"Подводные камни" электронного банкинга
Новые технологии меняют правила конкурентной борьбы. У компаний появляется возможность осуществлять прямые взаиморасчеты без участия финансовых посредников, в том числе через компьютерные сети. Появляется угроза вытеснения банков из сферы посредничества в платежах. В том же направлении действует развитие систем обмена базами данных: это ускоряет движение информации и, следовательно, финансовых потоков, сокращая тем самым посреднические возможности банков. И наибольшую опасность для банков представляют "электронные деньги", введение которых может привести к существенному сокращению доходов кредитных организаций от расчетных операций. Все это заставляет банки кардинально перестраивать свою деятельность.
Инструменты
С ростом потребностей клиентов изменились и общие требования к поставщикам финансовых услуг. Для клиентов теперь важно свободно выбирать, как, когда и где вступать в контакт со своим банком. Все большее распространение получает банковское обслуживание в режиме онлайн: во многих странах количество онлайн-счетов уже исчисляется десятками миллионов. Кредитные учреждения в спешном порядке создают телефонные центры обслуживания и эффективный онлайн-доступ. Примерно пятую часть своих инвестиций многие банки расходуют на развитие сервиса через интернет, самообслуживания и мобильного банкинга.
Разнообразие путей доступа к банковскому обслуживанию дает клиенту возможность определять формат отношений с поставщиком финансовых услуг. Если в классических филиальных операциях он связан с местом и временем работы своего банка, то теперь может сам решать, каким образом совершать операции. Кроме того, клиент выигрывает от быстрого осуществления банковских операций с помощью современных способов доступа (интернет, например, позволяет это сделать круглосуточно и в выходные дни). С предложением различных каналов сбыта повышается качество консультаций: через телефонный центр, центр обслуживания клиентов или по интернету можно в любое время быстро и без проблем получить информацию, предложение или помощь независимо от местонахождения.
В свою очередь, банки, используя различные каналы для контактов, получают более полную и точную информацию о клиентах и их потребностях. Так, использование онлайн-инструментов помогает определить их инвестиционные предпочтения. Информация собирается и уточняется при активном опросе клиентов, и объединение полученных по всем каналам сведений создает общую картину.
Хорошо организованное использование различных каналов сбыта позволяет снижать расходы и одновременно увеличивать сам сбыт. Знание интересов клиента дает возможность персонализировать информацию и направлять предложения, отвечающие его запросам. Различные группы потребителей при этом получают нужные им конкретные предложения более оперативно, чем при контактах иного рода, например с помощью почтовых отправлений. Кроме того, прямой сбыт требует значительно меньших затрат, чем поддержание широкой филиальной сети, снижаются расходы на маркетинг и в то же время повышается вероятность генерирования интереса к продукту.
С помощью системы управления отношениями с клиентами (customer relationship management - CRM) все данные о клиенте объединяются, создавая его полный деловой портрет, который может использоваться для целенаправленного современного менеджмента. Более того, система CRM позволяет сегментировать потребительские группы и использовать целенаправленный менеджмент. Система управления заказами (order management system - OMS) дополняет CRM. а улучшение управления данными достигается благодаря системе управления счетами (account data management system - ADM). Объединение систем ADM. CRM и OMS гарантирует синхронизацию состояния данных на всех каналах. Изменения персональных данных могут оперативно осуществляться самими клиентами с помощью интернет-портала, что, с одной стороны, выгодно для клиентов, а с другой - снижает расходы банка на централизованное управление данными и повышает качество данных о клиентах.
Классические кредитные учреждения часто оказываются в проигрыше по сравнению с относительно молодыми "прямыми банками". Универсальные банки создавали IT-инфраструктуру в течение длительного времени и постепенно ее дифференцировали, в большинстве случаев принимая индивидуальные решения специально для одного банка. В результате появились слишком сложные структуры, которые сами банки или поставщики услуг вынуждены постоянно и с большими расходами приспосабливать. "Прямые банки", напротив, в большинстве случаев с самого начала делают ставку на стандартное обеспечение или модульную структуру, позволяющую по мере необходимости развивать пакет стандартного программного обеспечения для специальных применений. Задача "прямых банков" в области IT заключается в грамотном техническом и содержательном формировании связей между отдельными подсистемами для обеспечения более высокой интеграции системы при одновременном снижении расходов.
Неудивительно, что в последние годы отмечается быстрый рост числа электронных банковских технологий, предлагаемых на рынке. Электронная система прямого перечисления платежей, банковские автоматы, дебетовые карты и другие технологии позволяют кредитно-финансовым учреждениям ускорить обработку банковской информации и снизить издержки. Ряд таких технологий (банковские услуги и продукты по интернету, банковские зарплатные карты и т. д.) служат главным образом для того, чтобы удержать старых и привлечь новых клиентов. Для потребителей выбор электронного формата банковского обслуживания означает экономию времени и средств, а также возможность круглосуточного получения услуг
Согласно определению Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), "электронное банковское дело, или е-банкинг (e-banking), включает предоставление розничных и незначительных по объему банковских продуктов и услуг через электронные банковские каналы, а также значительных по объему электронных платежей и других оптовых банковских услуг электронным способом". Интернет-банкинг является подвидом электронного банкинга. Для обозначения предоставления банковских услуг в отличие от предоставления информации применяется также термин "транзакционный е-банкинг".
Банки могут объединять традиционные и электронные способы функционирования (brick and click banks) либо предлагать свои продукты и услуги исключительно или преимущественно через электронные каналы. Такие виртуальные банки могут создаваться различными путями: как новый независимый банк, получающий самостоятельную лицензию, как новый банк в рамках банковского холдинга путем превращения действующего банка в виртуальный банк или как его подразделение, т. е. как виртуальный банк с торговым названием (trade name virtual bank).
