г. Хабаровск |
|
26 декабря 2011 г. |
А73-10070/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ЭСКУЛАП": Дмитриенко Андрей Владимирович, представитель по доверенности от 17.10.2011; Хряковский Сергей Изотович, директор, протокол N 3 от 17.10.2010;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКУЛАП"
на решение от 20.10.2011
по делу N А73-10070/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700915401, ИНН 2721026023)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭСКУЛАП" (ОГРН 10627030663279, ИНН 2703038026)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - административный орган, Минздрав Хабаровского края) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эскулап" (далее - ООО "Эскулап", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением суда от 20.10.2011 ООО "Эскулап" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Минздрав Хабаровского края в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое судом удовлетворено.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 04.08.2011 с 09 часов 20 минут по 12 часов 50 минут на основании распоряжения Минздравом Хабаровского края от 15.07.2011 N 722-р проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности ООО "Эскулап".
Проверка проводилась по месту осуществления медицинской деятельности обществом: 681022, г. Комсомольск-на-Амуре, пер. Братский, 4, оф. 50.
В ходе проведения проверки выявлен факт осуществления обществом медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- не осуществляется плановый и внеплановый контроль за качеством оказания медицинской помощи;
- не проводится экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- отсутствуют документы, регламентирующие осуществление контроля качества медицинской помощи внутри организации, в том числе план - график осуществления планового контроля: положение о внутриведомственном контроле качества медицинской помощи; приказ о создании и составе врачебной комиссии, протоколы заседаний комиссий; акты проверок; карты экспертной оценки качества медицинской помощи; журнал ведомственного контроля;
- не проводится анкетирование пациентов с целью оценки удовлетворительности качеством оказания медицинской помощи;
- не осуществляется оценка деятельности врачей.
По результатам проверки составлен акт проверки от 04.08.2011.
08.08.2011 административным органом отношении ООО "Эскулап" составлен протокол о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции и сходил из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы осуществляют, в частности, полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Из пункта 1 статьи 12 Федерального закона следует, что лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в том числе, в целях соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Из подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) следует, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. от 24.09.2010), лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).
Согласно подпункту "з" пункта 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в частности, обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
В силу пункта 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, определено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к Положению.
Приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края и Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 29.10.2008 N 328/164 "О повышении качества и совершенствовании организации медицинской помощи" утверждено Положение об организации ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) и экспертизы временной нетрудоспособности на территории Хабаровского края (приложение N1) (далее - Положение).
Положением установлены общие организационные и методические принципы ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и экспертизы временной нетрудоспособности.
Целью осуществления ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам и организацией экспертизы временной нетрудоспособности является обеспечение прав пациентов на получение качественной и безопасной медицинской помощи (пп. 1, 2 Раздела I Положения).
Согласно абзацу 1 Раздела II Положения ведомственный контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения осуществляется должностными лицами медицинских организаций и их структурных подразделений, врачебными комиссиями медицинских организаций, специалистами органов управления здравоохранением и клинико-экспертными комиссиями органов управления здравоохранением муниципальных образований края, министерством здравоохранения Хабаровского края.
Таким образом, к субъектам ведомственного контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи на уровне медицинской организации Положением отнесены: должностные лица медицинской организации, врачебная комиссия медицинской организации.
Виды ведомственного контроля в медицинской организации определены пп. 1 п. Раздела II Положения и включают в себя плановый контроль и внеплановый контроль.
В соответствии с пунктом 1 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации", врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств
Врачебная комиссия проводит заседания на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации, но, как правило, не реже 1 раза в неделю (п. 13 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н).
Врачебная комиссия:
- осуществляет контроль качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценку обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств;
- рассматривает обращения граждан по вопросам качества лечебно-диагностических мероприятий;
- анализирует результаты ведомственного и вневедомственного контроля качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам (при их отсутствии - КСГ) с отработкой мероприятий по устранению выявленных нарушений;
- разрабатывает мероприятия, направленные на повышение качества оказываемой медицинской помощи;
- ежегодно, в установленном порядке передает сведения о результатах внутриведомственного контроля качества медицинской помощи в органы управления здравоохранением муниципального образования.
Результаты работы врачебной комиссии оформляются протоколом и представляются руководителю медицинской организации для принятия управленческих решений (абзац 67 п. 2 Раздела II Положения). Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносится в медицинскую документацию (п. 14 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н).
По результатам ведомственного контроля качества медицинской помощи в медицинской организации (1-3 уровень контроля) составляются итоговые документы (акты проверок, карты экспертной оценки, ведется журнал регистрации ведомственного контроля качества медицинской помощи), в которых отражаются не только выявленные дефекты, но и предложения по устранению причин ненадлежащего качества оказания медицинской помощи. Предложения должны быть конкретными, реальными, соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Хабаровского края (абзац 68 п. 2 Раздела II Положения).
Пунктом 3 Раздела II Положения определен Перечень документов, предоставляемых медицинской организацией органам управления здравоохранением муниципальных образований края и министерству здравоохранения Хабаровского края при проведении мероприятий по контролю, включающий среди прочих указанные итоговые документы.
В частности, медицинская организация должна иметь: положение о внутриведомственном контроле качества медицинской помощи; приказы об организации комиссий и их составе, в том числе: врачебной, КИЛИ, по профилактике внутрибольничных инфекций и другие; протоколы заседаний комиссий.
Итоговые документы, предусмотренные п. 3 Раздела II Положения, абзацем 68 п. 2 Раздела II Положения, пп. 13, 14 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н, отражающие фактическую деятельность должностных лиц медицинской организации и врачебной комиссии по контролю:
- документы по результатам анкетирования пациентов,
- протоколы заседаний комиссий,
- акты проверок,
- карты экспертной оценки качества медицинской помощи,
- журнал ведомственного контроля,
- документы по результатам оценки деятельности врачей.
Таким образом, в ходе проведения проверки комиссией было установлено, что контроль за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) ООО "ЭСКУЛАП" на момент проверки не обеспечивается, меры, направленные на соблюдение лицензионного требования, предусмотренного подпункта "з" п. 5 Положения о лицензировании, руководством организации не принимались.
Занятие ООО "ЭСКУЛАП" предпринимательской деятельностью, связанной с осуществлением медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, может повлечь нанесение ущерба здоровью граждан. Наличие конкретного вреда в данном случае не является обязательным условием для привлечения к ответственности.
Несоблюдение ООО "Эскулап" обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, его пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного права и обязательному исполнению лицензионного законодательства представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, т.к. при осуществлении медицинской деятельности речь идет о жизни и здоровье человека, что является высшей ценностью и не должно подвергаться дополнительному риску со стороны организаций, оказывающих такого рода услуги.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении 08.08.2011; актом проверки от 04.08.2011.
Вина общества заключается в бездействии и выражается в не обеспечении соблюдения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при оказании медицинской помощи.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно привлек ООО "Эскулап" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях (бездействиях) общества не усматривается малозначительности правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае медицинская деятельность, исполнение законодательства в области медицинской деятельности, связано с жизнью и здоровьем человека. Правила и нормы в области осуществления медицинской деятельности являются обязательными для исполнения всеми организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, а неисполнения данных норм влечет административную ответственность.
Характер совершенного правонарушения так же указывает на неисполнение обществом всех правил и норм в области здравоохранения, в связи с изложенным вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.10.2011 по делу N А73-10070/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10070/2011
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края, Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ООО "ЭСКУЛАП"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5646/11