Рекламные расходы нашей компании составили 3% выручки. Для целей налога на прибыль мы признали в затратах только 1%, для целей НДС приняли к вычету налог по всем рекламным расходам.
Мне сказали, что я не имела права возмещать налог по расходам на рекламу, которые не учитывались для налога на прибыль (т.е. 2%) согласно п. 7 ст. 171 НК РФ. Но запрет возмещать налог относится только к представительским и командировочным расходам... Так имею ли я право заявить НДС к вычету по всем рекламным расходам?
Налогоплательщики имеют возможность учесть расходы на рекламу при исчислении налога на прибыль (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом можно учесть указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ расходы без ограничений. Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми - подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержит определенные ограничения в части размера принимаемых налоговых вычетов для некоторых видов расходов. Так, к вычету принимаются суммы НДС с части командировочных и представительских расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Необходимо отметить, что в указанном пункте не оговаривается размер НДС, принимаемого к вычету с рекламных расходов. То есть сумму НДС по рекламным расходам организация имеет право принять к вычету в полном объеме, если она выполнила все условия, необходимые для правомерного принятия сумм НДС по рекламным расходам к вычету:
- расходы на рекламу связаны с деятельностью, облагаемой НДС;
- услуги (товары, работы) по рекламе оприходованы;
- имеется счет-фактура.
При этом, как уже указывалось выше, некоторые виды рекламных расходов являются нормируемыми для целей исчисления налога на прибыль. А пункт 7 ст. 171 НК РФ содержит фразу: "В случае, если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам".
И несмотря на то что этот пункт посвящен вычетам НДС со стоимости командировочных и представительских расходов, специалисты Минфина России считают, что положения о нормировании вычетов по НДС относятся ко всем нормируемым в целях налогообложения прибыли расходам, в том числе к расходам на рекламу.
Например, в письме Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201 указывается, что суммы НДС, относящиеся к расходам на рекламу, подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль организаций.
Следует учитывать, что выручка для целей исчисления данного норматива определяется нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 318 НК РФ). При этом, по мнению Минфина, суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам, к вычету не принимаются и в составе расходов при исчислении налога на прибыль не учитываются.
Таким образом, если организация примет решение о применении в полном объеме вычетов по НДС, относящихся к сверхнормативным (расходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль) рекламным расходам, то организации, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21.07.2004 N Ф04-5004/2004 (А81-3059-31) указывает, что суммы НДС по расходам на рекламу подлежат вычету в размере, соответствующем нормативам, по которым такие расходы учитываются при исчислении налога на прибыль. В то же время в Постановлении ФАС Московского округа от 03.11.2005 N КА-А40/10907-05 указано, что действие п. 7 ст. 171 НК РФ распространяется на вычеты, связанные с расходами на командировки, а не на рекламу.
К. Лунякин,
заместитель генерального директора
ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
1 августа 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru