г. Хабаровск |
|
27 декабря 2011 г. |
А16-710/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по еврейской автономной области: Асанов Николай Васильевич, представитель по доверенности от 17.01.2011 N 1;
от общества с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат": Самородина Евгения Николаевна, представитель по доверенности от 02.06.2011 б/н;
от третьего лица открытого акционерного общество "Центральный рынок": Назаренко Наталья Николаевна, представитель по доверенности от 04.03.2010 б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по еврейской автономной области
на решение от 21.10.2011
по делу N А16-710/2011
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по еврейской автономной области
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат"
о взыскании21 873,72 руб.
третьи лица открытое акционерное общество "Центральный рынок"
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управление Росприроднадзора по ЕАО, Управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат" (далее - ООО "Спецкомбинат") о взыскании 21 873,72 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Центральный рынок" (далее - ОАО "Центральный рынок")
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления изменил требования, просил взыскать 109 368 руб.
Решением суда от 21.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора по ЕАО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела. В обоснование жалобы сослалось на то, что ООО "Спецкомбинат", оказывает негативное воздействие на окружающую среду, поэтому обязан производить за это плату, в размерах, установленных Постановлениями Правительства РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ООО "Спецкомбинат" 21 873 руб.72 коп.
Представитель ООО "Спецкомбинат" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Центральный рынок" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Однако считает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду должно нести ООО "Спецкомбинат".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
На протяжении 2010 года ООО "Спецкомбинат" принимал и размещал на городской свалке отходы, вывозимые ОАО "Центральный рынок".
Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области выставило требование ООО "Спецкомбинат" об уплате платы за размещенные на городской свалке отходы ОАО "Центральный рынок".
Поскольку требование в добровольном порядке исполнено не было, Управление обратилось с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Управление документально не подтвердило параметры отходов, а также не представило данных, на основании которых определяется количество загрязняющих веществ.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличие оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды, (определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-0 (далее - Определение N 284-0).
При определении лица, на которое возлагается обязанность по уплате экологических платежей, следует учитывать квалификацию платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Она дана в Определении N 284-0, где указано, что платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Установление порядка определения размера платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду относится к полномочиям в государственной власти Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Порядок определения платы за негативное воздействие и ее предельные размеры установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерсвом охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в том числе размещение отходов.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
ООО "Секцкомбинат" занимается размещением отходов на основании лицензии. Соответственно именно на него возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие.
Судом апелляционной инстанции проверен и признан верным, документально подтвержденным, первоначальный расчет платы за размещение отходов в окружающую среду, в размере 21 873, 72 рубля, сделанный специалистом Управления Рыжковой Л.О. 04.04.2011 и представленный в суд первой инстанции вместе с исковым заявлением от 19.07.2011 N 07-07/1609.
Кроме этого, ООО ""Секцкомбинат" подтвердило, что перевести кубические метры в тонны возможно, используя данные о средней плотности, указав со ссылкой на справочник А.Н. Мирного "Современные технологии обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов", 2003 г.., что плотность твердых бытовых отходов от рынков составляет 100 кг/м3.
Поскольку ОАО "Центральный рынок" совершает действия по вывозу со своей территории и доставки отходов до городской свалки, что не является размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, поэтому довод ООО "Секцкомбинат" о том, что плату за негативное воздействие на окружающую среду должно нести ОАО "Центральный рынок" не состоятелен.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с ООО " Спецкомбинат".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21.10.2011 по делу N А16-710/2011 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат" плату за размещение отходов в сумме 21 873, 72 рубля.
Оплату внести на расчетный счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-710/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЕАО
Ответчик: ОАО "Центральный рынок", ООО "Спецкомбинат"
Третье лицо: ОАО "Центральный рынок"