город Омск |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А81-3149/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9112/2011) общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2011 года по делу N А81-3149/2011 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению прокуратуры Шурышкарского района
к обществу с ограниченной ответственностью "Фрегат" (ИНН 8907002220, ОГРН 1088901000770)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Прокуратура Шурышкарского района (далее по тексту также - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее по тексту - ООО "Фрегат", общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявление Прокуратуры Шурышкарского района и привлек ООО "Фрегат" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Фрегат" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Фрегат" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Фрегат" указывает, что в результате непринятия судом первой инстанции во внимание ходатайства общества и, как следствие, неполучения дополнительных материалов и документов (техпаспорт, фотоснимки и т.д.) дело не рассмотрено всесторонне, как того требуют нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Податель апелляционной жалобы также полагает, что в нормативных документах, содержащих технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, по их смысловому пониманию речь идет о зданиях и сооружениях, а не о части помещения, занимаемого в данном случае обществом по договору аренды. Помещение аптеки устроено по типу киоска и не имеет ни лестниц, ни иных конструктивных строительных элементов, каким-либо образом препятствующих доступу к аптечному пункту маломобильных групп населения.
Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, неисполнение обязанности по обустройству входа (выхода) в аптеку пандусом не может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, а является самостоятельным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена специальной нормой - статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь, на основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают мировые судьи, в связи с чем податель апелляционной жалобы заключает, что настоящее дело не относится к подведомственности арбитражного суда.
К апелляционной жалобе ООО "Фрегат" также приложены дополнительные доказательства, приобщение которых, по утверждению общества, было невозможно осуществить в суде первой инстанции по причине неотложения арбитражным судом судебного разбирательства, а именно: копия судебного заказного письма с отметкой штемпеля на 2 л. в 1 экз.; копия экспликации из техпаспорта здания больницы на 1 л. в 1 экз.; копии фотоматериалов (фотографии аптечного киоска) на 4 л. в 1 экз.
Вновь представленные доказательства не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание по причинам, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
До начала судебного заседания от ООО "Фрегат" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Прокуратура Шурышкарского района, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Фрегат" осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств в аптеке, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, улица Комсомольская, дом 16, на основании лицензии N ЛО-89-02-000053 от 10.08.2009, выданной Департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на осуществление фармацевтической деятельности.
21.07.2011 в ходе проверки в указанном аптечном пункте сотрудником прокуратуры установлено отсутствие на входной группе в аптечный пункт устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандус).
По данному факту 21.07.2011 в отношении ООО "Фрегат" заместителем прокурора Шурышкарского района вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании указанного постановления заместитель прокурора Шурышкарского района обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.09.2011 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое ООО "Фрегат" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к указанной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), установлены лицензионные требования и условия, которые предъявляются к фармацевтической деятельности.
Пунктом 5 Положения закреплено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения одним из лицензионных условий и требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.03.2003 N 4272) утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях" (далее по тексту - Отраслевой стандарт).
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.
Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 N 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктом 3.9 указанных СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами. В силу пункта 3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ООО "Фрегат" вменяется в вину осуществление розничной торговли лекарственными средствами медицинского назначения в отсутствие на входной группе в аптечный пункт устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандус).
Между тем, как следует из материалов дела, в том числе объясненияй ООО "Фрегат", данных прокуратуре Шурышкарского района, аптечный пункт представляет собой не отдельно стоящее здание или сооружение, а помещение, которое ООО "Фрегат" арендует у Муниципального учреждения здравоохранения Мужевская центральная районная больница, расположенное в здании поликлиники.
Так, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ООО "Фрегат" была представлена копия заключенного ООО "Фрегат" (Арендатор) и Муниципальным учреждением здравоохранения Мужевская центральная районная больница (Арендодатель) договора аренды N 1 от 01.06.2010, в соответствии с которым Арендодатель передал Арендатору во временное владение и пользование помещение N 31, расположенное в здании поликлиники по адресу: ЯНАО, Шурышкарский район, с. Мужи, улица Комсомольская, дом 16.
При этом, как следует из апелляционной жалобы ООО "Фрегат" и подтверждается материалами дела, в том числе планом первого этажа здания указанной поликлиники, отдельный лестничный вход в аптечный пункт, расположенный в арендуемом обществом помещении, отсутствует, и вход (выход) в данное помещение осуществляется через помещение означенной поликлиники, что не нарушает каких-либо требований действующего законодательства и полностью согласуется с приведенным выше пунктом 3.1 Отраслевого стандарта. При этом лестничный вход (выход) в поликлинику обществом не арендуется, что также не противоречит каким-либо требованиям действующего законодательства.
В свою очередь, Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, предусмотрено аналогичное лицензионное требование и условие при осуществлении медицинской деятельности, а именно: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (подпункта "а" пункта 5 указанного Положения).
В этой связи технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, предусмотренные указанными выше нормативными актами, в полном объеме распространяются и на медицинское учреждение (поликлинику), в здании которой находится арендуемое ООО "Фрегат" помещение, используемое им для размещения аптечного пункта.
С учетом изложенного, отсутствие на входной группе в означенную поликлинику устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандус) не может быть вменено в вину ООО "Фрегат", являющемуся арендатором одного из помещений, расположенного в данном здании.
То обстоятельство, что согласно пункту 3.2.4 указанного выше договора на арендаторе лежит обязанность соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию нежилыми помещениями, выделяя для этих целей необходимые денежные средства, не отменяет изложенные выше выводы суда апелляционной инстанции, поскольку буквальное содержание данного условия договора никоим образом не свидетельствует о наличии именно у ООО "Фрегат" обязанности по оборудования не арендуемого обществом входа (выхода) в поликлинику соответствующим устройством (пандусом).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Фрегат" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе вины в его совершении.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о необходимости квалификации указанного нарушения по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу следующего.
Квалификация административного правонарушения по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допустима лишь в случае наличия действий, связанных с уклонением от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры.
Аптечное предприятие, являясь объектом социальной инфраструктуры, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии, к лицензионным требованиям которой относится, том числе обеспечение возможности входа (выхода) в здание аптек людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Следовательно, в рассматриваемом споре речь идет о нарушении установленных законодательством лицензионных требований в сфере осуществления фармацевтической деятельности. Значит, правонарушение подлежит квалификации по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как специальной норме, предусматривающей ответственность за несоблюдение лицензионных требований.
В этой связи довод ООО "Фрегат" о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду также несостоятелен и основан на ошибочном толковании приведенных выше правовых норм.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления Прокуратуры Шурышкарского района подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение судом норм материального права) с принятием нового судебного акта об отказе в привлечении ООО "Фрегат" к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы в части нарушения арбитражным судом первой инстанции норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находят своего подтверждения в материалах дела, а потому не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела по ходатайству общества (л.д. 31) арбитражным судом откладывалось и было назначено судом на 28.09.2011 на 16 часов 00 минут (л.д. 41-42), о чем ООО "Фрегат" было надлежащим образом уведомлено (л.д. 37).
Поскольку в назначенные время и дату представитель ООО "Фрегат" в судебное заседание не явился, соответствующих заявлений (ходатайств) не представил, у суда первой инстанции отсутствовали препятствия для рассмотрения настоящего арбитражного дела по существу.
Ходатайство об отложении судебного заседания, на которое ссылается ООО "Фрегат" в апелляционной жалобе, поступило в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа 29.09.2011, что подтверждается входящим штампом канцелярии арбитражного суда (л.д. 68), то есть уже после назначенной даты слушания по делу и объявления резолютивной части принятого судебного акта.
При этом частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
В этой связи судом апелляционной инстанции не принимаются и дополнительные доказательства, представленные ООО "Фрегат" в суд апелляционной инстанции со ссылкой на их невозможность представления в суд первой инстанции, поскольку последнее не нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, указанные дополнительные документы представлены в незаверенных копиях, что также не соответствует требованиям части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку дополнительные доказательства, приложенные к апелляционной жалобе, поступили в суд апелляционной инстанции в электронном виде, возможность их возвращения ООО "Фрегат" отсутствует, но означенные документы по изложенным выше основаниям судом апелляционной инстанции в качестве доказательств по делу не приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2011 года по делу N А81-3149/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления прокуратуры Шурышкарского района о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3149/2011
Истец: Заместитель прокурора Шурышкарского района Цапов А. В., Прокуратура Шурышкарского района
Ответчик: ООО "Фрегат"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9112/11