г. Хабаровск |
|
28 декабря 2011 г. |
А73-8780/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Восток": представителя Сычевой Т.А.;
от Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: представителя Рябинина О.Н., представителя Миронова И.Г.;
от третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Восток"
на решение от 03.11.2011
по делу N А73-8780/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Восток"
к Управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
третье лицо - Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации"
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Авиакомпания "Восток" (ОГРН 1022701287509, ИНН 2724011561, далее - ОАО "АК "Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Управление, административный орган, УГАН НОТБ ДФО) от 18.07.2011, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований указало, что ОАО "Авиакомпания "Восток" не является субъектом административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.11.2011 в удовлетворении заявления отказано, поскольку факт административного правонарушения и вина заявителя в его совершении признаны судом доказанными, а постановление - соответствующим действующему законодательству.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "АК "Восток" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм действующего законодательства. В частности, заявитель жалобы не согласен с выводами суда том, что обществом не предприняты все возможные меры для обеспечения авиационной безопасности. Указал, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Представитель заявителя в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, настаивал на отмене решения суда первой инстанции, а представители административного органа, считая их несостоятельными, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу на основании материалов проверки Хабаровской транспортной прокуратуры, а так же материалов поступивших из линейного отдела милиции в аэропорту г.Хабаровска от 20.06.2011 КУСП 287, выявлено нарушение обществом требований авиационной безопасности, а именно: 20.06.2011 в контролируемую зону аэропорта Хабаровск МВП ОАО "Авиакомпания Восток" на место стоянки воздушного судна N 12 к воздушному судну Ан-2 RА-17819, принадлежащему ОАО "Авиапредприятие "Зональное" от сторонней организации допущены без пропусков на право прохода (выхода) и без проведения досмотра службой авиационной безопасности ОАО "Авиакомпания Восток" представившихся работниками авиакомпании "Авис-Амур" Губаренко Ю.В., Желтышева С.В., Шивогорнова Д.В., а так же без пропусков на право въезда (выезда) и ввоза (вывоза) транспортное средство "Нисан Атлас", регистрационный номер Е 869 РК с материальными ценностями, находившимися в кузове автомобиля. Воздушное судно АН-2 было вскрыто, в нем проводились работы и осуществлялась заправка судна авиатопливом.
Данный факт зафиксирован рапортом инспектора по досмотру Д.В.Мешковым от 21.06.2011, рапортом о происшествии от 20.06.2011, протоколом осмотра места происшествия от 20.03.2011.
По результатам проверки 08.07.2011 в отношение ОАО "Авиакомпания Восток" Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении серии АБ N 1/2011 по части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ, на основании которого 18.07.2011 должностным лицом административного органа вынесено постановление о привлечении ОАО "Авиакомпания Восток" к административной ответственности по части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ, невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 4 части 2 статьи 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта или аэродрома и проведением предполетных досмотров.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 4 статьи 84 ВК РФ).
Пунктом 4 Федеральных авиационных правил требования авиационной безопасности к аэропортам, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 142 (далее - Федеральные авиационные правила, ФАП, Правила), установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Согласно пункту 9 указанных Правил, САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе.
В силу пункта 13 Правил, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.
В соответствии с пунктом 14 Правил, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Указанные лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде с левой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.
Как установлено пунктом 15 Правил, лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.
В силу пункта 26 Правил, подразделения охраны САБ аэропортов и (или) подразделения, осуществляющие охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, размещаются в караульном помещении (караульных помещениях). Хранение оружия и боеприпасов обеспечивается в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в специально оборудованной комнате.
Согласно пункту 32 Правил, досмотр авиационного персонала, работников авиапредприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, производится на КПП.
Допускается досмотр членов экипажей воздушных судов на КПП, если это предусмотрено инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму данного аэропорта.
В силу Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 897) авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (пункт 10 Положения).
