Осторожно: аутсорсинг
В эпоху всеобщей интеграции и глобализации, информационной революции и динамично развивающейся экономики России порой трудно бывает сориентироваться в обширном круге предложений товаров и услуг. Хорошо когда еще до покупки товар можно потрогать, попробовать на вкус, оценить по внешнему виду. А если физико-технические параметры предмета исследования отсутствуют? Как оценить фундаментальный аспект выбора покупки - соотношение цена-качество?
Проблема становится более значительной, когда одновременно наблюдаются:
большой круг лиц, которые предлагают одноименные услуги;
относительная новизна услуги на рынке с еще не сложившейся историей и структурой порядочных продавцов и просто дельцов;
нерегламентруемый процесс оказания услуг, где услуга выступает предметом купли-продажи;
неясная функциональная наполняемость услуг, т.е. различная трактовка одних и тех же терминов.
Таким образом, покупатель оказывается в положении приобретателя кота в мешке. Оценить товар (услугу) он сможет только после того, как:
услуга покупателем (заказчиком) будет оплачена;
услуга продавцом (исполнителем) будет оказана;
пройдет некоторый период времени после выполнения (принятия) работ, в течение которого будет произведен внутренний или внешний контроль.
При приобретении услуг необходимо четко представлять критерии их оказания и искомый результат, иметь конкретные представления, что вкладывается в понятие той или иной услуги, и выбирать известного продавца с уже сложившейся деловой репутацией. Все это актуально для любых видов услуг и позволит минимизировать риски. Однако если с некоторыми видами услуг, по которым рынок уже сформировался, более или менее все понятно, то с аутсорсингом как со специфическим видом услуг возникает все больше вопросов.
В настоящее время наблюдается большой ажиотаж и масса публикаций в СМИ и специализированных изданиях по поводу предмета и обязательств по аутсорсинговым услугам. Кроме того, на рынке появилось множество продавцов этих услуг и в особенности предложений по ведению учета и бухгалтерского сопровождения деятельности компании-клиента. Зачастую под бухгалтерским аутсорсингом подразумевается в том числе и ведение налогового учета, а также составление бухгалтерской и налоговой отчетности (рис. 1).
Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета сопряжен с разнообразными рисками для компании-клиента, начиная с предмета договора и постановки задач и заканчивая определением оптимальной цены договора и ответственности сторон. В итоге возникновение этих рисков ранжируется следующим образом:
выбор компании-аутсорсера;
ценообразование;
вид и предмет договора;
ответственность компании-аутсорсера;
аудит отчетности компании-клиента.
/----------------------\
| Бухгалтерские услуги |
\----------------------/
/----------------------------------------------------\
/------------\ /--------------\
| Разовые | | Регулярные |
\------------/ \--------------/
/---------------------------\ /------------------------\
/------------------------\ /-----------------------\ /--------------------\ /----------------------\
| Постановка | | Восстановление | | Ведение | | Сопровождение |
| бухгалтерского учета | | бухгалтерского учета | |бухгалтерского учета| | бухгалтерского учета |
\------------------------/ \-----------------------/ \--------------------/ \----------------------/
/------------------------\ /-----------------------\ /--------------------\ /----------------------\
|Цель - разработка и| |Цель - восстановление| |Цель - полноценное| |Цель - организация|
|внедрение оптимальной| |учета за период, вклю-| |ведение учета орга-| |учета, контроль за|
|системы учета, позволя-| |чая все хозяйственные| |низации в соответст-| |ведением учета, кон-|
|ющей с наименьшими| |операции и проводки,| |вии с законодатель-| |сультирование по теку-|
|затратами проводить| |формирование уточненной| |ством | |щим вопросам, состав-|
|первичные документы и| |бухгалтерской и налого-| | | |ление отчетности в|
|получать отчетность,| |вой отчетности и защита| | | |соответствии с законо-|
|соответствующую требова-| |ее в налоговых и других| | | |дательством |
|ниям внешних и внутрен-| |органах | | | | |
|них нормативных актов | | | | | | |
\------------------------/ \-----------------------/ \--------------------/ \----------------------/
Рис. 1. Общепринятая классификация видов бухгалтерских услуг по аутсорсингу
Выбор компании-аутсорсера
О профессиональном уровне аутсорсера свидетельствуют его самостоятельное понимание, восприятие как обязанность и фактическое исполнение всех процедур по подготовке документов и контролю процессов, сопутствующих или формирующих базу для ведения учета и составления отчетности компании-клиента. Другими словами, от аутсорсера требуется (и он должен это знать) не только записать правильные проводки, заполнить учетные регистры и сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, но и составить другую отчетность в соответствии с требованиями законодательства, еще проверить наличие и правильность составления первичных документов, а при необходимости оформить их. Наличия правильно оформленных первичных документов требуют Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Налоговый кодекс РФ.
