "трудового законодательства", таким образом, расширена сфера действия Кодекса, в том числе и в отношении локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка).
Индивидуальный трудовой спор возникает с действия или бездействия одного из субъектов трудового права (работника или работодателя) по применению нормы трудового законодательства. По мнению одной стороны действия могут быть правомерными или неправомерными и расходиться с точкой зрения другой стороны. При возникновении разногласий необходимо попытаться урегулировать их с помощью переговоров. Если желаемый результат не достигнут, возникает право обратиться за разрешением спора в комиссию по трудовым спорам (далее - КТС) или в суд. Трудовой кодекс не предусматривает обязательное досудебное обращение в КТС. На основании ст. 391 ТК РФ можно обратиться в суд как после рассмотрения индивидуального спора в КТС, так и минуя КТС.
Особенностями индивидуального трудового спора являются разногласия:
а) которые не удалось урегулировать;
б) по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов;
в) о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Лишь их сочетание позволяет утверждать, что тот или иной спор является именно индивидуальным трудовым спором, рассмотрение которого должно идти по правилам, предусмотренным в ст. 382-397 ТК РФ.
Предметом спора могут быть вопросы, например, об оплате сверхурочных работ о незаконном отстранении от работы, правила внутреннего трудового распорядка, перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, графика сменности, положения об оплате труда, установления или изменения условий труда; о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, и др.
Индивидуальные трудовые споры возникают как между сторонами, состоящими в трудовых отношениях, так и после прекращения трудового договора (например, спор о восстановлении на работе, изменении формулировки причины увольнения, выдаче дубликата трудовой книжки) или при приеме на работу, когда работодатель отказывает в заключении трудового договора.
Субъектом могут быть не только стороны трудового спора, но и другие лица, например, законные представители (родители, опекуны, попечители); а также прокурор, обратившийся в суд с заявлением на основании ч. 1 ст. 391 ТК РФ, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Индивидуальный трудовой спор необходимо отличать от коллективного спора (глава 61 ТК РФ). Стороной индивидуального трудового спора всегда выступают работник и работодатель. Коллектив работников или его представительные органы не могут быть участниками такого спора. Коллективный спор, как правило, затрагивает вопросы заключения, изменения или выполнения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда. На основе определений индивидуального и коллективного трудовых споров, приведенных в Трудовом кодексе (ст. 381 и 398 ТК РФ), необходимо сделать вывод о наличии индивидуального или коллективного трудового спора. Можно согласиться с авторами одного из комментариев к Трудовому кодексу РФ, которые утверждают, что "работники вправе объединить несколько индивидуальных требований в одном заявлении при обращении в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, это не влияет на характер спора, он, по-прежнему, остается индивидуальным трудовым спором. Например, требование членов бригады об оплате труда за работу в выходные дни"*(2).
Статья 382 ТК РФ не претерпела изменений: индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Исходя из смысла этой статьи, КТС и суд являются самостоятельными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры. Суд не вправе отменять или изменять решение КТС. При рассмотрении в суде индивидуального трудового спора после того, как он был рассмотрен КТС, его решение должно анализироваться наравне с другими доказательствами по делу.
В отношении некоторых категорий работников законодательством предусмотрено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящее должностное лицо. Однако это не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в органы, указанные в ст. 382 ТК.
Законодатель наделил государственного инспектора труда функцией по оценке деятельности работодателя, когда трудовой спор рассматривается КТС. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, индивидуальный трудовой спор может быть предметом одновременного рассмотрения в КТС и государственным инспектором труда.
Порядок рассмотрения трудовых споров, закрепленный в ст. 383 ТК РФ, остался прежним. Он регулируется Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 1 данной статьи).
Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами (ч. 2).
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров включает:
1) принятие к рассмотрению заявления стороны спора полномочными на то органами;
2) подготовку дел о споре к рассмотрению;
3) определенные действия сторон, других участников разбирательства(свидетелей, специалистов, представителей сторон), органа, рассматривающего спор;
4) вынесение решения по спору.
Разрешение спора завершается исполнением принятого по нему решения. Исполнение решения по спору обязательно. Его неисполнение влечет за собой в определенном порядке совершаемые действия определенных органов, направленные на принудительное исполнение решения.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров КТС и компетенция определяются в ст. 385-390 ТК РФ, судом - в ст. 391 ТК РФ.
Для некоторых категорий работников установлены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так. например, Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрены основные права гражданского служащего, среди которых - рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с этим Законом и другими Федеральными законами (п. 13 ст. 14).
При рассмотрении трудовых споров в суде применяются нормы Гражданского процессуального кодекса РФ: в ст. 122 ГПК указаны требования, по которым выдается судебный приказ; в ч. 2 ст. 154 ГПК предусмотрен срок рассмотрения и разрешения дел судом о восстановлении на работе; и др.