Судом установлено, что ОАО "АК "Восток" имеет лицензию серии АБ N 0907096 от 29.11.2007 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности в г.Хабаровске, аэропорт местных воздушных линий, со сроком действия до 29.11.2012. Общество имеет сертификат соответствия от 16 июля 2010 года N ФАВТ ДВ. А. 07.00036 на обеспечение деятельности по авиационной безопасности в аэропорту по указанным в приложении к сертификату видам работ (услуг).
ОАО "АК "Восток" разработана Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме аэропорта МВЛ г. Хабаровска, утвержденная 28.09.2010 генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Восток", которая предусматривает, в том числе ограничения проезда и нахождения транспортных средств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта (п. 3.2), а так же что все виды работ на аэродроме, выполняемые работниками сторонних организаций, производятся после их согласования с руководством аэропорта и под непосредственным контролем представителей соответствующих подразделений аэропорта. Перед началом работ представители сторонних организаций (руководители работ) и исполнители аэропорта, контролирующие их работу, проходят инструктаж под роспись в специальном журнале с предупреждением об ответственности за нарушение правил дорожного движения по аэродрому и требований безопасности при выполнении работ (п. 3.4).
Согласно пункта 1.5 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме аэропорта МВЛ г. Хабаровска ответственность за организацию и поддержание пропускного внутриобъектового режима несет начальник службы авиационной безопасности. Ответственность за обеспечение внутриобъектового режима и контроль соблюдения подчиненными работниками пропускного режима несут руководители структурных подразделений ОАО "Авиакомпания "Восток".
В ходе административного расследования установлено, что 20.06.2011 в контролируемую зону аэропорта Хабаровск МВП ОАО "Авиакомпания Восток" на место стоянки воздушного судна N 12 к воздушному судну Ан-2 RА-17819, принадлежащего ОАО "Авиапредприятие "Зональное" от сторонней организации допущены без пропусков на право прохода (выхода) и без проведения досмотра службы авиационной безопасности ОАО "Авиакомпания Восток" представившихся работниками авиакомпании "Авис-Амур" Губаренко Ю.В., Желтышева С.В., Шивогорнова Д.В., а так же без пропусков на право въезда (выезда) и ввоза (вывоза) транспортное средство "Нисан Атлас", регистрационный номер Е 869РК с материальными ценностями, находившимися в кузове автомобиля. Воздушное судно АН-2 было вскрыто, в нем проводились работы и осуществлялась заправка судна авиатопливом.
Материалами проверки и пояснениями представителя общества подтверждается факт допуска в контролируемую зону аэропорта Хабаровск МВЛ лиц сторонней организации и грузов, находившихся в кузове автомобиля "Ниссан Атлас" рег. номер Е869РК27 к воздушному судну Ан-2 КА-17819, принадлежащего ОАО "Авиапредприятие Зональное" без проведения досмотра на КПП аэропорта и без оформления разовых пропусков на право прохода (выхода), на право въезда (выезда) и ввоза (вывоза) материальных ценностей.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод общества об отсутствии вины в совершенном правонарушении судом апелляционной инстанции отклоняется, как не подтвержденный материалами дела.
Апелляционная инстанция, исследуя наличие вины общества в совершении административного правонарушения, принимая во внимание доводы о том, что в соответствие с заключенным договором от 16.03.2007 N 4/2007 на оказание охранных услуг с ФГУП "УВО Минтранса России", ФГУП приняло на себя обязательство по охране контрольно-пропускного пункта, в связи с чем обязанность по использованию досмотровых средств, а так же пропуск лиц в контролируемую зону осуществляется сотрудниками ФГУП "УВО Минтранса России", считает необходимым отметить, что наличие договорных отношений с третьими лицами не освобождает лицо от выполнения своих публично-правовых обязанностей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2011 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8780/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Открытому акционерному обществу "Авиационная компания "Восток" возвратить из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей ошибочно уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 15.11.2011 N 1445.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8780/2011
Истец: ОАО "Авиационная компания "Восток"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора за оббеспечением транспортной безопасности по ДФО, Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: Приморский филиал ФГУП "УВО Минтранса России", Приморский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5641/11