Наибольшее распространение интернет-банкинг получил в Австрии, Финляндии, Корее, Сингапуре, Испании, Швеции и Швейцарии, однако занимаются им преимущественно традиционные, а не виртуальные банки. В Финляндии до одной трети клиентов банков пользуются обслуживанием через интернет. В США. по данным на конец 2005 года, интернет-банкинг был сконцентрирован в крупнейших кредитно-финансовых организациях, на долю которых приходилось 90% банковских активов страны. Транзакционный интернет-банкинг предлагали 40% банков и 20% имели планы его освоения. Число виртуальных банков остается относительно небольшим. В настоящее время в США действуют 15 самостоятельных виртуальных банков и около 22 виртуальных банков с торговым названием. В ЕС имеется несколько виртуальных банков, являющихся либо самостоятельными, либо подразделениями традиционных банков. В Азии также действуют несколько несамостоятельных виртуальных банков (в Китае и Сингапуре).
Электронный банкинг охватывает достаточно обширную и разнородную группу технологий. Среди них можно выделить продукты и услуги в сфере обслуживания, т. е. на начальном пункте обслуживания (front-end) и в оперативной сфере, т. е. на конечном пункте (back-end). Первая группа включает в себя продукты и услуги, которые выбирает потребитель, вторая - технологии, используемые финансовыми и торговыми учреждениями и другими провайдерами для совершения транзакций. Одни электронные продукты и услуги связаны с банковским счетом потребителя, другие не связаны с ним. Однако в последнее время различия между указанными группами электронных продуктов и услуг постепенно стираются. Например, пластиковые карты, привязанные и не привязанные к банковскому счету, могут использоваться для оплаты покупок в магазине в качестве дебетовых карт.
Интересно, что девять из каждых десяти домашних хозяйств в США имеют банковский счет. При этом 93% всех домашних хозяйств, имеющих банковский счет используют, по меньшей мере, один из электронных форматов перевода платежей - электронную систему прямого перечисления, пластиковые карты для банковских автоматов, дебетовые карты или услуги через интернет, связанные с их банковским счетом.
Почти 2/3 всех работающих по найму в США получают заработную плату путем ее прямого электронного перечисления на их банковский счет (direct deposit). Таким форматом пользуются более 4/5 от всего количества лиц, получающих социальные пособия. Это стало возможным благодаря разработке счета электронного перевода (electronic transfer account) - банковского счета потребителей, который позволяет реципиентам федеральных пособий и пенсий иметь к ним доступ через банковские автоматы и кассовые терминалы. К началу 2006 года было открыто более 100 тыс. таких счетов.
Пластиковые карты для банковских автоматов (ATMs cards), через которые потребители имеют доступ к своим банковским счетам, были введены в конце 1960-х годов. В 2005 году в тех же США ежемесячно с их помощью осуществлялось более 1 млрд операций. Потребители пользуются такими картами не только в своих (местных) банках, но и в других пунктах по всему миру. Более 65% банковских автоматов в 2005 году были расположены вне банковских помещений.
Дебетовые карты, связанные с банковским счетом, которые иногда называют чековыми картами, также могут использоваться через банковские автоматы, а также через кассовые терминалы и интернет. Разнообразие способов их употребления обусловливает высокую популярность этого электронного продукта. В 1995-2006 годах число транзакций с помощью дебетовых карт в США ежегодно увеличивалось примерно на 45 %. В 2005 году число транзакций через кассовые терминалы с помощью дебетовых карт составило более 500 млн в месяц.
Платежи по предварительному поручению (preauthorized debits), или автоматическая оплата счетов (automatic bill payments), позволяют потребителям за счет денег на банковском счете регулярно в определенный день автоматически осуществлять оплату жилья, погашать кредит или вносить арендную плату и т.д. В отличие от карт для банковских автоматов и дебетовых карт, которые являются "активными" технологиями (потребитель может взаимодействовать с ними при их использовании), эти технологии рассматриваются как "пассивные": потребитель единожды отдает распоряжение и в дальнейшем не вмешивается в процесс перечисления денег
Банковские операции через компьютер (computer banking) также дают потребителю доступ к банковскому счету для проверки его состояния, перечисления денег, оплаты счетов, а также для совершения других операций, например, таких как передача поручений относительно получателей платежей или приостановка платежных поручений*(1). Потребители используют интернет для индивидуальной финансовой деятельности, например, для мониторинга инвестиционных счетов, контроля состояния кредитных карт, покупок в кредит, инвестиций и страхования. Кроме того, потребители могут осуществить перевод своих средств из одного банка в другой электронным способом - либо с помощью специальной программы, либо воспользовавшись услугами своего веб-сайта.
Электронные продукты, не связанные с банковским счетом, хранят информацию об определенной сумме денег в соответствующей базе данных или непосредственно на пластиковой карте. Эта группа продуктов включает предоплатные, или авансовые карты (например, телефонные, подарочные карты), зарплатные карты, на которые переводится зарплата, карты колледжей и военнослужащих (college cards, military cards), карты, на которые начисляются социальные выплаты жертвам стихийных бедствий и катастроф, и детские карты, на которые начисляются детские пособия из бюджетов штатов. Все эти карты очень похожи на обычные дебетовые карты, поскольку используются для оплаты покупок*(2). Все карты этой группы имеют магнитную ленту, которая позволяет считывать данные о причитающейся ее владельцу сумме денег. Некоторые карты могут повторно загружаться информацией.
Карты этой группы используются в "закрытых системах", например на территории кампуса колледжа или в конкретном розничном магазине, или в "открытых системах", в том числе в сети банковских автоматов или в любой торговой точке, которая принимает карты MasterCard или Visa. Характеристики и условия пользования картами, хранящими денежные средства, очень разнообразны. С владельцев карт может взиматься, а может и нет плата за их использование. Срок снятия средств с карты может быть ограничен конкретной датой. За неиспользование денег в течение определенного периода времени может взиматься плата. Некоторые карты позволяют их владельцам просматривать движение денег на карте, контролировать платежи и остаток в онлайновом режиме. Регистрационные программы некоторых карт имеют возможность сообщать о потерянных или украденных картах.