Именно в правильности оформления необходимых и достаточных первичных документов, фиксирующих сделки, а также в дальнейшей интерпретации в соответствии с действующим законодательством на документальной основе информации, отображаемой по соответствующим графам в формах отчетности, и заключается степень профессионализма аутсорсера. Чтобы правильно понимать все функциональные составляющие аутсорсинга учета и формирования отчетности, необходимо классифицировать содержание этих услуг (рис. 2).
/--------------------------------------\
| Аутсорсинг учета и отчетности |
\--------------------------------------/
|
/-----------------------------+------------------------------------------------\
|
/--------------------\/----------------\ |/------------------\/-----------------\/----------------\
| Степень погружения ||Содержание услуг| || Виды и формы ||Работа с внешними||Виды формируемой|
\--------------------/\----------------/ || ответственности || контролирующими || отчетности |
| /---/ |\------------------/| органами |\----------------/
/----------/ | /------------\|/----------/ \-----------------//-------/
| /--------------------\ | |Разработка ||| /--------------\/---------/ | /--------------\
| |Формирование пакета| |-|учетной |||--|Деловая репу-|| /-------------\ ||Бухгалтерская |
||первичных документов| | |системы ||| |тация || | Камеральные | | \--------------/
| \--------------------/ | \------------/|| \--------------/|-| проверки | | /--------------\
| /--------------------\ |/--------/ || /--------------\| \-------------/ || Налоговая |
| |Документы по учету и| || /------------\|| |По претензиям|| /-------------\ | \--------------/
||движению персонала | |||Учетные по-|||--|налоговых ор-||-| Налоговые | | /--------------\
| \--------------------/ || |литики ||| |ганов || | проверки | ||Статистическая|
| /--------------------\ || \------------/|| \--------------/| \-------------/ | \--------------/
| |Инвентаризация акти-| || /------------\|| /--------------\| /-------------\ | /--------------\
||вов и обязательств | || |Рабочий план||| |Дополнительная||-| Аудиторские | || По МСФО |
| \--------------------/ || |счетов и||| |ответствен- || | проверки | | \--------------/
| /--------------------\ |||альбом типо-|||--|ность (штраф-|| \-------------/ | /--------------\
| |Сверка расчетов с| || |вых хозяйст-||| |ные санкции) || /-------------\ ||Управленческая|
||контрагентами | || |венных опе-||| \--------------/|-|Представите- | | \--------------/
| \--------------------/ || |раций ||| /--------------\| |льство в суде| | /--------------\
| /--------------------\ || \------------/|| |Застрахованная|| \-------------/ | |В Пенсионный|
| |Контроль движения| || /------------\|| |ответствен- || /-------------\ | |фонд РФ по|
\|внутренних докумен-| |\|Автоматиза- ||\--|ность (в части|| |Проверки дру-| ||персонифициро-|
|тов | | |ция учета || |аудиторских || |гими контро-| | |ванному учету |
\--------------------/ | \------------/| |услуг) |\-|лирующими ор-| | \--------------/
| /------------\| \--------------/ |ганами | | /--------------\
|-|Восстановле-|| /--------------\ \-------------/ ||Во внебюджет-|
| |ние учета |\-|Периодичность | | |ные фонды |
| \------------/ |оказания услуг| | \--------------/
| /------------\ \--------------/ | /--------------\
| |Ведение уче-| /-------/ \| Специальная |
|-|та и форми-| | /--------------\ \--------------/
| |рование от-| |-|Регулярные ус-|
| |четности | | |луги |
| \------------/ | \--------------/
| /------------\ | /--------------\
| |Сопровожде- | \-|Разовые услуги|
\-|ние и консу-| \--------------/
|льтирование |
\------------/
Рис. 2. Классификация функционала аутсорсинговых услуг учета и формирования отчетности
Ценообразование
Принимая решение о выборе аутсорсера, компании прежде всего ориентируются на стоимость, однако аутсорсинговые услуги - это как раз тот продукт, который не может быть дешевым. Бесспорно, в определенных ситуациях клиент получит значительные экономические выгоды при аутсорсинге по ведению учета и формированию отчетности, но в то же время это не означает, что эти услуги будут дешевле в плане затрат, чем содержание своего штата финансовой (бухгалтерской) службы. Прежде всего клиент получает выгоды не от цены как абсолютного показателя, а от качества оказанных услуг и перераспределения высвобождаемых ресурсов в центры прибыли (дохода), т.е. важна совокупность относительных показателей. При этом под качеством оказанных услуг понимается в первую очередь своевременная и достоверная отчетность компании-клиента.
