г. Чита |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А19-15117/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Свердлова-40" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2010 года по делу N А19-15117/2011 по заявлению товарищества собственников жилья "Свердлова-40" (ИНН 3808171355, ОГРН 108380800165) к Администрации г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610) о признании незаконным распоряжения от 4 августа 2011 года N 404-02-455/1-1
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Иркутской области (ИНН 3808163259 ОГРН 1073808005534) и Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706 ОГРН 1093850013762),
(суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.)
в отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Товарищество собственников жилья "Свердлова-40" (далее - ТСЖ "Свердлова-40", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации г. Иркутска (далее - Администрация) о признании незаконным распоряжения от 4 августа 2011 года N 404-02-455/1-1, которым разрешено Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "Иркутская электросетевая компания") проведение земляных работ по реконструкции кабельных линий по ул. Свердлова на участке от дома N 28 до дома N 40 в Кировском районе города Иркутска с 4 по 30 августа 2011 года в части разрешения на проведение земляных работ по территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:2033 площадью 721 кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, принадлежащего на праве общей долевой собственности жильцам многоквартирного дома.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 8 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Иркутская электросетевая компания".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает права и законные интересы товарищества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Свердлова-40" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Администрация, распорядившись земельным участком товарищества, превысила свои полномочия. В обоснование своей позиции ТСЖ "Свердлова-40") жалобы ссылается на пункт 10 Приказа Минстроя РФ от 03.06.1992 N 131 "О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ", согласно которому если земельный участок под строительство объекта не является государственной или муниципальной собственностью, заказчик обязан дополнительно представить заверенное в установленном порядке согласие юридического лица или гражданина, являющегося собственником этого земельного участка под строительство объекта. Для законного проведения земляных работ на принадлежащем товариществу земельном участке в соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо было установить сервитут.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что по делу N А19-13381/2011 ТСЖ "Свердлова-40" обратилось с заявлением к ОАО "Иркутская электросетевая компания" об обязании привести земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, с кадастровым номером 38:36:000034:2033 в первоначальное состояние, демонтировать электрический кабель, восстановить асфальтовое покрытие. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2011 года ОАО "Иркутская электросетевая компания" было запрещено производить земляные работы и производить укладку электрического кабеля на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, с кадастровым номером 38:36:000034:2033. Определением от 30 августа 2011 года в удовлетворении ходатайства ОАО "Иркутская электросетевая компания" об отмене обеспечительных мер было отказано, поскольку не было предоставлено каких-либо доказательств о возможности прокладки кабеля по территории иного земельного участка.
В отзыве от 20 декабря 2011 года на апелляционную жалобу Администрация выражает согласие с решением арбитражного суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Правительством Иркутской области и ОАО "Иркутская электросетевая компания" письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200044834561, N 67200044834554, N 67200044834547, N 67200044834578 и N 67200044834585, а также отчетом о публикации 29 ноября 2011 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, с кадастровым номером 38:36:000034:2033, принадлежит на праве общей долевой собственности жильцам многоквартирного дома, расположенного по названному адресу (т. 1, л.д. 16-18).
Распоряжением заместителя мэра г. Иркутска - председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Иркутска от 4 августа 2011 года N 404-02-455/1-1 ОАО "Иркутская электросетевая компания" разрешено проведение плановых земляных работ по реконструкции кабельных линий по ул. Свердлова на участке от дома N 28 до дома N 40 в Кировском районе г. Иркутска в период с 4 августа по 30 августа 2011 года (т.1, л.д. 62 и 104).
Считая, что оспариваемым распоряжением в части разрешения на проведение земляных работ на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:2033 по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40 нарушены права собственников помещений в многоквартирном доме по данному адресу, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ТСЖ "Свердлова-40", исходя из следующего.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10 и от 5 июля 2011 года N 651/11.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ТСЖ "Свердлова-40" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие распоряжения от 4 августа 2011 года N 404-02-455/1-1 закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов ТСЖ "Свердлова-40" этим распоряжением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ТСЖ "Сврдлова-40" удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
По вопросу проведения земляных работ на территории г. Иркутска применеятся Положение о проведении земляных работ в г. Иркутске, утвержденное постановлением Администрации г. Иркутска от 19.03.2010 N 031-06-750/10 (далее - Положение).
Положение устанавливает требования к порядку проведения гражданами, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности земляных работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом объектов инженерной инфраструктуры, установкой средств наружной рекламы (далее по тексту - земляные работы), и иных работ, связанных с нарушением внешнего благоустройства (на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке). Под объектами инженерной инфраструктуры понимается система коммуникаций и объектов водоснабжения, канализации, тепло-, электро-, газоснабжения и связи (пункт 1.1).
Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что проведение плановых земляных работ на всех территориях осуществляется на основании распоряжения вице-мэра - председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска о разрешении проведения плановых земляных работ и заключаемого в соответствии с ним договора на производство плановых земляных работ.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения гражданин или юридическое лицо, являющиеся заказчиком на выполнение плановых земляных работ (далее по тексту - заявитель), подают заявление о разрешении проведения плановых земляных работ в период с 15 апреля по 15 октября текущего года:
- на территориях с интенсивным движением транспорта - в департамент дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска на имя вице-мэра - председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска;
- на остальной территории города - в комитет по управлению округом администрации г. Иркутска, на территории которого планируется проведение плановых земляных работ, на имя заместителя мэра - председателя комитета по управлению соответствующим округом администрации г. Иркутска.