Использование различных банковских технологий в развитых странах
1995 г., % | 2005 г., % | |
Электронные, в том числе: | 43 | 53 |
прямое перечисление средств | 25 | 48 |
карты для банковских автоматов | 12 | 37 |
дебетовые карты | 15 | 34 |
платежи по поручению | 14 | 21 |
телефонные карты | 4 | 21 |
компьютерный банкинг | 1 | 3 |
смарт-карты | 23 | 49 |
авансовые карты | 1,1 | 1,7 |
Среднее число электронных технологий на одно домашнее хозяйство |
||
Неэлектронные, в том числе: | 77 | 58 |
личный контакт | 59 | 51 |
по почте | 19 | 31 |
лично по телефону | 1,9 | 1,7 |
Среднее число неэлектронных технологий на одно домашнее хозяйство |
Зарплатные карты являются безбумажным механизмом перечисления наемным работникам причитающейся им зарплаты на пластиковую карту. Для работодателя такие карты выгодны тем, что значительно упрощают процесс расчета и выдачи заработной платы работникам, которые не пользуются прямым электронным перечислением средств на свой банковский счет в том числе потому, что не имеют такого счета, а также тем, что сокращают издержки на возмещение потерянных или украденных чеков. Выгоды для работников состоят в том, что им не надо платить за обналичивание чеков. Держатель карты получает независимость от дня и времени выдачи средств, и у него нет необходимости носить с собой наличные деньги. Средства зарплатных карт могут начисляться на индивидуальные счета отдельных работников или на объединенный счет компании-работодателя с последующим их распределением по субсчетам работников. Для кредитно-финансовых учреждений зарплатные карты выгодны, поскольку позволяют расширить потенциальную клиентскую базу и получить дополнительный доход за счет платы за услуги по обслуживанию этих карт.
В 2005 году в США, например, около 5% работодателей использовали зарплатные карты. Пользователями этих карт является пока всего 1 % домашних хозяйств (около 1 млн), однако интерес к этому электронному продукту растет. Примерно 70% средств зарплатных карт ежемесячно обналичивается через банковские автоматы, а остальные деньги расходуются на оплату покупок через кассовые терминалы.
Смарт-карты - карты с микропроцессором - являются разновидностью пластиковых карт, отражающих денежные средства. Микропроцессор позволяет выполнять с введенной на карту информацией различные операции. Смарт-карты находят все большее применение в повседневной жизни, прежде всего для покупок. Они стали использоваться с начала 1990-х годов. Крупнейшим эмитентом смарт-карт в США является федеральное Министерство финансов, которое применяет их для выплаты зарплаты и компенсаций американским военнослужащим по всему миру.
Согласно некоторым исследованиям, смарт-карты не получили широкого признания среди потребителей и торговых предприятий, так как они не дают дополнительных выгод по сравнению с другими аналогичными платежными инструментами. Однако они успешно используются в некоторых "закрытых системах", в том числе транспортных, в пределах университетов, военных баз.
Онлайновое брокерство
Разновидностью виртуализации финансового рынка является онлайновое брокерство, или торговля через Интернет фондовыми активами - акциями, облигациями, долями во взаимных фондах, гарантиями и т.д.
В последние годы в Европе отмечается процесс быстрого увеличения численности таких брокеров, причем как за счет традиционных, так и за счет новых игроков - коммерческих банков, фондовых бирж и других финансовых учреждений. В настоящее время в этом сегменте финансового рынка участвуют "физические" банки (BNP-Paribas, Bred, CCF и др.) и традиционно специализирующиеся на брокерских операциях брокерские компании (CPR, Ferri, Dubus. Financiere Warny). В качестве новых - виртуальных - участников, реализующих "модель электронной коммерческой деятельности", представлены: биржа Boursorama (бывшая Fimatex), i-Bourse, Self Trade. eCortal, Fortuneo, Bourse Direct, Consor и Comdirect.
За последние пять лет численность клиентов, привлеченных онлайновыми брокерами, резко увеличилась. К этому времени традиционные банки и брокеры успешно освоили виртуальный рынок, либо создав собственные модели электронного бизнеса, либо овладев моделями других компаний. При этом они стремились сохранить виды услуг, предназначенных для базовых клиентов, и одновременно наращивать знания в области виртуальной коммерции.
К концу 2005 года в пятерку крупнейших по объему операций онлайновых брокеров в Европе входили четыре компании из Германии и одна из Франции (Fimatex). Ведущей компанией по числу онлайновых расчетов был немецкий Commerzbank, который в 2000 году вышел на французский рынок, купив одну из ведущих французских брокерских компаний Paresco Bourse. Позиции отдельных онлайновых брокеров существенно различаются по числу онлайновых расчетов и по объему сделок. Так, i-Bourse по числу онлайновых расчетов находилась на шестом месте в Европе, а по стоимости сделок - на третьем. Эта ситуация является отражением приоритетов маркетинговой стратегии отдельных онлайновых биржевых маклеров.
В зависимости от маркетинговой стратегии выделяются активные и пассивные трейдеры. Первые ориентируются главным образом на привлечение новых клиентов, а вторые стремятся заставить клиентов проводить как можно больше операций в онлайновом режиме. Анализ показывает, что девять из десяти онлайновых брокеров в ходе своей международной экспансии сначала проводили стратегию наращивания числа операций, а затем - увеличения их объемов.
В отличие от более зрелого виртуального рынка США, где свыше 80% онлайновых брокерских операций приходится на пять ведущих компаний, рынок Европы менее концентрирован: здесь пять компаний-лидеров контролируют около 60% рынка. Во Франции, например, на онлайновом брокерском рынке работают более 50 операторов, в том числе такие крупные банки, как Credit Lyonnais и Banques Populaires. Кроме того, в Европе пока сохраняется возможность проникновения на рынок новых участников, в то время как в США этот рынок уже поделен между крупнейшими брокерами.
Эксперты отмечают растущий интерес европейского населения (Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция и Великобритания) к фондовым активам, что свидетельствует о важном сдвиге в форме сбережений. Так, доля европейцев, владеющих фондовыми активами, повысилась с 13% в 2000 году до 20% в 2005 году. Вместе с тем доля владельцев фондовых активов, которые склонны к онлайновым операциям, в Европе остается сравнительно низкой. Только 2% европейцев осуществляют расчеты по операциям с фондовыми активами в онлайновом режиме против почти 10%жителей США.
Недавний спад на фондовом рынке привел к изменению соотношения между комиссионными доходами онлайновых брокеров, доля которых снизилась, и их постоянными издержками, достигшими в предшествующие годы достаточно высокого уровня, из-за чего многие операторы понесли убытки. Следствием спада стала тенденция к консолидации в отрасли.
За последние пять лет при постоянном росте количества клиентских онлайновых поручений наблюдалось появление спекулятивных операций. К началу 2005 года доля онлайновых операций составила 12,5% всех брокерских сделок с фондовыми активами. По числу онлайновых брокерских расчетов в Европе лидирует Германия, на долю которой приходится почти половина всех таких расчетов. На втором месте - Швеция (12% европейского рынка), за ней следует Италия (10%).
Распространение онлайновой брокерской деятельности обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, использование интернет-технологий позволило новым провайдерам добиться успехов на фондовом рынке. Небанковские или близкие к банковскому сектору организации получили возможность исполнять поручения розничных клиентов без расходов на содержание высокозатратной обслуживающей сети и трудоемких консультативных служб, а потому могли удерживать цены на свои услуги на низком уровне.
Во-вторых, повышение котировок на фондовом рынке привлекало значительное число новых клиентов. Широкий спектр преимуществ работы через интернет (доступность информации, режим реального времени, высокая прозрачность рынка, возможность выбора провайдеров с узкой специализацией) в сочетании с ростом цен на биржевые активы побуждал в первую очередь крупных инвесторов к размещению своих поручений в онлайновом режиме без использования услуг консультантов.
Однако на волне стремительного подъема в онлайновую брокерскую деятельность включилось большое число разнородных компаний, не имеющих достаточных знаний и опыта работы на фондовом рынке. Между тем ситуация на фондовых рынках в последнее время остается весьма неустойчивой, а потому и спрос на онлайновые брокерские услуги подвержен резким колебаниям. Статистические данные показывают, что конъюнктурные изменения в числе осуществленных в онлайновом режиме поручений более существенны, чем в числе поручений, выполненных традиционным способом, а потому онлайновые операции для брокеров более рискованны с точки зрения доходности. Важно и то, что увеличение числа онлайновых операций не ведет непосредственно к росту доходов брокеров.
Несмотря на это, онлайновые брокеры могут использовать ряд альтернативных источников доходов, о чем свидетельствует пример компании Self Trade, которая получила статус банка и снизила долю доходов от онлайновой брокерской деятельности. В целом онлайновые брокеры имеют три альтернативы: превращение в банк, расширение спектра предлагаемых услуг (за счет обучающих продуктов и услуг, услуг по страхованию жизни и т.д.) или одновременное движение в этих двух направлениях с постепенным преобразованием в "финансовый супермаркет", имеющий диверсифицированный портфель доходов.
Онлайновая брокерская деятельность меняет ситуацию на рынке брокерских услуг и открывает двери для новых конкурентов. При этом конкурентные преимущества на онлайновом рынке могут получить лишь те игроки, которые владеют определенными технологическими возможностями, имеют доступ к клиентуре и обладают знаниями о клиентах. Например, потенциальными новыми конкурентами на онлайновом рынке являются те компании, которые имеют корпоративный веб-портал и могут привлечь клиентов дополнительными услугами, наращивая таким путем свою клиентскую базу. Другая группа потенциальных новых игроков - финансовые учреждения (банки и страховые компании), обширная клиентская база которых может стать опасным оружием борьбы против действующих и вновь проникающих на рынок онлайновых брокеров.
В последнее время выделяется четыре модели, используемые онлайновыми брокерами:
работа внутри страны с целью захвата доминирующих позиций (Comdirect и Fimatex);
сбор активов по всему миру (Cortal, Consors и DAB Bank);
создание банковской дочерней компании (Line Bourse, дочерняя компания Banques Populates);
предложение всех онлайновых услуг (Boursorama). Онлайновая брокерская деятельность приводит также к новому позиционированию, основанному на новых продуктах (услугах), предлагаемых потребителям. По-видимому, наиболее успешным является подход, который отдает приоритет комплексности услуг (service complexity). Он позволяет онлайновым брокерам ограничить участие внешних посредников и установить контроль над всей производственной цепочкой. Примером компании, применяющей данный маркетинговый подход, является Boursorama, которая предлагает потребителям самые разнообразные услуги, в том числе предоставление экономической и финансовой информации, проведение финансового анализа фирм, анализа динамики фондовых цен. оценку биржевых сессий, образовательные продукты и т.д.
В будущем по мере расширения числа конкурентов, действующих на рынке банковских интернет-услуг; отдельным компаниям станет все труднее дифференцировать свои продукты и услуги. Таким образом, развитие онлайновой брокерской деятельности ведет к возникновению новой проблемы - проблемы дифференциации биржевых операторов. В определенной мере ее решению могут способствовать новые технологии, которые дают брокерам возможность использовать разные технические решения и инструменты.
Пока наиболее распространенным каналом контактов с клиентами является традиционная телефонная связь, но возможности получения конкурентных преимуществ при ее использовании самые низкие. Телефонные технологии третьего поколения станут основой главного технологического сдвига в сфере контактов с потребителями: по-видимому, в будущем лидирующие позиции займет "мобильный интернет", который обеспечит клиентам полную мобильность в сочетании с интерактивностью и сильно повлияет на конкурентные преимущества, поскольку обеспечит достаточно широкие рамки для дифференциации.
