Наркотические, психотропные препараты и ядовитые вещества:
документальный и бухгалтерский учет в аптеках
Деятельность лечебно-профилактических учреждений и производственных аптек связана с использованием различных лекарственных препаратов. Перечень медикаментов довольно обширный, а их получение, хранение и использование делает учет трудоемким. Наибольшее внимание уделяется учету наркотических, психотропных препаратов и ядовитых веществ. В данной статье рассмотрены основные особенности их учета в аптеках.
Группы лекарственных препаратов
В настоящее время все лекарственные средства (ЛС) классифицируются по токсикологическим группам:
I - наркотические ЛС и психотропные вещества (Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ" (далее - Постановление N 681));
II - ЛС, входящие в список сильнодействующих веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН)*(1);
III - ЛС, входящие в список ядовитых веществ ПККН;
IV - ЛС списка "А", в том числе в виде субстанции апоморфина гидрохлорида, атропина сульфата, дикаина, гоматропина гидробромида, серебра нитрата;
V - ЛС списка "Б", в том числе в виде субстанций пахикарпина гидроиодида*(2);
VI - ЛС общего (без рецептурного списка) списка*(3).
Порядок выписки, отпуска, хранения и учета каждой из этих групп имеет свои особенности.
Основные требования к оборудованию аптек, работающих с
наркотическими средствами, психотропными и ядовитыми веществами
Условно их можно разделить на две группы: требования к оборудованию помещений и требования к хранению ядов и наркотиков. Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с п. 2.8 Отраслевого стандарта*(4) аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, которые в соответствии с требованиями стандартов призваны обеспечивать сохранение качества и безопасность лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
Помещения аптеки должны быть расположены в одном здании и объединены в отдельный функциональный блок (п. 3.1 Отраслевого стандарта). При этом в них должна быть установлена охранная сигнализация, подключенная на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением, или же здание должно круглосуточно охранять предприятие, имеющее лицензию на охранную деятельность. Кроме того, помещение должно быть оборудовано светозвуковой и противопожарной сигнализацией.
Помещения аптек для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ должны быть оборудованы многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения. При этом дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения перечисленных средств, рабочие места персонала, осуществляющего операции с данными средствами (п. 3.11 Отраслевого стандарта).
Правилами безопасности предусмотрено условие о том, чтобы входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ была металлической или деревянной, но обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец или внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм. Обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри - решетчатая металлическая дверь (п. 3.12 Отраслевого стандарта). Окна помещений должны быть оборудованы внутренней решеткой (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 х 150 мм (п. 3.13 Отраслевого стандарта).
Хранение наркотических средств и психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ должно осуществляться в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств" (далее - Приказ N 330). В соответствии с Приложением N 4 к Приказу N 330 основной запас наркотических средств и психотропных веществ должен храниться в сейфах, на внутренних дверцах которых должны быть размещены списки высших разовых и суточных доз. Наркотические средства и психотропные вещества, выданные из основного места хранения для текущей работы (ассистентской, рецептурному отделу), в течение рабочего дня хранятся в сейфах этих помещений.
В рабочее время ключ от сейфа с наркотическими средствами и психотропными веществами, находящегося в ассистентской комнате, рецептурном отделе, должен быть у провизора-технолога. Сейфы по окончании рабочего дня опечатываются или пломбируются, а ключи от них, печать и пломбир должны находиться у материально ответственного лица, уполномоченного на то приказом по аптеке.
Доступ в помещения, где хранятся наркотические средства, психотропные, ядовитые и сильнодействующие вещества, ограничен. Вход разрешается лишь лицам, непосредственно работающим с ядами и наркотиками и оформляется в УВД и приказом по аптеке либо лечебно-профилактическому учреждению.
Особенности учета наркотических, психотропных, сильнодействующих и
ядовитых веществ медицинским персоналом аптеки
В соответствии с Приложением N 4 к Приказу N 330 наркотические средства и психотропные вещества подлежат предметно-количественному учету в специальном Журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Журнал регистрации), пронумерованном, сброшюрованном и заверенном подписью руководителя аптеки и скрепленном печатью аптеки. Его форма утверждается руководителем аптеки и должна соответствовать Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ*(5), утвержденным в установленном порядке.
Запас наркотических средств и психотропных веществ в аптеках независимо от организационно-правовой и формы собственности, а также ведомственной подчиненности не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, запас этих средств устанавливается органами управления фармацевтическими (аптечными) организациями в субъектах РФ.
В ассистентской комнате аптек запасы наркотических средств и психотропных веществ не должны превышать пятидневной потребности.