Ряд положений, конкретизирующих правовые нормы, определяющие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 года N 2.
Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ). В постановлении вышеуказанного Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (п. 23).
В другом постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" от 14 апреля 1988 года N 2 (в ред. от 25 октября 1996 года) определен круг необходимых средств доказывания по различным категориям гражданских дел, и, в частности, по делам о возмещении ущерба, причиненного организации работником при исполнении им трудовых обязанностей.
Существенные изменения внесены в ч. 1 и 2 ст. 384 ТК РФ "Образование комиссий по трудовым спорам". Внесены изменения и в ч. 5 этой статьи.
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (ч. 1).
Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (ч. 2).
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (ч. 3).
Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем (ч. 4).
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5).
Наиболее существенным изменением является упоминание работодателя - индивидуального предпринимателя.
В соответствии с новой редакцией ст. 384 ТК инициативу в письменном виде в создании КТС вправе проявить работники, их представительный орган (т.е. профсоюз) или работодатель.
Получение письменного предложения о создании КТС обязывает работодателя и представительный орган выделить своих представителей в КТС в течение определенного срока (10 дней). Следует отметить, что отсутствие в тексте этой статьи регламентации относительно указанных выше сроков, нередко приводило на местах к затяжной волоките по созданию комиссий по трудовым спорам.
Число представителей работника и работодателя в КТС, как и прежде, должно быть равным. Представители работодателя в КТС назначаются, как и раньше, руководителем организации-работодателя, работодатель - индивидуальный предприниматель назначает своих представителей сам.
Представители работников в КТС по-прежнему избираются общим собранием (конференцией) работников; они могут быть делегированы представительным органом работников (профкомом) с последующим утверждением общим собранием (конференцией) работников. В крупных организациях численный состав КТС, как правило, больше, чем в небольших организациях или у индивидуального предпринимателя. Численность представителей сторон определяют работодатели и работники (их представительный орган), значит, и общую численность КТС по соглашению между собой или совместным решением.
В соответствии с Трудовым кодексом КТС может быть избрана как в организации, так и в ее структурном подразделении, причем не уточняется, какие именно структурные подразделения имеются ввиду - только ли обособленные или нет. Таким образом, КТС может быть образована в любом структурном подразделении организации (цехе, отделе и др.) по решению общего собрания работников организации. КТС в структурных подразделениях образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. К компетенции КТС структурного подразделения относятся индивидуальные трудовые споры работников этого подразделения (ч. 3 ст. 384 ТК РФ). Индивидуальный трудовой спор должен рассматриваться в КТС организации, если работник не согласен с решением, принятым в отношении него руководителем организации (например, если решение лишить работника премии принято именно им).*(3)
Поскольку КТС подразделения самостоятельна и не находится в подчинении КТС организации, каждая из них должна иметь свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС возложено на работодателя (ч. 4 ст. 384). Таким образом, работодатель должен предоставить КТС помещение для работы, хранения документации, обеспечить печатями, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и т.д.
Работодатель при назначении своих представителей в КТС должен получить их согласие на участие в работе комиссии, т.к. выполнение этих функций не входит в круг обязанностей работников, и ознакомить их с приказом о включении в состав комиссии.
В КТС структурных подразделений организации могут рассматриваться споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например, о перемещении работника в пределах подразделения, об отстранении работника руководителем подразделения и др. Споры о перемещении работника из одного структурного подразделения в другое являются предметом рассмотрения КТС организации.
Срок, на который создается КТС, Трудовым кодексом не определен. Поэтому работодатель и работники организации, решая вопрос об образовании КТС, определяют, образуется ли КТС для рассмотрения конкретного трудового спора, на определенный срок или без указания срока.
Комиссии по трудовым спорам являются добровольными объединениями, работающими без дополнительной оплаты для ее членов (согласно ч. 2 ст. 171 ТК РФ членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка).
Известно, что на некоторых предприятиях комиссии существуют и выполняют свою роль. Так, например, по сведениям председателя комиссии по трудовым спорам ГПТП "Гранит" Ткачева Н.Д., КТС на их предприятии стала работать как самостоятельный орган с 11 марта 1991 года.
За время ее работы изменился порядок избрания комиссии, принятие и исполнение решений, изменился ее состав. Профсоюзный комитет как орган перестал участвовать в рассмотрении трудового спора. С введением нового Трудового кодекса РФ (2001 г.) комиссия образуется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются конференцией работников, а представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Приведем цифры, характеризующие работу этой комиссии за последние 10 лет. Так, за период с 1995 по 1999 год комиссией принято и рассмотрено 269 заявлений. Решение в пользу заявителей принято в 264 случаях, 3 заявления отозваны, 1 иск неудовлетворен, 1 заявление для принятия решения об изменении положения о премировании направлено в профсоюзный комитет. 2000 год - подано 93 заявления, удовлетворено 72, в 21 иске отказано.