Информационное обеспечение брокерской компании имеет стратегически большое значение, поскольку активные инвесторы нуждаются в получении новейшей информации (об операциях за день, структуре портфеля активов и т.д.). Вместе с тем такое обеспечение является одним из основных ограничений экспансионистской стратегии некоторых онлайновых брокеров, поскольку предполагает значительные инвестиции в технологии, что увеличивает постоянные издержки и снижает прибыльность компании-брокера. Наконец, важнейшей проблемой является обеспечение безопасности операций, что очень важно для сохранения доверия клиентов.
Традиционные брокеры обычно утрачивают контроль над некоторыми стадиями производственной цепочки, где применяются в основном интернет-технологии, и вынуждены делать стратегический выбор между "стратегией ниши" (контроля отдельной стадии цепочки) и стратегией контроля над всей цепочкой, при которой интеграция отдельных звеньев подчинена задаче создания такой структуры предложения, которая позволяет снизить издержки и увеличить созданную стоимость. Выбор первой стратегии означает, что банк осознает превосходство новых конкурентов в сфере управления контактами с клиентами через интернет. Если выбрана вторая стратегия и при этом она никак не зависит от старых стратегий и структур, то доминирующим становится подход, основанный на издержках. Такое репозиционирование находит выражение в разделении деятельности по производству и предоставлению брокерских услуг и в усилении специализации банковских учреждений на одном-двух направлениях, где имеются сравнительные конкурентные преимущества.
Обе указанные стратегии сопряжены с многочисленными рисками. Так, при специализации на производстве онлайновых брокерских услуг, т.е. на поставке продуктов для других банков (компаний), занимающихся предоставлением услуг, розничные банки соглашаются на конкуренцию с их собственной распределительной сетью. Примером является группа Banques Populates, которая через свою дочернюю компанию Xeod Bourse выполняет дистрибутивные функции для онлайнового брокера Consors. Последний, таким образом, получил возможность обосноваться на фондовом рынке Франции и конкурировать с французскими брокерами, в частности с подразделением по биржевым операциям группы Banques Populates (Line Bourse).
В США насчитывается в пять раз больше онлайновых брокеров, чем, например, во Франции, что обусловлено большими размерами американского рынка. Однако по соотношению числа таких брокеров и численности населения США и Франция находятся на сопоставимом уровне. Что касается качественных и технологических характеристик онлайновых брокерских услуг в этих двух странах, то брокеры США отличаются стремлением включить в производственную цепочку дополнительные услуги, в том числе на базе соглашений с другими финансовыми посредниками (например, о перекрестных продажах). Американцы, кроме того, ориентируются на модель своеобразного супермаркета (one-stop-shop), когда потребители могут купить все нужные финансовые продукты и услуги у одного оператора.
Предложение брокерских услуг в США отличается более высокой диверсификацией и инновационностью. Главная задача брокеров - выделиться из массы конкурентов. Для этого применяется следующая стратегия: первоначально компания-брокер предлагает клиенту на своем веб-сайте чисто брокерские услуги, затем веб-сайт превращается в финансовый портал, где можно найти интегрированную информацию обо всех предоставляемых компанией услугах. Последний этап эволюции - создание "финансового супермаркета", который может удовлетворить любой финансовый запрос клиента. Примером может служить Bank of America и его концепция "Создай свой собственный банк", которая репозиционирует клиентов в качестве "потребителей-предпринимателей". В этом случае потребитель сам формирует и персонифицирует свои взаимоотношения с банком. В свою очередь, банк развивает автономные и специфические связи с каждым конкретным потребителем, а также создает обширную базу данных для коммерческих и маркетинговых целей.
Рентабельность является, пожалуй, определяющей проблемой, которую приходится решать онлайновым брокерам. С одной стороны, как показывает практика, операции через интернет в 25 раз дешевле, чем сделки в конторе традиционным способом. С другой - создание специализированной онлайновой компании требует значительных затрат на маркетинг обучение персонала, внедрение новых технологий и обеспечение безопасности. Это главная причина того, что онлайновым брокерам гораздо труднее достичь точки безубыточности, чем традиционным брокерам. Не случайно поэтому онлайновые брокеры проводят стратегию целевого маркетинга, обращаясь в первую очередь к наиболее активным частным инвесторам. Они используют имеющиеся у них преимущества с точки зрения структуры издержек (отсутствие необходимости физического присутствия при операциях и низкие накладные расходы в сравнении с традиционными банками) и вкладывают основную часть средств в маркетинговые мероприятия, направленные на завоевание и укрепление лояльности новых потребителей своих услуг. Этого удается добиться. в частности, благодаря тому, что уровень комиссионных у виртуальных брокеров существенно более низкий, чем у традиционных игроков, и это дает немалые выгоды частным инвесторам.
Потребители финансовых продуктов предпочитают распознаваемые финансовые бренды, а не продукты общепризнанных в плане использования современных технологий компаний. Наличие мощного, известного и дифференцированного бренда играет ключевую роль для завоевания доверия клиентов при операциях через интернет. Поэтому традиционные банки, решившие заняться онлайновой брокерской деятельностью, должны определиться, будут ли они заниматься им под своим именем или через дочернюю компанию. В первом случае они получают преимущество, используя свой имидж, но рискуют его разрушить, если клиенты не будут удовлетворены их брокерскими услугами через интернет. Во втором случае они должны формировать имидж в качестве новых игроков на онлайновом рынке, что означает необходимость увеличения расходов на маркетинг, а значит и сокращение прибыли в ближайшие годы. Во Франции затраты на приобретение клиента в среднем составляют 500 евро, но они различаются по отдельным фирмам: у Fimatex - 293 евро, у Consors - 325, у Self Trade - 818, ay Bourse Direct - 1448 евро.
Онлайновые брокеры, особенно после кризиса 2001 года, теперь хорошо понимают, что вследствие волатильности фондового рынка нельзя проводить стратегию "экспансии любой ценой" и необходимо постоянно контролировать издержки и доходы. В результате в стратегии онлайновых брокеров обозначились три базовые цели: сокращение издержек, стабилизация доходов и долгосрочный рост при разумных издержках. Для сокращения издержек, в том числе на маркетинг, информационные технологии, персонал и т.д., используются различные средства. Так. Boursorama приняла решение о закрытии зарубежных дочерних компаний, Comdirect объявила о сокращении рабочего дня. Кроме того, все онлайновые брокеры попытались провести переговоры об изменении цен на свои услуги.
Для стабилизации доходов большинство онлайновых брокеров повышают тарифы в период понижения цен на фондовые активы, но есть примеры и других решений. Так, DAB Bank ввел схему гибкой платы, при которой затраты на предоставление услуги включают стабильную часть, обеспечивающую определенный уровень дохода, и переменную часть, позволяющую увеличить прибыль в период повышения цен на фондовые активы. Другое решение, которое использовала Boursorama, - это предложение более качественных и сложных (комплексных) услуг для того, чтобы повысить активность потребителей. Некоторые онлайновые брокеры прибегли к диверсификации своей деятельности, в частности, за счет консультационных услуг. Для обеспечения долгосрочного роста при разумных издержках многие онлайновые брокеры (DAB Bank, Fimatex, Boursorama) используют консолидацию и развитие сотрудничества.
Риски е-банкинга
Переход к электронному способу ведения бизнеса кардинальным образом изменяет соотношение между различными видами риска, с которыми сталкиваются банки. Специфический характер электронного банкинга в наибольшей степени влияет на операционный, юридический риски и риск репутации.
В результате применения новых технологий потребуются изменения в надзорных процедурах, касающихся таких факторов риска, как безопасность, конфиденциальность информации, целостность данных и систем, работоспособность систем, аутсорсинг Для виртуальных банков, осуществляющих все операции через электронные каналы, эти факторы имеют первостепенное значение. Во многих странах, с распространенным е-банкингом, органы банковского надзора выработали внутренние инструкции для проверяющих, а также в ряде случаев - руководства для банков (примерами служат Франция, Бельгия, США и Сингапур).
Первостепенное место в операционном риске в е-банкинге занимает безопасность. Несанкционированный доступ в систему с помощью различных видов атак с целью использования конфиденциальной информации, манипулирования данными, отказа от обслуживания или нарушения целостности информации - все это требует неусыпного внимания. Меры безопасности должны обеспечивать конфиденциальность информации и целостность системы и данных.
Они состоят в сочетании технических и программных средств, административных процедур и методов управления персоналом. К основным принципам обеспечения безопасности можно отнести "разделение функций" и "контроль доступа", а к основным мерам - тщательную отработку средств межсетевой защиты (брандмауэров), надежные методы шифрования и идентификации, процедуры санкционированного доступа, адекватные методы резервирования и восстановления, обновляемые антивирусные средства.
Работоспособность системы является не менее важным критерием риска наряду с безопасностью. Эффективное использование потенциала электронного банковского обслуживания требует круглосуточной и надежной работы систем, короткой ответной реакции и быстрой восстанавливаемости. Не обойтись и без планирования производственных мощностей, связанного с ростом объемов операций и развитием новых технологий. Сюда входят финансовое планирование новых инвестиций, кадровое планирование с учетом требуемых квалификаций и возможность получения услуг от внешних поставщиков.
В последнее время существенным фактором операционного риска является растущая зависимость от аутсорсинга, который может служить дополнительным источником угрозы, а также воздействовать на целостность данных и работоспособность системы. Поэтому необходимыми элементами управления банковским риском должны быть проведение тщательных предварительных исследований, обеспечение адекватности контрактов, разработка ситуационных планов и мониторинг качества предоставляемых внешних услуг. В то же время более высокая компетентность внешнего поставщика конкретной услуги может привести к снижению затрат и операционного риска для данного банка.
Факторами риска потери репутации, помимо работоспособности и целостности системы и конфиденциальности информации, являются любые другие проблемы безопасности операций. Для банков, целиком или преимущественно опирающихся на электронные каналы обслуживания, степень риска потери репутации выше, чем у традиционных банков. Трудности, испытываемые одним виртуальным банком, могут оказать влияние на другие виртуальные банки, если клиенты теряют доверие ко всем электронным каналам или видят в слабостях банков неэффективность надзора за системой в целом. Решающее значение для минимизации риска потери репутации страны в результате слабости надзора в принимающей стране имеет двустороннее сотрудничество между домашними органами надзора и органами принимающей страны. В условиях роста риска репутации также возрастает значение планов кризисного управления и процедур, необходимых в случае потери доверия к е-банкингу.
Также е-банкинг способен повысить степень юридического риска, поскольку виртуальные банки не всегда располагают достаточными ресурсами для адаптации к условиям новых юрисдикции, в которых они предлагают услуги. Если для открытия операций в принимающей стране не требуется специальной лицензии, юридический риск может быть еще выше в результате отсутствия контакта между виртуальным банком и органом надзора принимающей страны и, следовательно, неведения банка относительно изменений норм регулирования.
Двумя другими важными источниками юридического риска являются: возможная неопределенность относительно того, какое законодательство распространяется на операции е-банкинга - юрисдикции лицензирования или юрисдикции, в которой предлагаются услуги, тем более что эти законодательства могут противоречить друг другу; и как следствие этого сложность принуждения к исполнению законов, особенно относящихся к новым областям права, например электронным контрактам и цифровым подписям.
Важны и другие риски. Электронное банковское обслуживание связано со стратегическим и деловым риском. Факторами, отличающими характер риска е-банкинга от других стратегических решений, являются сложность технологии и ее быстрое изменение, несущественность государственных границ для банковской деятельности и конкуренции, сама новизна е-банкинга, затрудняющая прогнозирование возможностей бизнеса, глобальный характер конкуренции и легкость изменения потребительских предпочтений. Стремясь сформировать потребительскую базу, "виртуальные" банки принимают в высшей степени конкурентную стратегию ценообразования, что заслуживает внимания со стороны органов надзора. Необходимость использования новейших и испытанных технологий повышает уровень стартовых инвестиций, потребности в адекватных компетенциях и ресурсах. Органы надзора должны убедиться, что банковский менеджмент учитывает соответствующие риски и тщательно выбирает стратегические решения, с тем чтобы увеличение неопределенности компенсировалось дополнительными выгодами.
Расширение географических рамок клиентуры за счет электронного обслуживания и отсутствие непосредственных контактов с потребителями могут воздействовать на кредитный риск. Анализ кредитного риска затрудняется при ограниченности информации об условиях ведения бизнеса в той или иной стране и особенно при отсутствии личных отношений с потребителями. Как правило, банки, предлагающие услуги в менее знакомых им регионах или странах, испытывают большую степень любого вида риска. В то же время результатом более широкого географического охвата могут стать диверсификация и улучшение структуры кредитного портфеля, что могло бы снизить кредитный риск отдельных банков.
Также е-банкинг может повлиять на риск ликвидности. Более высокий риск виртуальных банков может потребовать более высокого уровня ликвидности. Органам надзора может понадобиться усиление мониторинга, а также слежение за достаточностью обеспечения, которое может быть использовано для временной поддержки ликвидности. В принципе функция центрального банка как последнего кредитора должна таким же образом применяться в отношении виртуальных банков, как и традиционных. Временные ссуды против обеспечения должны предоставляться центральным банком неликвидным, но платежеспособным виртуальным банкам, лицензированным в данной стране. Кредитование виртуального банка, находящегося под риском неплатежеспособности, должно рассматриваться только при его важности с системной точки зрения; предпочтительным, однако, является использование в этом случае бюджетных средств.
Влияние е-банкинга на рыночный риск двояко. С одной стороны, расширяющаяся эмиссия и торговля ценными бумагами через интернет способны повысить нестабильность цен, увеличив тем самым риск банков, осуществляющих брокерские операции с депозитами, передачу ссуд третьим лицам или программы секьюритизации. С другой стороны, рост объемов торговли ценными бумагами может повысить их ликвидность. Органы надзора должны проводить оценку воздействия этих факторов на отдельные банки и качества их управления соответствующими рисками.
Электронный банкинг не должен оказывать какое-либо влияние на валютный риск. Даже если отдельные банки будут в состоянии принимать больше валютных вкладов и (или) предоставлять ссуды в иностранной валюте расширяющейся международной клиентуре, валютный риск определяется способностью хеджировать любые позиции независимо от их происхождения. Однако хеджирование валютного риска для валют, имеющих незначительные обороты, может потребовать существенных затрат и соответствующего анализа.
Достаточно существенная проблема, связанная с электронным банкингом и, в частности с интернет-банкингом, состоит в возможности его использования для отмывания денег. В этой связи в ряде стран приняты специальные нормы регулирования и руководства по идентификации клиентов. Некоторые страны (США. Великобритания) распространили действующие в отношении почтового и телефонного банкинга нормы регулирования на интернет-банкинг, другие разработали дополнительные рекомендации. Рекомендуется, например, проведение серии проверок личности на основании различных документов. Отмечается, что мониторинг электронных транзакций требует особой бдительности. Предлагаемые меры по борьбе с отмыванием денег не отличаются от мер, применяемых в обычных банковских операциях, но требуют большего внимания, особенно быстрой реакции и возможности приостановления исполнения операции. От банков требуется слежение и составление профиля операций по счетам каждого клиента с целью выявления подозрительных транзакций. Критериями подозрительности служат, например, определенные регионы, особенно несотрудничающие страны и территории согласно классификации FATF, а также значительные объемы и серии транзакций. Глобальный характер е-банкинга повышает значение международной координации законодательства и регулирования во избежание создания убежищ для криминальной деятельности. Отсюда рекомендация FATF по достижению единообразия стандартов в различных юрисдикциях.
В современной жизни важную роль в снижении рисков играет обучение потребителей. Банки должны обеспечивать легкодоступные и понятные консультации относительно соблюдения мер безопасности и конфиденциальности. Органы надзора могут стать важнейшим проводником мер защиты потребителей, поддерживая процесс обучения и требуя от банков внимания к этим вопросам
Некоторые надзорные инстанции рассматривают обучение потребителей банковских услуг как одну из своих задач. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов дает на своем сайте информацию, позволяющую идентифицировать официально зарегистрированные электронные банки, включенные в систему страхования, предоставляет советы и помощь по интернет-банкингу, а также официальные документы, предупреждающие об организациях, которые могут проводить несанкционированные банковские операции.
Возрастание рисков в результате воздействия факторов технологии и глобализации вызывает необходимость в международном сотрудничестве органов надзора, требует включения управления рисками электронного банкинга в качестве интегрального элемента политики управления банковскими рисками. Факторами риска электронного банкинга являются также зависимость от ограниченного числа высокоспециализированных поставщиков технологий и возможность потери доверия к этим технологиям и к безопасности электронных операций, что может вызвать цепную реакцию.
Риски трансграничных электронных услуг
Со второй половины 1990-х годов банки разных стран мира все активнее используют электронные каналы для деловых связей и бизнеса не только на национальном, но и на международном рынках. Большинство банков предлагает свои электронные продукты и услуги на зарубежных рынках через размещенные там подразделения. Некоторые банки начали оказывать трансграничные электронные услуги резидентам других стран напрямую - без посредничества своих подразделений на их территории, т.е. без физического там присутствия. Однако этот вид деятельности банков развивается не столь быстрыми темпами, как внутренний е-банкинг, что в значительной мере связано с настороженным отношением потребителей к вопросам безопасности и надежности трансграничных электронных сделок с иностранными банками и с опасениями самих банков, что они могут нарушить действующее национальное законодательство.
Вместе с тем руководители банков и органов надзора за ними предвидят существенный потенциал роста трансграничных электронных операций в ближайшие годы по двум причинам. Во-первых, по мере распространения е-банкинга внутри отдельных стран потребители будут все меньше внимания обращать на национальность кредитно-финансового учреждения, которое предоставляет необходимые им продукты и услуги. Во-вторых, дальнейшие технологические инновации будут расширять возможности банков по доведению продуктов и услуг через электронные каналы до целевой группы потребителей, не прилагая усилий для создания структур, обеспечивающих физическое присутствие в иностранных государствах, и без существенных инвестиций.
Национальные надзорные органы сталкиваются с проблемами обеспечения эффективного надзора за операциями на собственном рынке при поступлении услуг из зарубежных стран и за деятельностью на иностранных рынках банков, лицензированных в своей юрисдикции. Обе проблемы не новы, но новые технологии и новые каналы предоставления электронных продуктов и услуг придают им особую значимость.
Широкомасштабное развитие трансграничного е-банкинга пробуждает к жизни и новые риски, связанные с ним, усиливая одновременно уже известные стратегический риск, риск для репутации, операционный риск и страновой риск. Наиболее существенным из новых рисков является так называемый правовой риск, заключающийся в возможности нарушений национальных законодательств и регламентации, в том числе законов о защите потребителей, о рекламе, финансовой отчетности, конфиденциальности и т. д. Степень этого риска определяется общим состоянием правовой неопределенности в отношении того, как будут применяться национальные правовые нормы и регламентации к трансграничным операциям, как будут распределяться роли и ответственность между страной размещения банка и страной, резиденты которой пользуются е-банкингом.
Несмотря на то что национальные органы надзора за банковской деятельностью не вправе решать спорные юридические вопросы и влиять на законодательство других стран, по мнению Базельского комитета, они могут развивать сотрудничество друг с другом по вопросам регулирования трансграничного е-банкинга. Кроме того, они должны повысить эффективность контроля над банками, входящими в сферу их компетенций и занимающимися трансграничными операциями. Их "программа контроля" обязательно должна охватывать трансграничный е-банкинг и концентрироваться на обязательствах банков по управлению рисками.
Банк международных расчетов и действующий при нем БКБН с целью проведения анализа и обмена опытом между органами надзора в сфере разработки принципов пруденциального регулирования электронных банковских операций создали Группу по электронному банкингу, разработанные документы которой призваны определить роль и ответственность надзорных органов страны происхождения и принимающей страны, а также основные принципы кооперации между этими органами и обмена информацией между ними. Эти документы исходят из того, что е-банкинг является расширенной формой традиционной банковской деятельности, которая использует электронные каналы продажи своих продуктов и услуг, а потому действующие в отдельных странах законы и регламентации банковской деятельности должны быть распространены и на е-банкинг Точно также принципы деятельности и сотрудничества органов надзора страны происхождения и принимающей страны применимы к е-банкингу.
Трансграничный е-банкинг в международной практике определяется как предоставление банком одной страны банковских продуктов и услуг в режиме онлайн резидентам другой страны. В этом определении не отражены правовые аспекты, в частности, касающиеся права местных органов власти лицензировать банковскую деятельность или применять местные законы в отношении иностранных организаций, занимающихся трансграничным е-банкингом в их стране. В нем также не отражены особенности национальных определений банковской деятельности или критериев ее регулирования и лицензирования. Во многих юрисдикциях между тем иностранный банк, который обязан получить лицензию как местный банк, должен иметь физическое присутствие (подразделение) в стране и использовать его для операций с местными резидентами. Однако в некоторых юрисдикциях действует правило, согласно которому местные органы надзора вправе разрешить иностранному банку получить лицензию и без обязательного физического присутствия. В ЕС действует механизм "европейского паспорта", основанный на взаимном признании правовых норм, по которому трансграничные розничные электронные услуги могут предоставляться на территории стран-участниц по упрощенной процедуре лицензирования.
Лицензирование виртуальных банков осуществляется на тех же или сходных условиях, что и традиционных банков. Некоторые органы банковского надзора и регулирования вводят новые нормативные положения, связанные со спецификой электронных банковских операций и соответствующих рисков. При этом большое значение приобретают такие вопросы, как обстоятельства, требующие выдачи лицензии, способы предотвращения нарушений.
Говоря о международным характере электронных банковских операций, нельзя упускать из виду, что, если банковские учреждения одной страны обслуживают клиентов в других странах, орган надзора этой страны должен осуществлять наблюдение на консолидированной основе, поскольку надзор принимающей страны ограничен деятельностью банка на местном рынке. Базельский комитет рекомендует, чтобы орган надзора страны регистрации снабжал органы надзора принимающих стран соответствующей информацией. Если принимающая сторона озабочена эффективностью домашнего надзора, должны быть организованы меры по сотрудничеству.
Подавляющее большинство органов надзора требуют лицензирования виртуальных банков во всех странах, где они предоставляют услуги, с целью обеспечения защиты местных резидентов и банковских систем. Это особенно важно в тех случаях, когда эффективность домашнего надзора и сотрудничества не отвечает потребностям. По существу, от "виртуальных" банков могут потребовать создания сети лицензированных отделений в этих странах. Такая практика существует, например, в большинстве стран ЕС и в США. Методы осуществления надзора за "виртуальными" и традиционными банками едины, инспекционные проверки на месте проводятся в административных офисах "виртуальных" банков, однако дополнительное внимание уделяется рискам электронного банкинга.
Наконец, потенциалом расширения недостаточно регулируемой деятельности обладает виртуальное оффшорное банковское обслуживание. Если оффшорные банки распространяют свою деятельность на клиентов в данной стране, ее орган надзора должен определить, предоставляются ли услуги только в оффшорном банковском центре или также и в его стране. В последнем случае такое обслуживание должно быть запрещено или поставлено под действие стандартного регулирования, поскольку эффективный банковский надзор требует применения единых норм и процедур пруденциального регулирования на внутреннем рынке.
А. Саркисянц,
к.э.н.
"Бухгалтерия и банки", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Первые формы компьютерного банкинга основывались на коммутируемом соединении (по телефонной линии) непосредственно с компьютером банка. В настоящее время весь компьютерный банкинг осуществляется посредством соединений через интернет.
*(2) Карты, не связанные с банковским счетом, вошли в оборот в 1970-е годы и первоначально выпускались как одноразовые и на небольшую сумму. В настоящее время они пользуются большой популярностью и широко используются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540