Камеральная налоговая проверка
Налоговым кодексом предусмотрено два вида проверок налогоплательщиков налоговыми органами - камеральная и выездная проверка. Руководитель налогового органа принимает решение о выездной проверке, проводимой на территории налогоплательщика, уведомляя об этом последнего в письменном виде. Камеральная проверка является формой текущего контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет различного уровня и проводится без решения руководителя налоговой инспекции.
В данной статье рассмотрены особенности проведения камеральной налоговой проверки.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Основанием для ее проведения служат декларации и другие документы о деятельности организации, которые налогоплательщик представляет в инспекцию каждый отчетный период (ст. 88 НК РФ).
Налоговый инспектор проверяет документы за тот период, за который налогоплательщиком сдана декларация. С 01.01.2007 проверка может охватывать периоды более чем трехлетней давности, если налогоплательщик представил уточненную декларацию за соответствующий отчетный период, так как в новой редакции ст. 87 НК РФ ранее имевшееся ограничение на проверяемый период снято. Так, если учреждение в 2007 году сдало уточненную декларацию по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 года, то в ходе камеральной проверки налоговый инспектор проверяет представленные декларации за 2004 год.
Камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.
Срок проверки отсчитывается по дате подачи декларации, а не от крайнего срока ее представления.
Налоговая отчетность может быть представлена в налоговую инспекцию:
- лично налогоплательщиком или его представителем;
- в виде почтового отправления с описью вложения;
- передана по телекоммуникационным каналам связи.
Дата подачи декларации определяется в зависимости от способа представления в налоговый орган:
- если представлена налогоплательщиком непосредственно в налоговый орган, то датой подачи считается отметка в получении на копии декларации;
- если представлена в электронном виде, то дата квитанции о приеме в электронном виде;
- если отправлена по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения;
- в случае передачи по телекоммуникационным каналам связи - дата отправки.
С 01.01.2007 налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников на 1 января 2007 года превышает 250 человек, представляют налоговые декларации в налоговую инспекцию в электронном виде. С 01.01.2008 сдача налоговой отчетности в электронной форме станет обязательной для налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников на 01.01.2008 более 100 человек (ст. 80 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования").
Истребование документов
Порядок истребования документов налоговой инспекцией содержится в ст. 93 НК РФ, согласно которой при проведении налоговой проверки налоговый инспектор может потребовать необходимые для проверки документы. Проверяемому налогоплательщику должно быть вручено письменное требование об их представлении. Документы представляются в виде заверенных копий. Копии заверяются подписью руководителя проверяемой организации и ее печатью. Но в случае необходимости налоговая инспекция вправе ознакомиться с подлинниками документов. Копии истребованных документов должны быть предъявлены в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Если по объективным причинам нет возможности представить документы в указанный срок, то налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц об этом с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть предъявлены. Также налогоплательщик должен сообщить сроки, в течение которых они будут представлены.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, кроме затребованных документов, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации. Инспектор обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При проведении камеральных проверок налоговые органы также вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы.
Оформление результатов проверки
С 01.01.2007 у налоговой инспекции появилась возможность налагать штрафы не только по результатам выездных, но и камеральных налоговых проверок (п. 5 ст. 88 НК РФ). Поэтому если после рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов или при их отсутствии проводивший проверку налоговый инспектор установит факт совершения налогового правонарушения, то инспектор обязан составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. По правилам этой статьи акт должен быть составлен в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Пример.
Налогоплательщик 25 апреля 2007 г. сдал налоговую декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2007 г.
Камеральная проверка должна быть завершена до 25 июля 2007 года. В ходе проверки налоговый инспектор обнаружил состав правонарушения, проверка закончилась 25 июля 2007 года, в этом случае он составляет акт проверки до 8 августа 2007 года.
Акт налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку. Если налогоплательщик или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, то этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации. В этом случае датой вручения акта налоговой проверки считается шестой день с даты отправки заказного письма.
В течение 15 рабочих дней со дня получения акта налогоплательщик вправе представить в налоговую инспекцию письменные возражения по акту. При этом он может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Форма акта камеральной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки".
Акт N_______
камеральной налоговой проверки
_________________________________________________________________________
(полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП
или полное и сокращенное наименования организации и филиала
(представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН)
__________________________ ___________________
(место составления) (дата)
Мною, ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. сотрудника налогового органа с указанием
наименования налогового органа, который он представляет)
Проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной либо
уточненной (корректирующей) налоговой декларации (расчета) по ___________
________________________________________________________________________,
(наименование налога (сбора))
_________________________________________________________________________
(полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП
или полное и сокращенное наименования организации и филиала
(представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН)
представленной_______________в___________________________________________
(дата) (наименование налогового органа)
за период__________________, регистрационный номер налоговой декларации
(расчета)_____________________ и других документов.
Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.
1. Общие положения
1.1. Проверка начата_________________, окончена____________________.
(дата) (дата)
1.2. Место нахождения организации (филиала, представительства), или
место жительства физического лица)_______________________________________
__________________________.
1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе
налоговой декларации (расчета) и следующих документов
_________________________________________________________________________
(указываются виды проверенных документов и при необходимости перечень
конкретных документов)
1.4. В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие
мероприятия налогового контроля__________________________________________
_________________________________________________________________________
(указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при
осуществлении налоговой проверки)
2. Настоящей проверкой установлено следующее:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(приводятся документально подтвержденные факты нарушений законодательства
о налогах и сборах или указание на отсутствие таких фактов)
3. Выводы и предложения проверяющего по устранению выявленных
нарушений
3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:
3.1.1. Неуплата (неполная уплата, не перечисление в бюджет) ________
_________________________________________________________________________
(наименование налога (сбора))
за______________________________в сумме___________руб.;
(налоговый (отчетный) период)
3.1.2. Завышение убытков, исчисленных налогоплательщиком:
- по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль
за______________________________в сумме___________руб.;
(налоговый (отчетный) период)
- при применении специального налогового режима
_________________________________________________________________________
(указать применяемый специальный налоговый режим)
за______________________________в сумме___________руб.;
(налоговый (отчетный) период)
3.1.3. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к
возмещению из бюджета,
за________________________в сумме___________руб.;
(налоговый период)
3.1.4. Исчисление в завышенном размере суммы налога (сбора):
_____________________________за__________________-_____________руб.;
(наименование налога (сбора)) (налоговый (отчетный) период)
3.1.5.______________________________________________________________
(приводятся сведения о других установленных проверкой фактах
нарушения законодательства о налогах и сборах и иных имеющих
значение обстоятельствах)
3.2. По результатам проверки предлагается:
3.2.1. Взыскать с
_________________________________________________________________________
(сокращенное наименование организации,
_________________________________________________________________________
или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или Ф.И.О. физического лица)
а) суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) (не перечисленных
(не полностью перечисленных) налогов (сборов) в размере_____________руб.,
в том числе:
____________________________за___________________-_____________руб.;
(наименование налога (сбора)) (налоговый период)
____________________________за___________________-_____________руб.
(наименование налога (сбора)) (налоговый период)
б) пени, за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное
перечисление или неперечисление) налогов (сборов).
3.2.2. Уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком:
- по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль
за______________________________в сумме___________руб.;
(налоговый (отчетный) период)
- при применении специального налогового режима
_________________________________________________________________________
(указать применяемый специальный налоговый режим)
за______________________________в сумме___________руб.;
(налоговый (отчетный) период)
3.2.3. Уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных
размерах налог на добавленную стоимость
за______________________________в сумме___________руб.;
(налоговый период)
3.2.4. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и
налогового учета.
3.2.5.______________________________________________________________
(приводятся другие предложения проверяющих по устранению
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах)
3.2.6. Привлечь_____________________________________________________
(сокращенное наименование организации,
_________________________________________________________________________
или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или Ф.И.О. физического лица)
к налоговой ответственности, предусмотренной:
а) пунктом______________статьи______________Налогового кодекса Российской
Федерации за____________________________________________________________;
(указывается состав налогового правонарушения)
б)______________________________________________________________________
Приложения: на_______листах.
В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте
камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями
проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения
настоящего акта в _______________________________________________________
(наименование налогового органа)
письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным
положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в
согласованный срок передать документы (их заверенные копии),
подтверждающие обоснованность своих возражений.
Подпись лица, проводившего Подпись руководителя организации
проверку (физического лица)
(их представителя)
_____________________________ ____________________________________
(должность) (наименование организации)
__________ ________________ ______________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
Экземпляр акта с___________________________приложениями на____листах
(количество приложений)
получил:_________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя организации или Ф.И.О.
физического лица (Ф.И.О. их представителя)
_______________ _________________
(дата) (подпись)
Рассмотрение дела о налоговом правонарушении: наложение санкций,
взыскание недоимки, пеней и штрафа
После составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки начинается следующий этап налогового контроля - рассмотрение дела о налоговом правонарушении и вынесение решения о наложении штрафа.
Дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.
В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Для обеспечения взыскания недоимки, пеней и санкций налоговый орган может принять следующие меры:
1) наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Данный запрет налагается последовательно в отношении:
- недвижимого имущества;
- транспортных средств, ценных бумаг;
- иного имущества;
2) приостановить операции по счетам в банке.
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности, копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные ст. 69, 101.3 НК РФ. В соответствии с п. 2, 8 ст. 45 НК РФ все налоговые санкции в полном объеме взимаются по решению налогового органа, а в судебном порядке взыскиваются только штрафы.
Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган произвести взыскание сумм налогов в бесспорном порядке с лицевого счета бюджетного учреждения, открытого в органе Федерального казначейства? Попробуем ответить на него.
Согласно ст. 298 ГК РФ, п. 6 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение при использовании бюджетных средств руководствуется утвержденной сметой доходов (расходов) и может самостоятельно расходовать только те средства, которые получены за счет внебюджетных источников. Бюджетные средства используются бюджетными учреждениями только через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством или иным уполномоченным органом субъектов РФ или муниципальных образований (п. 7 ст. 161 БК РФ). Также Бюджетным кодексом установлен иммунитет бюджетов - это особый правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта (ст. 239 БК РФ). При этом суммы, причитающиеся взыскателю по этому акту, должны быть предусмотрены сметой учреждения, а если ассигнований, выделенных должнику на эти цели, не хватит для погашения долга, то в сводную бюджетную роспись должны быть внесены соответствующие изменения (п. 5 ст. 242.2 БК РФ). Кроме того, Минфин своими письмами*(1) разъяснил бюджетным учреждениям, что с бюджетных счетов налоговики не могут взыскивать во внесудебном порядке ни налоги, ни пени, ни штрафы.
Прежде чем подавать на бюджетные учреждения в суд, налоговые органы должны попытаться взыскать недоимку, пени и штрафы в досудебном порядке. То есть они должны предложить учреждению добровольно уплатить недоимку, пени или штраф (п. 2 ст. 213, пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 214 АПК РФ*(2), п. 1 ст. 45 НК РФ). Для этого налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (пеней или штрафа) в добровольном порядке (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган не вправе производить взыскание сумм налогов в бесспорном порядке с лицевого счета бюджетного учреждения, открытого в органе Федерального казначейства.
О. Фурагина,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) от 01.08.2006 N 03-02-07/1-207, от 08.11.2006 N 03-06-01-04/200.
*(2) Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.04.2002 N 95-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"