Правомерно ли требование ИФНС по обязательной аудиторской проверке предпринимательской деятельности бюджетных учреждений?
Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Такое определение дано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 30.12.2004) "Об аудиторской деятельности".
Обязательному аудиту подлежат те организации, которые перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона N 119-ФЗ. К ним, в частности, относятся:
1. Организации, которые имеют организационно-правовую форму ОАО.
2. Кредитные организации, бюро кредитных историй:
- страховые организации или общества взаимного страхования;
- товарные или фондовые биржи;
- инвестиционные фонды;
- государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
- фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, у которых:
- объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (свыше 550 000 000 руб.);
- сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (свыше 200 000 000 руб.).
4. Государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют тем показателям, которые указаны в пункте 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.
5. Организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.
Причем никаких исключений для бюджетных учреждений не сделано. Поэтому возникает мысль о том, что бюджетные учреждения подпадают под обязательный аудит, если объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) или величина активов баланса превышает установленные пределы. Однако это не так.
Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных учреждений финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетные учреждения представляют свою отчетность соответствующему главному распорядителю средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.
Российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной уставной работой заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения доходов при условии, что эта деятельность не должна наносить ущерб основной работе, а полученная прибыль за вычетом уплаченных в бюджет налогов должна направляться на нужды учреждения.
Российские организации обязаны в составе бухгалтерской отчетности представлять аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Это требование является обязательным только в том случае, если деятельность организации подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Из этого правила есть два исключения:
- общественные организации и их структурные подразделения, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по реализации товаров (работ, услуг) кроме выбывшего имущества;
- бюджетные организации.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов России (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Перечень тех форм документов, которые представляют в составе месячной, квартальной и годовой отчетности бюджетные организации, приведен в п. 9 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н.
Среди документов, указанных в этом перечне, отсутствует аудиторское заключение. При этом никаких исключений в отношении бюджетных организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, не сделано.
Таким образом, на наш взгляд, бюджетные организации не подпадают под ежегодный обязательный аудит даже при превышении установленных нормативов по выручке от реализации товаров (работ, услуг) или по стоимости активов бухгалтерского баланса.
В то же время бюджетная организация может провести аудит финансово-хозяйственной деятельности по своей инициативе. В этом случае расходы на проведение аудита будут покрываться за счет поступлений от предпринимательской деятельности.
О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
1 августа 2007 г.
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95