Результаты проведенного мониторинга предложенных услуг различных аутсорсеров позволяют сделать вывод, что понимание функциональной наполняемости понятия "ведение учета и составление отчетности" и индивидуализации масштабов функционирования компании-клиента недостаточно единообразно. Об этом свидетельствует огромный разрыв заявленной стоимости в различных рекламных предложениях: одни аутсорсинговые компании готовы работать от 10 000 руб. в месяц, другие - от 35 000 до 650 000 руб. в месяц, а третьи определяют стоимость исходя из фактически отработанного времени специалистов, т.е. в расчете на рабочий час одного специалиста.
Проанализировав имеющиеся на рынке предложения аутсорсинга бухгалтерского учета, можно заключить, что достаточно заплатить аутсорсеру всего 10 000 руб. в месяц - и руководство компании-клиента может "спать спокойно". Однако с уверенностью скажем, что это - миф. Сомнителен аутсорсер, который готов работать без коммерческой составляющей аутсорсинговых услуг как бизнеса. Элементарный расчет понесенных любым аутсорсером потенциальных затрат на содержание персонала и офиса показывает: либо указана нереальная цена, либо услуги будут оказаны не на профессиональном уровне.
Необходимым условием качественных услуг по ведению учета и составлению отчетности является высококвалифицированный персонал. Как минимум в команде аутсорсера должны присутствовать налоговый эксперт, аттестованный аудитор, юрист, специалист по информационным технологиям, сертифицированные профессиональные бухгалтеры. Кроме того, наблюдается тенденция к росту спроса на услуги по ведению учета и составлению отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (IFRS, US GAAP). В этом случае в команде аутсорсера должен присутствовать специалист соответствующего профиля и квалификации, как правило, один из самых "дорогих". Как пример профессионально организованной работы аутсорсера исходя из опыта можно предположить следующий оптимальный минимальный состав команды аутсорсера, предлагающего ведение учета и составление отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ, и средний уровень оплаты труда исходя из московских ставок (см. таблицу). Предполагается, что именно такой состав как минимум обеспечивает должный уровень нормальной работы команды с грамотно организованной системой внутреннего контроля.
Расходы по персоналу, как правило, в среднем составляют 60-80% всех затрат аутсорсера. Кроме того, для организации работы необходимо ежемесячно нести расходы на содержание рабочего офиса: мебель и технику; компьютеры и другую электронику; программное обеспечение; правовые базы; канцелярские и прочие сопутствующие товары; аренду, коммунальные услуги, услуги коммуникаций, текущий ремонт помещения и оборудования, а также представительские и другие непредвиденные расходы.
Таким образом, в расчете на одного специалиста компания-аутсорсер по скромным расчетам несет расходы в размере 1260 руб./ч, что в месяц составляет примерно 170 000 руб. (НДС в расчетах не участвует). Затратный метод ценообразования показывает, что при рентабельности 30% расчетная ставка специалиста должна быть не ниже 1600 руб./ч без НДС.