В заявлении указывается, в том числе, место проведения земляных работ, предполагаемые размеры земельного участка; предполагаемые сроки проведения земляных работ (начало и окончание работ); сроки приведения земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (если срок приведения земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, не совпадает со сроком окончания земляных работ).
К заявлению должны быть приложены, среди прочих документов, график производства земляных работ и проект проведения работ, согласованный с заинтересованными органами, а именно:
- территориальным отделом водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов МПР России в случае нахождения земельного участка в водоохранной зоне водных объектов;
- управлением по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска;
- Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области;
- иными заинтересованными лицами.
Порядок рассмотрения заявления и принятия соответствующего решения по нему урегулированы в пунктах 2.4-2.7 Положения.
С учетом приведенных норм права суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в рамках компетенции этого органа, при наличии правовых оснований для принятия распоряжения (подача ОАО "Иркутская электросетевая компания" соответствующего заявления от 18 июля 2011 года N 08-958 и представление всех предусмотренных Положением документов).
Как уже отмечалось, пунктом 1 оспариваемого распоряжения ОАО "Иркутская электросетевая компания" было разрешено проведение плановых земляных работ по реконструкции кабельных линий по ул. Свердлова на участке от дома N 28 до дома N 40 в Кировском районе г. Иркутска, то есть из буквального содержания распоряжения следует, что земляные работы должны проводиться до дома N 40 по ул. Свердлова, что не предполагает само по себе проведение земляных работ на земельном участке, принадлежащем жильцам этого дома (по смыслу распоряжения такие работы должны быть проведены до этого земельного участка).
При этом судом первой инстанции на основании правильной оценки акта от 29 августа 2011 года N 1 (т. 1, л.д. 48, т. 3, л.д. 25), составленного с участием представителя товарищества, установлено, что на спорном земельном участке земляные работы по реконструкции кабельной линии фактически не проводились.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что прокладка кабельной линии проведена через соседний земельный участок, в связи с чем сделал обоснованный и мотивированный вывод об отсутствии нарушений прав и законных интересов ТСЖ "Свердлова-40" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Поддерживая такую позицию, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, незаконность оспариваемого распоряжения товарищество связывает с тем, что Администрация распорядилась земельным участком, не находящимся в муниципальной собственности и принадлежащим жильцам многоквартирного жилого дома, при этом публичный или частный сервитуты установлены не были.
Суд апелляционной инстанции полагает, что даже если согласиться с позицией товарищества о том, что оспариваемое распоряжение предполагало проведение земляных работ на территории спорного земельного участка, то в удовлетворении заявленного требования следует отказать по следующему основанию.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (пункт 1). В случае несоблюдения данных требований арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункт 2).
Из материалов дела следует, что в связи с загрузкой распределительных сетей 6кВ от ПС Кировская, ПС октябрьская и от ПС РКК, а также в связи с увеличением числа аварийных выходов из строя оборудования в осенне-зимний период (в период максимальной нагрузки), руководством ОАО "Иркутская электросетевая компания" было принято решение о выполнении перевода части распределительных сетей 6 кВ на напряжение 10 кВ от вновь построенной в 2010 году ПС Городская с реконструкцией существующих кабельных связей между трансформаторными подстанциями, в том числе кабельной линией ТП-587 - ТП-318. При отсутствии реконструкции кабельных линий перевод оборудования 6 кВ на 10 кВ трансформаторных подстанций ТП-738, ТП-318, ТРП-587п и ТП-52п становится невозможным, что существенно ухудшает качество передаваемой электрической энергии потребителям.
Таким образом, необходимость проведения земляных работ была вызвана подготовкой электрических сетей к осенне-зимнему периоду и нуждами потребителей в качественной электрической энергии.
При этом пунктами 5.4 и 5.5 Положения установлено, что лица, производящие земляные работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению. Лицо, производившее земляные работы, обеспечивает комплексное восстановление нарушенного благоустройства (проезжая часть автомобильной дороги, тротуары, озеленение).
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ОАО "Иркутская электросетевая компания" обращалось в ТСЖ "Свердлова-40" с письмом от 18 июля 2011 года N 08-956 о согласовании проведения земляных работ. В названном письме было указано, что проведение земляных работ и реконструкция существующих кабельных линий необходимы в связи с подготовкой электрических сетей к осенне-зимнему периоду, для предотвращения срыва мероприятий по подготовке г. Иркутска к зиме и снятия дефицита электроэнергии в исторической части города. При этом было гарантировано восстановление нарушенного благоустройства (т. 3, л.д. 15).
Однако товариществом в таком согласовании было отказано, а затем было оспорено распоряжение от 4 августа 2011 года N 404-02-455/1-1.
Суд апелляционной инстанции расценивает такие действия товарищества в качестве действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, то есть в качестве злоупотребления правом.
На основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации подобное поведение товарищества является самостоятельным основанием для отказа в защите принадлежащего ему права.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2011 года товариществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит взысканию с ТСЖ "Свердлова-40".
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2011 года по делу N А19-15117/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2011 года по делу N А19-15117/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Свердлова-40" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15117/2011
Истец: ТСЖ "Свердлова-40"
Ответчик: Администрация г. Иркутска
Третье лицо: ООО "Иркутская Электросетевая компания" в лице "Южные электрические сети", Правительство Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11062/12
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11062/12
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1188/12
28.12.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5018/11