"К планированию выездных проверок необходимо подходить комплексно"
(интервью с И. Жомниром, главным государственным налоговым
инспектором Отдела контрольной работы УФНС по Московской области)
Обнародованная недавно Концепция планирования выездных проверок (утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@) оставляет больше вопросов, нежели дает ответов. Последние карты раскрыл читателям "Московского бухгалтера" главный государственный налоговый инспектор Отдела контрольной работы УФНС по Московской области Илья Жомнир.
- Позволит ли Концепция фирмам избежать проблем при проверке? Ведь, по сути, каждая компания может самостоятельно проверить риски выездной налоговой проверки.
- В соответствии с утвержденной Концепцией, каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок. Планирование проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Если фирмы в своей деятельности будут руководствоваться Концепцией, отказываться от схем минимизации налогов, в том числе за счет добровольного выхода из теневого оборота, следовательно, у них снизится риск проведения выездной налоговой проверки. Но следует отметить, что соответствие налогоплательщика установленным Концепцией критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства. И не значит, что в процессе выездной налоговой проверки ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято налоговым органом только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.
- В Концепции есть пункт, который свидетельствует о неблагонадежности компании - "Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной области". Каким образом инспекторы будут рассчитывать средний уровень налоговой нагрузки по организациям конкретной отрасли?
- Налоговая нагрузка будет рассчитываться как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен на сайте ФНС (www.nalog.ru).
- Не значит ли, что, согласно критерию "Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период", большинство фирм-экспортеров подвергнется проверкам?
- Нет. При использовании данного критерия налоговые органы будут учитывать характер хозяйственной деятельности налогоплательщика и комплексно подходить к планированию выездных налоговых проверок.
- Как станут оценивать налоговые инспекторы показатели согласно критерию "Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)"?
- Налоговые органы будут использовать данный критерий, основываясь на обстоятельствах, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, которые указаны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. N 53. Информацию для проведения данного анализа налоговый орган буден получать из внутренних источников (материалы камеральных налоговых проверок, сведения из федеральных информационных ресурсов) и внешних источников (правоохранительные органы, другие налоговые органы и т.д.).
- Какие еще факторы, кроме указанных в Концепции, могут повлиять на внесение компании в план выездных налоговых проверок?
- Следует отметить, что особое внимание налоговых органов в настоящее время уделяется организациям - крупнейшим налогоплательщикам и их взаимозависимым лицам, дочерним компаниям, основным контрагентам. То есть, если по каким-либо критериям организация - крупнейший налогоплательщик попала в план проведения выездной налоговой проверки, то есть вероятность, что в целях комплексности, дополнительно выездной налоговой проверке может подвергнуться ряд указанных выше лиц.
- Допустим, при проведении выездной налоговой проверки никаких нарушений не обнаружено. Потом была назначена повторная ревизия, в ходе которой выявлен факт правонарушения. Вправе ли инспекция начислить штраф в этом случае?
- Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было обнаружено при проведении первоначальной ревизии, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом ИФНС (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК).
Вместе с тем, учитывая требования пункта 12 статьи 7 закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, абзац 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной проверки, в случае если решение о проведении первоначальной выездной проверки было принято после 1 января 2007 года. Таким образом, если первоначальная проверка была назначена в период начиная с 1 января 2007 года, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции по результатам повторной проверки, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной ревизии явилось результатом сговора между организацией и инспектором.
- По закону, организация должна в 5-дневный срок представить инспекции копии документов, необходимых для проверки. Как быть, если документов очень много и просто за это время невозможно даже снять копии с них?
- В соответствии со статьей 93 кодекса, должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого необходимые документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, предъявляются налогоплательщиком в течение 10 дней с момента выдачи соответствующего требования.
Если организация не может представить необходимые инспекторам документы в течение 10 дней, она должна уведомить об этом проверяющих должностных лиц на следующий после получения соответствующего требования день. Сделать это необходимо в письменном виде с указанием причин, по которым фирма не в состоянии в срок представить необходимый пакет документов. Также в заявлении должен быть обозначен срок, в течение которого организация может выполнить требование налоговиков. В течение 2 дней с момента получения такого уведомления руководитель налогового органа или его заместитель вправе на его основании продлить сроки представления документов или отказать в такой поблажке, о чем выносится отдельное решение.
- Если проверка началась еще до 1 января 2007 года, то по каким правилам она должна проводиться и как будут оформляться ее результаты - по действовавшим до 2007 года или по тем, которые приняты с 1 января 2007 года? В частности, как определить срок проверки?
- Налоговые проверки и связанные с ними контрольные мероприятия, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до вступления в силу закона N 137-ФЗ (п. 14 ст. 7 закона N 137-ФЗ). При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона. При проведении выездной налоговой проверки, назначенной до 1 января 2007 года, налоговые органы руководствуются старой редакцией кодекса. Вместе с тем рассмотрение и реализация материалов проверки осуществляются с учетом требований новой редакции.
Срок проведения мероприятия налогового контроля, назначенного до 1 января, не должен превышать 2 (в исключительных случаях 3) месяцев. Он включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) за вычетом периодов между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Однако, в связи с тем что реализация материалов осуществляется в соответствии с новой редакцией кодекса, рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки, принятие решения по результатам проверки и его обжалование будут осуществляться по-новому. Данный нюанс ограничивает полномочия налоговых органов в сроке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в случае назначения таковых по результатам рассмотрения акта проверки и возражений налогоплательщика. Так, в соответствии с новой редакцией кодекса, данный срок не должен превышать 1 месяц.
М. Абросимов
Биография
Илья Жомнир родился в г. Одинцово Московской области в 1985 году. Окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт в 2007 году по специальности "Бухгалтерский учет, контроль налогообложения, судебно-финансовая экспертиза". Работу в налоговых органах начал еще со студенческой скамьи. Прошел путь от специалиста первой категории до главного государственного налогового инспектора Отдела контрольной работы Управления ФНС по Московской области.
"Московский бухгалтер", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007