Исходя из рекламных предложений различных аутсорсинговых компаний по ведению учета и составлению отчетности за 10 000 руб. в месяц можно предположить, что аутсорсер планирует затратить на формирование отчетности компании-клиента всего чуть более шести рабочих часов, а это составляет менее одного рабочего дня одного специалиста. Естественно, предполагается должный уровень квалификации привлекаемых специалистов. Конечно, если у компании-клиента имеется не более пяти однотипных хозяйственных операций, повторяющихся из месяца в месяц, по которым весь необходимый пакет первичных документов уже сформирован и передан аутсорсеру, то теоретически возможно за такой срок сформировать отчетность на должном профессиональном уровне. В противном случае компания-клиент должна быть готова:
выделить больший бюджет на аутсорсинг учета, чтобы аутсорсер уделил достаточно рабочего времени на подготовку отчетности, привлекая необходимое количество квалифицированных специалистов;
понимать, что аутсорсер значительно ограничивает время обработки документов и квалификацию сотрудников (вплоть до привлечения низкоквалифицированных кадров, не имеющих необходимого образования, и без должного уровня контроля их работы), а также степень погружения, и принимать все риски на себя в результате сомнительного уровня достоверности отчетности.
Вид и предмет договора.
Ответственность компании-аутсорсера
В условиях договора между компанией-клиентом и аутсорсером юридически обоснованы права, обязанности и ответственность сторон. Качество оказанных аутсорсинговых услуг по ведению учета проверяется временем, и зачастую ответственность компании-клиента по итогам контроля результатов выполненных услуг наступает значительно позже. Кроме того, проводя аналогию с аудиторскими услугами, юридически какая-либо специальная ответственность по аутсорсинговым услугам не предусмотрена. Отношения между сторонами регулируются только в рамках договора возмездного оказания услуг в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, ответственность аутсорсера сводится лишь к риску потери своей деловой репутации. В такой ситуации компании-клиенту остается только довериться честности и порядочности руководства аутсорсера, предполагая, что аутсорсинговая компания помимо соблюдения национального законодательства функционирует и в соответствии с международными требованиями и понятиями COSO и Закона Сарбейнса-Оксли*(1) в отношении системы внутреннего контроля (СВК) и управления рисками.
Аудит отчетности компании-клиента
Привлекая аутсорсера, компания должна понимать, что при аудите отчетности аудитор должен будет получить различные доказательства ее достоверности. Аудитор обязан провести необходимые процедуры в отношении не только самой компании-клиента, но и других лиц, непосредственно принимавших участие в формировании отчетности, т.е. аутсорсера, даже если последний не уполномочен в авторизации транзакций (рис. 3).
ПСАД N 25 *(2) предполагает, что если отчетность компании-клиента составляется с помощью специализированной организации-аутсорсера, то влияние системы ее внутреннего контроля на отчетность компании-клиента может оцениваться как существенное (максимальное) и, как следствие, аудитору необходимо максимально использовать различные средства контроля для оценки связанных с этим рисков.
/---------\ /-----------------------\ /--------\
| Да |--- -- -- -- -- | Внешний аудитор |- -- -- -| Нет |
\---------/ | (ПСАД N 25 (МСА 402)) | \--------/
\-----------------------/
| | |
/-------\ /-------\
| | max |--- -- -- --- -- -- ---| min | |
\-------/ \-------/
| /---------------------\ |
| /---------------\ |
| | | Авторизация | | |
/--------------+-| хозяйственных | |
| | | | операций | | |
| | \---------------/ |--- --- -\
| | | /---------------\ | |
| /- -- --| | Составление |-+-----\ |
| | | | отчетности | | | |
| | | \---------------/ | | |
| | | | | |
| | \----------+----------/ | |
| | | | |
/-----------------\ | /-----------\
\---| Компания-клиент | | | Аутсорсер |--/
\-----------------/ | \-----------/
|
/-------\ /----------------\ /-------\
| max |---------------| Влияние СВК |-----------| min |
\-------/ | аутсорсера | \-------/
\----------------/
Рис. 3. Порядок действия аудитора пр использовании компанией-клиентом аутсорсинга бухгалтерского (налогового) учета и составления
Стандарты аудита в части понимания рисков СВК аутсорсера при проведении аудита отчетности компании-клиента достаточно требовательны к действиям внешнего аудитора. Чтобы правильно спланировать аудит и разработать эффективный подход к его проведению, аудитор, руководствуясь ПСАД N 25 (или Международным стандартом аудита 402), определяет, какое влияние аутсорсинговая компания (аутсорсер) оказывает на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля компании-клиента (аудируемого лица). Риски системы внутреннего контроля аутсорсера аудитор оценивает на основе анализа информации, полученной из заключения внешнего аудитора аутсорсера о СВК (рис. 4), а при недостаточности такой информации самостоятельно проводит дополнительные процедуры тестирования СВК. Заключение внешнего аудитора о системе внутреннего контроля компании-аутсорсера в соответствии с положениями ПСАД N 25 может быть представлено как:
описательное;
описательно-оценочное.