2001 год - подано 42 исковых заявления, в 32 случаях мотивированный отказ в удовлетворении требований заявителей, в пользу заявителей принято 10 решений.
2002 год - подано 10 заявлений, принято компромиссное решение, т.к. администрация выдала гарантии о выплате командировочных по мере поступления средств от заказчика. 2003 год - подано 2 заявления, оба решения в пользу заявителей. 2004 год - вопросы решались урегулированием разногласий при непосредственных переговорах с работодателем и профкомом. 2005 год - 2 исковых заявления, в обоих случаях заявителям в их требованиях отказано. В 2006 году было 4 обращения, поставленные вопросы решены на стадии урегулирования разногласий с работодателем.
Из приведенных статистических данных видно, что из года в год уменьшается количество заявлений, поданных в КТС. С одной стороны, это может говорить о финансовом положении предприятия, которое, возможно, стало стабильным: своевременная выплата заработной платы, командировочных расходов, улучшение условий труда работников приводят к уменьшению случаев обращения работников в комиссии для урегулирования конфликтных ситуаций. С другой стороны, может быть, работники не доверяют КТС. На предприятии отсутствует статистика, подтверждающая, сколько заявлении подано в суд, минуя КТС, или с целью обжалования ее решения.
По мнению некоторых авторов, комментирующих изменения от 30 июня 2006 года в Трудовой кодекс Российской Федерации, поправка, вносимая в ст. 384 Трудового кодекса РФ, направлена на то. чтобы предоставить представительному органу работников по собственной инициативе формировать комиссии по трудовым спорам, а также более детально регламентирует порядок ее создания. Крайне лаконичные положения ст. 384 Трудового кодекса РФ, регулирующие эти вопросы, приводят на практике к определенным трудностям.
Во-первых, исходя из действующей формулировки, правом выступать с инициативой создания комиссии по трудовым спорам обладает коллектив работников в целом, соответственно такое решение может быть принято лишь на общем собрании работников.
Во-вторых, проблема, связанная с указанной статьей, состоит в том, что статья описывает порядок формирования КТС в самых общих положениях, не предусматривая ни конкретных сроков, ни ответственности работодателя за уклонение от создания КТС.*(4)
Статья 385 ТК РФ претерпела изменение: исключены слова "возникающих в организациях", что еще раз подтверждает право образования КТС в других объединениях и у индивидуального предпринимателя.
Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, возникающих в организациях, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ч. 1).
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем (ч. 2).
КТС рассматривает вопросы, по которым она вправе и обязана принимать решения, обязательные к исполнению. Это досудебный орган рассмотрения индивидуальных трудовых споров. КТС подведомствены споры работников за исключением тех, которые подведомственны суду.
Согласно Федеральному закону "О профсоюзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ представлять и защищать права и интересы работников, являющихся членами этой общественной организации, является правом и обязанностью профсоюзов. В ч. 1 ст. 11 этого Закона предусмотрено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.
Статья 23 того же Закона предусматривает, что в случаях нарушения законодательства о труде, профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Это означает, что просьба работника, не являющегося членом профсоюза, может быть удовлетворена, и профком может вступить в диалог с работодателем в интересах данного работника, а также обратиться в КТС в интересах любого работника, если переговоры с работодателем (его представителем) по возникшему разногласию не привели к положительному результату.
Трудовой кодекс не предусматривает право КТС пересматривать принятое решение. Поэтому КТС не должна принимать к рассмотрению заявление работника по уже разрешенному спору. Наличие дополнительных доказательств, новых обстоятельств не дает основания для повторного рассмотрения спора в КТС. В данной ситуации работнику следует обращаться в суд.
Предоставляя работнику возможность урегулировать разногласия, Трудовой кодекс не обеспечивает работника надлежащими гарантиями. Так, например, ведение переговоров с работодателем может осуществиться в рабочее время, а правом на освобождения от работы сотрудник не пользуется.
Работник - член профсоюза может обратиться в профком, чтобы тот поручил кому-либо из своих членов представлять работника на переговорах, или пригласить адвоката.
Если вопрос КТС рассмотрен по существу, а у работника появились новые доказательства, то работник может обратиться в суд, т.к. он лишен права обратиться повторно в КТС.
Е. Терентьева,
к.ю.н., научный сотрудник НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее в тексте приведенных статей они выделены полужирным шрифтом.
*(2) Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации под редакцией В.Л. Гейхмана и Е.Н. Сидоренко, М., 2007. С. 991.
*(3) Такого же мнения придерживаются авторы Комментария к Трудовому кодексу Российской Федерации под. ред. Н.Г. Гладкова, И.О. Снигирева, М., 2006. С. 894.
*(4) Гайдукова Л.Н., Чанов С.Е., Пресняков М.В., Смирнова Е.П. Практический комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107