город Москва |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А40-1595/11-150-14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Тихонова А.П., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноуховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы" на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2011, принятое судьей Коноваловой Е.В., по делу N А40-1595/11-150-14 по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН 1037704036974) к товариществу собственников жилья "Легенда" третьи лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы,
Префектура Западного административного округа города Москвы,
Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы" об обязании демонтировать забор, снести сооружение, используемое под пост охраны, освободить от строительного мусора после демонтажа и сноса конструкций земельный участок
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Рындина Л.Н. по доверенности от 31.01.2011 от ответчика: Смирнов А.Л. по доверенности от 01.09.2011
от третьих лиц: от Департамента земельных ресурсов города Москвы, Префектуры Западного административного округа города Москвы - не явились, извещены, от Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы" - Рындина Л.Н. по доверенности от 11.01.2011
УСТАНОВИЛ
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к товариществу собственников жилья "Легенда" (далее - ответчик) о понуждении демонтировать забор по периметру земельного участка площадью 1,27 га, снести сооружение, используемое под пост охраны, а также после демонтажа и сноса освободить от строительного мусора земельный участок по адресу: Москва, ул. Звенигородская, д.16 корп. 2., ссылаясь на ст. 222, 262 Гражданского кодекса РФ.
Решением суда от 14.10.2011 в иске отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в доводах апелляционной жалобы и в письменном пояснении, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель ответчика против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Представители Департамента земельных ресурсов города Москвы, Префектуры Западного административного округа города Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке ч.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на земельном участке по адресу: ул. Звенигородская, вл. 16 расположен шестиэтажный жилой дом ТСЖ "Легенда". Земельный участок вокруг дома площадью 1, 27 га по периметру огорожен металлическим забором на бетонном основании, возведено одноэтажное строение площадью 16 кв.м., используемое под пост охраны.
По результатам обследования земельного участка истцом было установлено, что земельно-правовые отношения на земельный участок не оформлены, разрешительная документация на возведение поста охраны не представлена.
По мнению истца, возведение забора, установление одноэтажного строения - поста охраны ограничивает доступ населения на земельный участок, относящийся к землям общего пользования особо охраняемых природных территорий.
ТСЖ "Легенда" было предложено демонтировать забор и пост охраны в добровольном порядке.
Поскольку ответчик демонтаж забора и поста охраны не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного пояснения, отзыва, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
В соответствии с ч.8 ст. 2 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы, что согласуется с нормами вышеуказанного федерального закона.
В соответствии со ст. ст. 8, 10 названного Закона г. Москвы N 48 планирование системы развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий определяет перечень существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации. Состав схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и порядок ее согласования определяются Правительством Москвы. На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы принимает решения о размещении, эксплуатации и реконструкции объектов в соответствующих функциональных зонах.
В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям образования и использования особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса города Москвы, регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
На особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют: функциональное назначение территории; требования и ограничения в части благоустройства территории; требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства.
Как установлено судом первой инстанции для строительства жилого дома был выделен земельный участок площадью 12000 кв.м., о чем свидетельствует представленный в материалы дела договор аренды от 16.02.99 N М-07-700025.
Решение о строительстве принято Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 27. Дом принят в эксплуатацию, что подтверждается Актом приемочной комиссии N 8957 от 23.03.2001; распоряжение Префекта ЗАО от 27.03.2001 N 556-РЗП распоряжением Префекта ЗАО от 14.12.2001 N 2863-РЗП.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что на основании утвержденной исходно-разрешительной документации предусматривалась установка ограждения по периметру отведенного участка и строительство КПП. Указанная документация была согласована и утверждена органами исполнительной власти г.Москвы.
В соответствии со ст. 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Порядок бесплатного перехода в собственность такого земельного участка урегулирован статьей 16 Федерального закона от 29.12.04 "О введении в действие жилищного Кодекса РФ".
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Вместе с тем, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Плен ума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав ".)
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что использование спорного земельного участка является законным, независимо от оформления права на него.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец не представил суду доказательств того, что использование участка осуществляется за пределами установленных нормами жилищного и земельного законодательства правомочий собственников помещений в многоквартирном доме, а также несоответствия размещенных на участке объектов требованиям экологической безопасности, того, что забор ограничивает территорию, превышающую площадь, в пределах которой участок должен быть сформирован как необходимый для эксплуатации жилого дома и объектов благоустройства, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в иске.
При таких обстоятельствах принятое по данному делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2011 по делу N А40-1595/11-150-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1595/2011
Истец: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Ответчик: ТСЖ "Легенда"
Третье лицо: Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу города Москвы", ГПБУ города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу г. Москвы", Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Префектура ЗАО города Москвы, Префектура Западного административного округа г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2049/12
20.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36739/12
11.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-1595/11
11.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2049/12
15.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32311/11