Подводя итог, отметим: ни для кого не секрет, что достоверная и своевременная бухгалтерская, управленческая и налоговая отчетность позволяет минимизировать не только налоговые риски, но и административную и уголовную ответственность. Таким образом, выбор аутсорсера для компании-клиента - ответственный и значительный этап в организации управленческих бизнес-процессов.
Показатель | Количество человек |
Расходы на один показатель, руб./мес. |
Эксперт-руководитель | 1 | 100 000,00 |
Ассистент | 2 | 20 000,00 |
Консультант-бухгалтер | 5 | 40 000,00 |
Старший консультант, руководитель группы | 3 | 80 000,00 |
Юрист | 1 | 70 000,00 |
Налоговый эксперт | 2 | 70 000,00 |
IT-программист | 1 | 70 000,00 |
Итого | 15 | 860 000,00 |
Средняя заработная плата основного персонала в месяц на одного человека |
57 333,33 | |
Прочий хозяйственный персонал, % к заработной плате основного персонала |
15 | 8 600,00 |
Итого, заработная плата персонала, в месяц на одного человека | 65 933,33 | |
Премиальный фонд и отпускные, % к заработной плате персонала в месяц |
25 | 16 483,33 |
Обучение и повышение квалификации, руб./чел. в среднем за месяц | 1 000,00 | |
ЕСН с фонда оплаты труда и премиальных, % | 26 | 21 428,34 |
Итого, расходы в среднем на одного человека в месяц | 104 845,00 |
/---------------------------------------------------------------\
| Внешний аудитор компании-клиента |
| (ПСАД N 25 (МСА 402)) |
\---------------------------------------------------------------/
/---------------------\
| Заключение аудитора |
| о СВК аутсорсера |
\---------------------/
|
/----------------------\ | /---------------------------\
|Заключение о структуре|----------| Заключение о структуре |
| СВК аутсорсера | |и надежности СВК аутсорсера|
\----------------------/ \---------------------------/
| |
/-----------\ /------------------------\/--------------\
| | | Руководство аутсорсера || |
| | \------------------------/| |
| |
/---------------\ | /--------------\ | /---------------\
|Мнение внешнего| | |Описание своей| | |Мнение внешнего|
/---|аудитора аут-| | |системы внут-| | |аудитора аут-|- -\
|сорсера, подт-| \-----|реннего конт-|----/ |сорсера, подт-| |
| |верждающее | |роля | |верждающее |
\---------------/ \--------------/ \---------------/ |
|
/--------------------------\ | |
| | /--------------------\ |
| | Точность | | | |
| | \--------------------/ |
| /--------------------\ | | |
| | | Пригодность СВК | |
\- -- -- -- -- -- ----| |для достижения целей| |--- -- -- --/ |
| \--------------------/ |
| /--------------------\ | |
| | Наличие средств | |
| | контроля | | |
| \--------------------/ |
\--------------------------/ |
/----------------------------------------------\ |
| Эффективность системы внутреннего контроля |
| по результатам тестирования средств |--- -- ---/
| внутреннего конроля |
\----------------------------------------------/
Рис. 4. Виды аудиторских заключений пр оценке рисков СВК аутсорсера
Н.С. Фрезоргер,
старший консультант департамента
бухгалтерского консалтинга компании "ФБК"
И.Д. Юцковская,
директор департамента бухгалтерского консалтинга
компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) COSO - Комитет спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя, выпускающий стандарты по организации системы внутреннего контроля. Закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) - законодательный акт о ценных бумагах, принятый в США в 2002 г. Закон предусматривает значительное повышение ответственности топ-менеджеров за состояние системы внутреннего контроля и достоверность финансовой отчетности. - Прим. ред.
*(2) Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 25 "Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru