г. Чита |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А19-12148/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тулунской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного креста" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2011 года по делу N А19-12148/2011, по заявлению Тулунской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного креста" (ОГРН 1033800004259, ИНН 3816000554) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653) о признании незаконными действий, (суд первой инстанции Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Тулунская районная организация Общественной организации "Российское общество Красного креста" (далее - Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации за муниципальным образованием "город Тулун " права собственности на нежилое здание, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение "Администрация города Тулуна".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В обоснование суд указал, что действия Управления Росреестра по Иркутской области по внесению в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации за Муниципальным образованием "город Тулун" права собственности на нежилое здание, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, соответствуют требованиям Закона о регистрации, и не нарушают права и законные интересы общественной организации. Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2011 года по делу N А19-3245/2011 Тулунуской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного Креста" было отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на нежилое здание по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1, что также подтверждает правомерность действий регистрирующего органа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Тулунская районная организация Общественной организации "Российское общество Красного креста" обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что спорный объект недвижимости не указан поименно в приложении N 3 Постановления 3020-1. Фактически он находится в управлении на балансе Организации в течение 22-х лет, что подтверждается передачей объекта, имеющимся в деле решением "О передаче здания" Тулунского городского Совета народных депутатов за N 197 от 18.07.1989. С указанного времени спорный объект находится на балансе организации и отражается в бухгалтерском учете, ежегодно производится уплата налога. КУМИ г. Тулун в заявлении указал, что балансодержателем является МО г. Тулун, что не отражает фактически обстоятельства дела. МО г. Тулун в течение 20 лет с момента вступления в законную силу Постановления 3020-1 не включал в реестр и не регистрировал объект в УР по Иркутской области. На момент разграничения государственной собственности у МО г. Тулун отсутствовали основания для приобретения права собственности на спорное здание. На период разграничения собственности указанный объект находился в управлении и на балансе организации. Процедура передачи государственного объекта в муниципальную собственность на основании Постановления N 3020-1, администрацией с 1991 по 2010 гг. не была соблюдена.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы Управление не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
От Муниципального учреждения "Администрация города Тулуна" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Администрация с доводами, изложенными в ней, не согласилась, просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2011 года по делу N А19-12148/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Тулунской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного креста", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Муниципального учреждения "Администрация города Тулуна" в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От Тулунской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного креста" поступило, ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы ввиду неполучения отзыва на апелляционную жалобу.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными либо признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании в связи с необходимостью предоставления отсутствующим участником процесса дополнительных доказательств. Данной нормой установлено право, а не обязанность суда отложить судебное заседание.
Арбитражный апелляционный суд с учетом полномочий суда апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении дела слушанием, поскольку приведенные обстоятельства не препятствуют рассмотрению апелляционной жалобы по существу (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом перовой инстанции 02 марта 2011 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) была внесена запись о праве собственности муниципального образования город Тулун на объект недвижимого имущества - нежилое здание, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования город Тулун Иркутской области от 15 февраля 2011 года N 1.
Тулунская районная организация Общественной организации "Российское общество Красного креста", полагая действия Управления Росреестра по Иркутской области несоответствующими Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушающими ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании их незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничений (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Как следует из материалов дела право собственности муниципального образования город Тулун на нежилое здание, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1, возникло в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 от 27.12.1991 - объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 Постановления к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов в том числе, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных ( в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Включение нежилого здания, находящегося по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1, в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город Тулун подтверждается Выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования - "город Тулун " Иркутской области от 15 февраля 2011 года N 1/и.
Доказательств того, что на момент государственной регистрации право собственности муниципального образования город Тулун было оспорено материалы дела не содержат. Кроме того доказательства наличия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, права на который были заявлены к государственной регистрации, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Судом первой инстанции установлено, что на государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Тулун были представлены: Выписка N 1/и, содержащая в себе информацию о кратком описании объекта недвижимости, а именно: о его адресе, площади, назначении, а также кадастровый паспорт от 12.04.2010, выданный Тулунским филиалом - отделом обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области, содержащий в себе уникальные характеристики нежилого здания (кадастровый номер здания, его назначение, название, план здания, его местоположение), необходимые для внесения записей в подраздел I ЕГРП.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности действий Управления Росреестра по Иркутской области и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как уже указывалось выше согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Сами по себе записи в ЕГРП оспариванию не подлежат. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимость может происходить лишь с использованием вещно-правовых способов защиты прав, установленных гражданским законодательством.
Организация, оспаривая действия регистрирующего органа по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации за муниципальным образованием "город Тулун " права собственности на нежилое здание, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1, фактически по последствиям удовлетворения такого заявления предполагает прекращение зарегистрированного права собственности муниципального образования "город Тулун" на указанное недвижимое имущество.
Поскольку оспариваемые действия регистрирующего органа в отношении самого заявителя не совершались, следовательно, требования Тулунской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного креста" носят характер защиты против зарегистрированного правообладателя. Таким образом, ссылки заявителя на неправомерность регистрации права собственности по существу сводятся не к спору с Управлением Росреестра по Иркутской области как с регистрирующим органом, а к спору с правообладателем, требования в отношении которого могут быть рассмотрены судом на основании статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2011 года по делу N А19-3245/2011 Тулунуской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного Креста" было отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на нежилое здание по адресу: Иркутская область, г. Тулун, ул. Володарского, 1, что также подтверждает правомерность действий регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Су первой инстанции при вынесении решения выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал все доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, правильно применил нормы материального и процессуального права и вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2011 года по делу N А19-12148/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тулунской районной организации Общественной организации "Российское общество Красного креста" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12148/2011
Истец: Тулунская районная организация общественная организация "Российское общество красного креста", Тулунская районная организация Общественной организации "Российское общество Красного Креста"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, в лице Тулунского отдела Управления ФРС по Иркутской области
Третье лицо: Муниципальное образование гоород Тулун, Председатель Давидян С. А.