г. Красноярск |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А33-10295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Кирилловой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (краевого государственного казенного учреждения "Манский отдел ветеринарии"): Лавничего А.В., представителя по доверенности от 14.12.2011 N 141, Крейнделя Е.В., представителя по доверенности от 15.12.2011 N 142, Стародубцевой Н.Р., представителя по доверенности от 15.12.2011 N 142;
от ответчика (государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации): Бондаренко И.М., представителя по доверенности от 21.12.2010 N 108,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Манский отдел ветеринарии"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" октября 2011 года по делу N А33-10295/2011, принятое судьей Лапиной М.В.,
установил:
краевое государственное казенное учреждение "Манский отдел ветеринарии" (далее - заявитель, учреждение, страхователь, ИНН 2424001361, ОГРН 1022400557739) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным решения от 02.06.2011 N 7оос о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 03 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 03.10.2011 не согласно, поскольку вывод суда о том, что отсутствие лицензии является нарушением установленного законом порядка выдачи листков временной нетрудоспособности, основан на неверном толковании положений действующего законодательства; материалами дела подтверждается наступление страховых случаев; при начислении пособия у работодателя нет возможности узнать, что листок нетрудоспособности выдан с нарушениями; отсутствие лицензии у медучреждения не является основанием для отказа работодателем в выплате пособия.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 03.10.2011 считает законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Фондом социального страхования в отношении учреждения проведена выездная документальная проверка по вопросу расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по итогам которой ответчиком составлен акт 20.04.2011 N 7-1 осс выездной проверки.
Рассмотрев 31.05.2011 материалы проведенной проверки в отсутствие уполномоченного представителя страхователя (что отражено в протоколе рассмотрения материалов документальной проверки), ответчик вынес решение от 02.06.2011 N 7осс, в соответствии с которым учреждению отказано, в принятии к зачету расходов, произведенных заявителем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 26 645 рублей 31 копейка, по причине того, что основаниями для выплаты указанного вида пособий явились листки нетрудоспособности, оформленные с нарушением пункта 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 01.08.2007 N 514, состоящим в выдаче листков нетрудоспособности медицинскими учреждениями, не имеющими лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
Страхователь, посчитав, что решением фонда от 02.06.2011 N 7осс, нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании названного ненормативного правового акта недействительным. Заявитель оспаривает отказ в принятии к зачету расходов в сумме 22 647 рублей 47 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного учреждением требования о признании недействительным решения от 02.06.2011 N 7оос, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данное решение соответствует закону и прав и законных интересов заявителя не нарушает, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 вышеназванного федерального закона к видам страхового обеспечения относится пособие по временной нетрудоспособности.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Как указывалось ранее, основанием для начисления и последующей выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном законодательством порядке и оформленный соответствующим образом.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", согласно пункту 2 которого листок нетрудоспособности выдают, в том числе лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Из содержания пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пункта 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии.
При этом лицензируемый вид деятельности, в частности, медицинская деятельность подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванного Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).
Из вышеприведенных положений приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что правом на выдачу листков нетрудоспособности наделены медицинские организации, оказывающие перечень конкретных медицинских услуг, указанных в приложении к полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности, по отраженным в данной лицензии адресам. При отсутствии у медицинского учреждения в целом лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо при оказании медицинских услуг, не указанных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании соответствующих услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, осуществленную на основании больничных листков, выданных с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
С учетом изложенного, отклоняется как необоснованный довод учреждения о том, что вывод суда о том, что отсутствие лицензии является нарушением установленного законом порядка выдачи листков временной нетрудоспособности, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и решения ответчика в оспариваемой части, причиной отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 22 647 рублей 47 копеек, осуществленных на основании следующих листков нетрудоспособности:
серии ВФ N 2662307 от 05.02.2010 (выдан МУЗ "Манская ЦРБ"),
серии ВЧ N 0035423 от 02.03.2010 (выдан МУЗ "Манская ЦРБ"),
серии ВЧ N 0035002 от 24.02.2010 (выдан Ветвистинским ФАП),
серии ВШ N 3563211 от 01.06.2010 (выдан МУЗ "Манская ЦРБ"),
серии ВЧ N 0035518 от 29.06.2010 (выдан МУЗ "Манская ЦРБ"),
серии ВЧ N 0035567 от 28.06.2010 (выдан МУЗ "Манская ЦРБ"),
послужило отсутствие указания в выданной данному медицинскому учреждению лицензии такого вида медицинских услуг, как экспертиза временной нетрудоспособности при оказании стационарной медицинской помощи, а также выдача листков нетрудоспособности МУЗ "Манская центральная районная больница" по адресу, являющемуся местом нахождения структурного подразделения МУЗ "Манская центральная районная больница"- Ветвистинского ФАП, не указанного в приложении к имеющейся у данной организации лицензии (согласно лицензии от 17.10.2008 N ЛО-24-01-000190 данное медицинское учреждение вправе проводить экспертизу временной нетрудоспособности при оказании стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по двум адресам: с. Шалинское, ул. Уланова, д. 2, п. Первоманск, ул. Садовая, зд. 22 А).
В соответствии с приложением N 1 лицензии от 17.10.2008 N ЛО-24-01-000190 (л.д. 54-56) МУЗ "Манская центральная районная больница" наделена правом осуществления экспертизы временной нетрудоспособности при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (пункты а, б, в). При осуществлении стационарной медицинской помощи МУЗ "Майская РБ" наделена правом проводить лишь работы (услуги) при ультразвуковой диагностике при осуществлении первичной медико-стационарной помощи.
В приложении N 2 к лицензии от 17.10.2008 N ЛО-24-01-000190 отражено, что при осуществлении стационарной медицинской помощи МУЗ "Манская ЦРБ" наделена правом осуществлять первичную медико-санитарную помощь при эндоскопии.
Таким образом, при осуществлении стационарной медицинской помощи МУЗ "Манская ЦРБ" правом проводить работы (услуги) по экспертизе временной трудоспособности не наделена.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Учитывая, что спорные листки нетрудоспособности оформлены медицинским учреждением, у которого в лицензии отсутствует указание на возможность оказания такого вида медицинских услуг, как экспертиза временной нетрудоспособности при оказании стационарной медицинской помощи, а также по адресам, не указанным в лицензии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что листки нетрудоспособности, явившиеся основаниями для выплаты учреждением своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в размере 22 647 рублей 47 копеек, выданы с нарушением установленного действующим законодательством порядка, предполагающего возможность выдачи соответствующих листков лишь медицинскими учреждениями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащие указание на возможность оказания конкретных видов медицинских услуг, а также только по тем адресам, которые отражены в имеющихся у данных организаций лицензиях, в связи с чем, в силу вышеизложенных норм права не могут служить основанием для принятия страхователем к зачету спорных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Доводы учреждения о том, что материалами дела подтверждается наступление страховых случаев; при начислении пособия у работодателя нет возможности узнать, что листок нетрудоспособности выдан с нарушениями; отсутствие лицензии у медучреждения не является основанием для отказа работодателем в выплате пособия, подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не изменяют вывода о том, что спорные листки временной нетрудоспособности оформлены с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем, не могут являться основанием для принятия страхователем к зачету спорных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
С учетом изложенного, основания для признания недействительным решения фонда от 26.05.2011 N 14 отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и заявителем в суде апелляционной инстанции не оспаривается, что фондом не допущено существенных нарушений процедуры вынесения оспариваемого решения, учреждение надлежащим образом извещено о дате и времени рассмотрения проведенной в отношении него выездной проверки.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы учреждения по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на учреждение.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" октября 2011 года по делу N А33-10295/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10295/2011
Истец: КГКУ "Манский отдел ветеринарии"
Ответчик: ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5453/11