Не реже одного раза в месяц уполномоченное лицо, на которое возложен контроль за ведением и хранением Журнала регистрации, проверяет записи в нем, сверяет фактическое наличие наркотических средств и психотропных веществ с их книжными остатками, о чем на следующей строке после последней на момент проверки записи в Журнале регистрации делает отметку с указанием даты проверки и заверяет ее своей подписью.
При инвентаризации товарно-материальных ценностей аптеки (отдела аптеки) устанавливаются фактические остатки наркотических средств и психотропных веществ, в связи с этим составляется отдельная инвентаризационная опись. В случае выявления отклонений при снятии фактических остатков от книжных руководитель аптеки обязан немедленно письменно поставить об этом в известность орган управления здравоохранением или фармацевтической деятельностью субъекта РФ, который в 3-5-дневный срок должен провести служебное расследование.
Использованные рецептурные бланки на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, должны храниться в сейфе в подшитом, опечатанном, прошнурованном по месяцам и годам виде в течение пяти лет.
Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества с истекшим сроком годности (бой, брак, сданные родственниками умерших больных) подлежат списанию согласно Положению о списании наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными, и уничтожению в установленном порядке (Приложение N 6 к Приказу N 330). До уничтожения указанные наркотические средства и психотропные вещества подлежат хранению на отдельной полке или в отдельном отделении сейфа.
Отпуск наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых
веществ из аптеки
В соответствии с Приложением N 5 к Приказу N 330 лечебно-профилактические учреждения, не имеющие своих аптек, должны получать наркотические средства и психотропные вещества только в виде готовых лекарственных форм, изготовленных промышленным способом или аптекой. При оформлении доверенности на получение из аптеки наркотических лекарственных средств и психотропных веществ следует указывать наименование и количество наркотических средств и психотропных веществ. Срок действия доверенности - один месяц.
Лекарства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, получаемые из аптек, должны иметь на этикетке обозначения: "Внутреннее", "Наружное", "Для инъекций", "Глазные капли" и так далее, название или номер аптеки, изготовившей лекарство, наименование отделения (кабинета), состав лекарства в соответствии с прописью, указанной в требовании лечебно-профилактического учреждения, дату изготовления, номер анализа, срок годности и подписи лиц, изготовивших, проверивших и отпустивших лекарство из аптеки.
На этикетках лекарств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, должен быть поставлен черной тушью штамп "Яд".
Порядок оформления требований аптечному учреждению о получении
лекарственных средств лечебно-профилактическими учреждениями
Разделом III Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Минздрава от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (далее - Приказ N 110), определен порядок оформления требований-накладных для аптечной организации на получение лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений. Для обеспечения лечебно-диагностического процесса лечебно-профилактические учреждения получают лекарственные средства из аптечного учреждения (организации) по требованиям-накладным, утвержденным в установленном порядке.
Обратите внимание: до февраля 2006 года бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму накладной (требования) N 434 (Приказ Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 "Об утверждении "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР" и Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях"). В настоящее время при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (согласно п. 58 Инструкции N 25н - Требование-накладная ф. 0315006), и типовой межотраслевой формой Требования-накладной N М-11, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Требование-накладная на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должно иметь штамп, круглую печать лечебно-профилактического учреждения, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части. В ней указывается номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственного средства, его наименование (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.), вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.), количество затребованных лекарственных средств, количество и стоимость отпущенных лекарственных средств.
Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке.
Требования-накладные на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются на отдельных бланках требований-накладных для каждой группы препаратов.
Лечебно-профилактические учреждения при составлении заявок на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III должны руководствоваться расчетными нормативами, утвержденными в установленном порядке.
Требования-накладные на ядовитые лекарственные средства, кроме подписи стоматолога или зубного врача, должны иметь подпись руководителя учреждения (отделения) или его заместителя и круглую печать лечебно-профилактического учреждения.
Приложениями N 3 и 4 к инструкции определены единые формы актов об уничтожении требований-накладных для получения наркотических средств и психотропных веществ, а также для получения иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по истечении сроков их хранения. При уничтожении требований-накладных на остальные лекарственные средства в соответствии с рекомендациями Письма Минздрава РФ от 24.05.2007 N 4185-ВС предлагается использовать форму акта в соответствии с Приложением 4 к инструкции.
Приказом N 110 определены новые сроки хранения требований-накладных в аптечной организации:
- на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, - 10 лет;
- на иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету (Приложение N 1 к Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785), - 3 года;
- на остальные лекарственные средства - 1 год.
В соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644, в случае реорганизации или ликвидации юридического лица документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в том числе рецепты и требования-накладные), сдаются на хранение:
- при реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
- при ликвидации - в государственный архив в соответствии с законодательством РФ.
Полагаем, что можно руководствоваться данным принципом для передачи подлежащих дальнейшему хранению рецептов и требований-накладных на иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.
Особенности бухгалтерского учета продажи и отпуска наркотических,
психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ
Учет лекарственных препаратов в бюджетных аптеках ведется в соответствии с Инструкцией N 25н*(6). Все медикаменты, предназначенные для отпуска через аптеку, учитываются на счете 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства".
Оприходование и отпуск лекарств через аптеку ведется в рамках раздельного учета за счет с использованием различных кодов видов деятельности:
- оприходование лекарств, которые будут использованы в бюджетной деятельности (при оказании медицинских услуг, финансируемых за счет бюджетных средств), будет отражаться по дебету счета 1 105 01 340;
- оприходование лекарств, которые должны быть проданы через аптеку, - по дебету счета 2 105 01 340.
Одной из особенностей учета лекарственных препаратов в аптеках является то, что при формировании их стоимости признаются также суммы расходов аптеки, понесенные ею за доведение указанных лекарственных препаратов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка). Поскольку лечебно-профилактические учреждения должны получать наркотические средства и психотропные вещества только в виде готовых лекарственных форм, изготовленных промышленным способом, при формировании их стоимости аптекой могут быть учтены только расходы на их фасовку, если их применение вызвано такой необходимостью. Определение их стоимости осуществляется на основании счета 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)", в дебет которого относятся расходы по стоимости лекарственного сырья, заработная плата фармацевтических работников, суммы ЕСН.
Учет лекарственных препаратов в бюджетных аптеках ведется по фактическим ценам в соответствии с п. 49 и 55 Инструкции N 25н.
Обратите внимание: специфика лекарственных препаратов в связи тем, что они относятся к разным токсикологическим группам, обуславливает их учет по фактической стоимости каждой единицы.
Операции по перемещению лекарственных средств между лечебно-профилактическим учреждением и подведомственной ему производственной аптекой отражаются следующим образом:
Дебет счета 105 01 340 "Медикаменты и перевязочные средства"
Кредит счета 105 01 340 "Медикаменты и перевязочные средства"
Для обеспечения наркотическими средствами и психотропными веществами больные прикрепляются к конкретному лечебно-профилактическому и аптечному учреждению (организации) по месту жительства в порядке, определяемом органом управления здравоохранением субъекта РФ.
Таким образом, бухгалтерские записи по отражению операций по отпуску лекарственных препаратов за плату через аптеки бюджетных медицинских учреждений, по мнению автора, будут следующими:
- доход от реализации лекарственных средств и препаратов:
Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличе6ние дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции (работ, услуг)"
- списана фактическая стоимость наркотических, психотропных и ядовитых веществ:
Дебет счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счетов 2 105 01 440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств"
- внесение наличные денежные средства от покупателей лекарственных препаратов:
Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"
Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции (работ, услуг)"
Рассмотрим пример.
Пример.
В онкологическое отделение поступил больной на условиях платного лечения. В соответствии с назначением врача ему прописаны сильнодействующие препараты, подлежащие предметно-количественному учету. Стоимость лечения - 25 000 руб., в том числе стоимость лекарственных средств - 5 000 руб. Аптекой, являющейся производственным подразделением лечебного учреждения, произведены расходы по приобретению данных препаратов в сумме 5 000 руб.
В учете данная операция отразится следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены лекарственные препараты аптекой от поставщика |
2 105 01 340 (аптека) |
2 302 22 730 | 5 000 |
Перечислены денежные средства за полученные лекарственные препараты |
2 302 22 830 | 2 201 01 610 | 5 000 |
Произведен отпуск лекарств лечебно-профилактичес- кому учреждению |
2 105 01 340 (больница) |
2 105 01 340 (аптека) |
5 000 |
Оказаны платные услуги по лечению больному | 2 205 03 560 | 2 401 01 130 | 25 000 |
Внесены денежные средства больным в кассу | 2 201 04 510 | 2 205 03 660 | 25 000 |
Списана стоимость лекарственных препаратов, ис- пользованных при лечении |
2 401 01 130 | 2 105 01 440 (больница) |
5 000 |
С. Валова,
зам. главного редактора журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 28.04.1993 N 2 для того чтобы определить, какие вещества должны быть отнесены к группам наркотических, сильнодействующих и ядовитых ЛС, следует пользоваться списками ПККН.
*(2) Лекарственные средства списков "А" и "Б" не имеют альтернативного названия "сильнодействующие и ядовитые вещества". Они не входят в Список сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН и утверждены Приказом Минздрава РФ от 31.12.1999 N 472 "О перечне лекарственных средств списков "А" и "Б".
*(3) Перечень лекарств безрецептурного отпуска определен Приказом Минздрава РФ от 13.09.2005 N 578.
*(4) Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утв. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.
*(5) Постановление Правительства РФ от 28.07.2000 N 577 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью".
*(6) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"