г. Москва |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А40-71977/11-94-600 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.
судей: |
Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ОАО "Комбинат Южуралникель"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2011
по делу N А40-71977/11-94-600, судьи Ерохина А.П.,
по заявлению ОАО "Комбинат Южуралникель"
(ОГРН 1025601931410, 462424, Оренбургская обл., г. Орск, ул. Призаводская, дом 1)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ
ОАО "Комбинат Южуралникель" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее -Росимущество), выраженные в письме от 17.03.2011N ПП-10/7059, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, выраженные в письме от 25.03.2011 N ЮП-56/15-2126 по отказу в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка и по возврату на доработку представленных документов на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером 56:43:0215006:1, площадью 1770_15 кв.м., местоположение которого: Оренбургская область, г. Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:43:0215006, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к водозабору; об обязании Росимущества принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:43:0215006:1, площадью 1770_15 кв.м., местоположение которого: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:43:0215006, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к водозабору в собственность ОАО "Комбинат "Южуралникель" в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка и направить его в адрес ОАО "Комбинат Южуралникель" для заключения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2011 заявление ОАО "Комбинат Южуралникель" удовлетворено, признаны незаконными действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), выраженные в письме от 17.03.2011 N 1111-10/7059, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, выраженные в письме от 17.03.2011 N ЮП-56/15-2126 по возврату на доработку представленных документов на приобретение прав на земельный участок с кадастровым номером 56:43:0215006:1, площадью 1770_15 кв.м.; на Росимущество и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области судом возложена обязанность принять документы ОАО "Комбинат Южуралникель" на право приобретения прав на земельный участок с кадастровым номером 56:43:0215006:1 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить решение в части возложения на Росимущество и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обязанности принять документы ОАО "Комбинат Южуралникель" на право приобретения прав на земельный участок с кадастровым номером 56:43:0215006:1 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу и принять по делу новый судебный акт, в котором обязать Росимущество принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:43:0215006:1, площадью 1770_15 кв.м., местоположение которого: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:43:0215006, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к водозабору в собственность ОАО "Комбинат "Южуралникель" в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка и направить его в адрес ОАО "Комбинат Южуралникель" для заключения. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и ответчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником сооружения "Автодорога на р.Урал" (далее по тексту - Сооружение), которое принадлежит на основании плана приватизации комбината "Южуралникель", утвержденного решением Комитета по управлению госимуществом по Оренбургской области N 36 от 30.10.1992 (стр. 130 приложения N 1 к плану приватизации, инв. N 5322).
Сооружение расположено на земельном участке, являющимся собственностью Российской Федерации (далее - Земельный участок), площадью 1770_15 кв.м, с кадастровым N 56:43:0215006:1, местоположение которого: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:43:0215004, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к водозабору.
Указанный Земельный участок передан Заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании распоряжения N 1122-р от 27.07.1993 "О предоставлении комбинату "Южуралникель" в бессрочное пользование земельных участков, фактически занятых промобъектами комбината" (п.2.20. Автодороги), что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 221-ПГ выданного 29 июля 1993 г.
23.11.2010 заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Оренбургской области (далее Территориальное управление) с заявлением N ЮУНК/3599/22 о приватизации Земельного участка.
Территориальное управление для принятия решения о приватизации Земельных участков письмом направило пакет документов в Росимущество.
Письмом Территориального управления от N ЮП-56/15-2126 от 25.03.2011 со ссылкой на письмо Росимущества N ПП-10/7059 от 17.03.2011 заявление и приложенные к нему документы вернуло заявителю, указав, что предоставление Земельного участка не возможно, так как из представленного чертежа границ земельного участка, выполненного Орским межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", следует, что указанный Земельный участок расположен в непосредственной близости от реки "Урал" и ссылаясь на пп. 14 п.5 ст. 27 ЗК РФ указало, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Дополнительно в Письме указано, что необходимо представить документы, подтверждающие нахождение испрашиваемого земельного участка за пределами береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также за пределами первого и второго поясов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Не согласившись с действиями (Росимущества), выраженными в письме от 17.03.2011 N 1111-10/7059, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, выраженные в письме от 17.03.2011 N ЮП-56/15-2126 по возврату на доработку представленных документов на приобретение прав на земельный участок с кадастровым номером 56:43:0215006:1, площадью 1770_15 кв.м., полагая их незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизации земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 N 370.
Как следует из материалов дела, к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок заявитель приложил все необходимые документы в соответствии с пунктом Перечнем документов, указанном в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Каких-либо замечаний к форме, содержанию или комплектности представленных документов ответчики не предъявили.
Из письма Территориального управления от N ЮП-56/15-2126 от 25.03.2011 со ссылкой на письмо Росимущества N ПП-10/7059 от 17.03.2011 следует, что предоставление Земельного участка не возможно, так как из представленного чертежа границ земельного участка, выполненного Орским межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", следует, что указанный Земельный участок расположен в непосредственной близости от реки "Урал".
Данные основания для отказа правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и во втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 20.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".
Необходимым условием отнесения территории к водоохранной зоне, является установление точных границ санитарной охранной зоны.
Вместе с тем, как верно указано в решении суда первой инстанции, Росимуществом не представлено доказательств того, что спорный Земельный участок находится в водоохранной зоне. На чертеже границ земельного участка, выполненного Орским межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на который ссылается Росимущество в своем письме, не обозначены зоны санитарной охраны.
Таким образом, доказательства установления зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения - отсутствуют, что не позволяет отнести испрашиваемый Земельный участок к землям ограниченным в обороте.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (п.2 ч.4 ст.5 Водного кодекса РФ).
Согласно чертежу границ земельного участка, выполненного Орским межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" который представлен в масштабе 1:2000 (т.е. 1 см.=20 м.) видно, что расстояние от береговой линии до спорного Земельного участка составляет 120 метров, следовательно, спорный Земельный участок находится за пределами береговой полосы установленной ч.6 ст. 6 Водного кодекса.
Требование Росимущества о предоставлении документов подтверждающих нахождение испрашиваемого земельного участка за пределами береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также за пределами первого и второго поясов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 2 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем, а в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 установлен исчерпывающий Перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения, и в этом Перечне не предусмотрено предоставление запрашиваемых у заявителя документов.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Положения п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Согласно абз.6 п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Заявитель в качестве восстановления нарушенного права в апелляционной жалобе просит обязать Росимущество принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:43:0215006:1, площадью 1770_15 кв.м., местоположение которого: Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:43:0215006, с разрешенным использованием для эксплуатации автодороги к водозабору в собственность ОАО "Комбинат "Южуралникель" в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка и направить его в адрес ОАО "Комбинат Южуралникель" для заключения. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Вместе с тем, по настоящему делу оспаривается действия государственных органов по возврату заявителю документов, которые признаны судом незаконными.
Таким образом, у государственных органов отсутствуют документы, на основании которых необходимо принять решение и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Следовательно, судебная коллегия считает, что в рамках заявленных требований о признании незаконным именно действий ответчиков, в соответствии со ст. 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела правомерно возложил на Росимущество и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области принять документы ОАО "Комбинат Южуралникель" на право приобретения прав на земельный участок с кадастровым номером 56:43:0215006:1 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2011 по делу N А40-71977/11-94-600 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71977/2011
Истец: ОАО "Комбинат Южуралникель"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31471/11