Размещение государственного (муниципального) заказа по
новым правилам
Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 53-ФЗ) были внесены изменения в нормативные акты, регламентирующие размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Поправки призваны устранить недостатки и противоречия в указанных документах. В статье рассказано, как после внесения изменений заключаются договоры на выполнение государственных (муниципальных) заказов.
Прежде чем освещать изменения в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), ответим на вопрос, который достаточно часто задается: следует ли руководствоваться Указом Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд" (далее - Указ N 305) при проведении государственных муниципальных закупок? Обратимся к п. 7 указа, в котором говорится, что утвержденное им Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд вступает в силу 01.05.1997 и действует до вступления в силу федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Таким образом, в данном случае следует руководствоваться Законом N 94-ФЗ, а Указ N 305 утратил свою силу еще в 2005 году.
Общие положения
Поправками, внесенными в п. 1 ст. 1 Закона N 53-ФЗ, изменена сфера применения Закона N 94-ФЗ. Ранее закон применялся при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, когда такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, в настоящее время - 100 тыс. руб*(1). Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.
Теперь действие Закона N 94-ФЗ распространяется на заказы вне зависимости от суммы закупок и источников финансирования (бюджетных или внебюджетных), при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму до 100 тыс. руб. у единственного поставщика на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Таким образом, законодатель устранил используемую многими учреждениями "лазейку" в законе.
Кроме того, устранено противоречие норм БК РФ и Закона N 94-ФЗ, ставшее предметом рассмотрения в Президиуме ВАС РФ*(2). В настоящее время в законодательстве больше не содержится определение понятия "собственные нужды" учреждения, по которым закупки могут производиться на сумму до 200 тыс. руб. без проведения конкурсных процедур. Согласно новой редакции ст. 71 БК РФ, установленной Законом N 53-ФЗ, бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую в течение квартала установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, то есть 100 тыс. руб.
Устранив противоречия, законодатель изменил перечень субъектов, которые могут выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков. Однако без полумер не обошлось и в данном случае. Согласно новой редакции ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками могут быть государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными словами, если бюджетное учреждение находится в ведении не федеральных органов государственной власти, а органов субъектов РФ или местного самоуправления, то для осуществления закупок ему должны быть делегированы полномочия государственного или муниципального заказчика. В противном случае указанные учреждения, в соответствии со ст. 71 БК РФ, без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. в квартал.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 и п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ установленная начальная цена контракта должна быть максимальной. Следовательно, контракт не может заключаться на сумму, превышающую начальную (максимальную) цену. При этом основанием для отказа в допуске к участию в размещении заказа является превышение в заявке на участие начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам размещения заказа заказчик заключает государственный или муниципальный контракт с победителем размещения заказа, за исключением случаев:
ликвидации участников размещения заказа - юридических лиц или проведения в отношении участников размещения заказа - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей процедуры банкротства;
приостановления деятельности участников размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
предоставления участниками размещения заказа заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных п. 3 ст. 25 или п. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ;
нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный и муниципальный контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
На основании новой редакции п. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта не допускается изменение его существенных по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Напомним, что ранее запрещалось изменение любых условий контрактов.
Исключение составляют случаи, перечисленные в п. 6-6.3 и 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Так, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта, заключенного по итогам конкурса, вправе изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ или услуг и, соответственно, первоначальную цену контракта не более чем на 10%. В случае заключения государственного или муниципального контракта по итогам аукциона изменяться может только количество товаров. Изменение объемов работ, услуг при размещении заказа путем проведения аукциона не допускается.
В зависимости от предмета государственного или муниципального контракта срок его выполнения и цена могут быть различными. Законом N 53-ФЗ предусмотрено изменение цены контракта, если он заключен на срок более трех лет и цена его составляет 10 млрд. руб. и более. Если выполнение данного контракта невозможно без изменения его цены вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. В аналогичных случаях цена контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ, составляющая 1 млрд. руб. и более, или муниципального контракта в 500 млн. руб. и более может быть изменена соответственно законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления.
Согласно пп. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа при уклонении победителя торгов или запроса котировок от заключения контракта с согласия этого участника. Причем если до расторжения государственного или муниципального контракта с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по нему, то при заключении нового государственного или муниципального контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
В контракт должно быть включено обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (работ, услуг).
При размещении государственного или муниципального заказа путем проведения торгов предмет заказа (поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) может разбиваться на лоты, и участник конкурса может подать заявку на участие в конкурсе в отношении определенного лота. По каждому лоту заключается отдельный государственный (муниципальный) контракт (п. 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
В новой редакции Закона N 94-ФЗ введено требование о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, установлены Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2007 N 609-Р, к ним, в частности, относятся:
пищевые продукты и напитки;
фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные средства;
мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препараты, парфюмерная продукция и косметические средства;
канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
канцелярские принадлежности;
изделия хозяйственно-бытового назначения и другие.
Кроме того, с 1 января 2008 года размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд может осуществляться исключительно путем проведения аукциона. При этом в случае размещения такого заказа начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения данных работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
Как и ранее, заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер такого обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Если заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участие в закрытом конкурсе.
Обратите внимание: для получения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе заказчику необходимо открыть в территориальных органах Федерального казначейства РФ лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение. Порядок открытия таких лицевых счетов установлен Приказом Федерального казначейства от 07.09.2005 N 17н "Об утверждении Порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством РФ". В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются. В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 41 БК РФ они относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Способы размещения заказа остались неизменными - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Остановимся более подробно на открытом конкурсе и на запросе котировок цен.
Размещение заказа путем проведения открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса публикуется заказчиком в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которыми определено его начало. То есть процедура вскрытия конвертов должна проводиться минимум на 31-й день со дня размещения извещения на официальном сайте в сети Интернет.
Напомним, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.02.2006 N 229-р адрес официального сайта РФ в сети Интернет для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru. В случае проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, извещение должно быть опубликовано на официальном сайте муниципального образования и одновременно на официальном сайте субъекта РФ.
Законом N 53-ФЗ изменен перечень обязательных сведений, указываемых в извещении. Согласно новой редакции п. 4 ст. 21 Закона N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса должна быть отражена следующая информация:
форма торгов;
наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если они установлены заказчиком.
Необходимо отметить, что сведения, указываемые ранее в извещении о проведении конкурса и исключенные Законом N 53-ФЗ (источник финансирования заказа и форма, срок и порядок оплаты товара), должны быть отражены в конкурсной документации (п. 4 ст. 21 Закона N 94-ФЗ).
Кроме того, законом предусмотрена возможность внесения изменений (за исключением предмета контракта) и в извещение о проведении конкурса, и в конкурсную документацию, но не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок с продлением срока подачи заявок на 20 дней. При этом данный срок продлевается только после опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса и отсчитывается от более поздней даты данных событий.
Согласно новой редакции Закона N 94-ФЗ заказчику запрещено включать в конкурсную документацию, а также документацию об аукционе (в том числе, в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) следующие требования к участнику размещения заказа (п. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ):
к квалификации, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы;
к деловой репутации;
о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Исключением из данного правила является проведение конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг в области оценочной деятельности, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа (п. 5 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).
Как и ранее, конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам. В случае если заказчик, уполномоченный орган не имеют возможности установить четкие требования и показатели, конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В новой редакции Закона N 94-ФЗ участнику размещения заказа разрешено указывать на конверте с заявкой на участие в конкурсе наименование и адрес участника, подавшего заявку, причем заказчик не вправе отказать в приеме конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не отражены сведения об участнике, подавшем такой конверт. От участника размещения заказа запрещено требовать не только документы, но и сведения, не предусмотренные Законом N 94-ФЗ.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе представлена только одна заявка или не подано ни одной, конкурс признается несостоявшимся. Если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, по которым подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ заявки участников размещения заказа могут рассматриваться конкурсной комиссией в течение 20 дней. Ранее срок рассмотрения заявок не мог быть более 10 дней.
Законом N 53-ФЗ внесены изменения в критерии оценки заявок участников размещения заказа. Если согласно ранее действовавшей редакции закона заказчик мог выбрать любые из критериев, перечисленных в п. 4 и 5 ст. 28 Закона N 94-ФЗ (указав их в извещении), причем цена контракта в данный перечень могла и не входить, то на основании новой редакции Закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в обязательном порядке должны производится по цене контракта и иным критериям, если они указаны в извещении.
Если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, то лучшей признается заявка, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие же условия.
Протокол оценки и сопоставления заявок составляется в двух экземплярах и размещается заказчиком на официальном сайте в течение дня, следующего после дня его подписания. В случае проведения конкурса на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд протокол оценки и сопоставления заявок подлежит опубликованию в официальном печатном издании в течение 5 рабочих дней после дня его подписания. Обязанность опубликования протокола оценки заявок в официальном печатном издании при размещении заказа для федеральных нужд исключена.
В случае уклонения победителя, а затем и участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения государственного или муниципального контракта заказчик вправе принять решение о признании конкурса несостоявшимся. В данном случае он может заключить контракт с единственным поставщиком на основании пп. 11 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. При этом такой контракт, в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона N 94-ФЗ, должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации. Цена такого контракта не должна превышать цену контракта, указанную в заявке победителя конкурса, а не начальную цену государственного контракта, как было установлено ранее.
В случае принятия такого решения заказчику необходимо обратиться для согласования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем).
Размещение заказа путем проведения запроса котировок
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 94-ФЗ размещение заказа способом запроса котировок возможно в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб. либо аукцион признан несостоявшимся и начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта не более 500 тыс. руб.
Внесены изменения в требования, предъявляемые к извещению о запросе котировок. Согласно новой редакции Закона N 94-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ и к иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Кроме того, установлена обязанность заказчика прилагать проект государственного или муниципального контракта к извещению о запросе котировок цен (ст. 45 Закона N 94-ФЗ). Данное требование призвано устранить возможные недоразумения во взаимоотношениях между заказчиком и участником запроса котировок.
Извещение о проведении запроса котировок и проект государственного или муниципального контракта должны быть размещены на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до истечения срока представления котировочных заявок (при проведении запроса котировок на сумму от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб.), а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., - не менее чем за четыре рабочих дня до истечения указанного срока. Иными словами, по аналогии с открытым конкурсом рассмотрение котировочных заявок должно производиться минимум на восьмой или пятый рабочий день соответственно со дня размещения извещения на официальном сайте в сети Интернет.
Как и в случае размещения заказа путем проведения открытого конкурса, при проведении запроса котировок извещение об этом может содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (п. 4 ст. 45 Закона N 94-ФЗ).
Эквивалентность товаров должна определяться в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми на основании п. 4 ст. 43 Закона N 94-ФЗ, в том числе:
по качеству и безопасности товара;
по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
по размеру, упаковке, отгрузке товара.
Как и ранее, если после окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик обязан продлить срок подачи заявок на четыре рабочих дня, при этом извещение о продлении данного срока размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня его окончания. Кроме того, заказчик обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. В случае если после продления срока подачи котировочных заявок не подано ни одной дополнительной заявки, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, только если его котировочная заявка соответствует установленным в запросе котировок требованиям (например, цена контракта).
В случае если поданная заявка не соответствует установленным в запросе котировок требованиям, либо не была подана ни одна котировочная заявка, заказчик вправе провести повторное размещение заказа путем запроса котировок и изменить при этом условия исполнения контракта. Отсутствие котировочных заявок при повторном размещении заказа предоставляет заказчику возможность заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом. При этом цена заключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок (ст. 46 Закона N 94-ФЗ).
При рассмотрении и оценке котировочных заявок конкурсная комиссия обязана не рассматривать и отклонять котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в них цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок (ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. Необходимо отметить, что законодателем исключена обязанность заказчика публиковать протокол о рассмотрении котировочных заявок в официальном печатном издании.
Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 5 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания протокола.
Размещение заказа у единственного поставщика
Законом N 53-ФЗ дополнен перечень случаев, при которых заказчик вправе предложить заключение государственного или муниципального контракта только одному поставщику, исполнителю или подрядчику. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком, если (в данном перечне указаны случаи, которые актуальны для учреждений здравоохранения, в действительности этот перечень шире):
1) осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (ст. 55 Закона N 94-ФЗ);
2) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
3) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
4) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
5) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
6) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования);
7) представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе или котировочная заявка в соответствии с п. 12 ст. 25, п. 12 ст. 35, п. 6 ст. 46, п. 10 ст. 53 Закона N 94-ФЗ;
8) только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или аукционе, признан участником конкурса или аукциона на основании п. 5 ст. 27, п. 6 ст. 36 Закона N 94-ФЗ;
9) участвовал только один участник аукциона в соответствии с ч. 13 ст. 37 Закона N 94-ФЗ;
10) конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и государственный или муниципальный контракт не заключен согласно п. 1 ст. 31, п. 1 ст. Закона N 94-ФЗ;
11) при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с ч. 8 ст. 46 Закона N 94-ФЗ;
12) возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
13) осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ.
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Новый предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", которое вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
*(2) Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного Кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"