Страхование автомобиля
В прошлом номере мы рассказали об обязательном страховании автотранспортных средств, расчете страховой премии и порядке ее отражения в бухгалтерском и налоговом учете. В продолжение темы рассмотрим вопросы, связанные с получением страхового возмещения в результате ДТП, порядком его отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Порядок получения страхового возмещения
При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. В соответствии с п. 44 Правил N 263*(1) для его получения учреждение должно представить в страховую компанию в течение 15 рабочих дней после ДТП следующие документы:
- справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 25.09.2006 N 748 "О форме справки о дорожно-транспортном происшествии", которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО;
- извещение о дорожно-транспортном происшествии (если его заполнял потерпевший).
Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, полученные в органах милиции, представляют потерпевшие в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет страховщику и другие документы, которые приведены в п. 51, 53-56 и (или) 61 Правил N 263.
Оценка причиненного транспортному средству вреда осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (далее - Правила N 238). Экспертиза проводится в отношении транспортного средства страхователя (потерпевшего), признаваемого таковым в соответствии с Законом N 40-ФЗ*(2). Для экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Оплата их услуг, а также возмещение иных расходов на экспертизу производятся за счет средств страхователя. Впоследствии страховщик возмещает данные расходы согласно заключенному договору. По результатам экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение. На основании п. 19 Правил N 238 в нем должны быть указаны:
а) полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, ФИО, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы;
б) дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
в) основание для проведения экспертизы;
г) полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
д) полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
е) перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки;
ж) нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
з) сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;
и) описание проведенных исследований;
к) обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения;
л) выводы по каждому из поставленных вопросов.
Выводы экспертизы не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Заключение сшивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.
В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет средств ее инициатора, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином (п. 20-22 Правил N 238).
Размер страхового возмещения
Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. В соответствии с п. 55, 56 Правил N 263 страховая компания обязана компенсировать дополнительно понесенные расходы:
- лечение;
- дополнительное питание;
- приобретение лекарств;
- протезирование;
- посторонний уход;
- санаторно-курортное лечение;
- приобретение специальных транспортных средств;
- подготовку к другой профессии.
В рамках страховых выплат возмещается также ущерб, причиненный в результате потери кормильца, и расходы на погребение.
Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему реальную стоимость имущества, которая определяется в зависимости от его состояния. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.
Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере "восстановительных" расходов, то есть тех затрат, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся расходы на:
- материалы и запасные части, необходимые для проведения ремонтных работ;
- оплату работ по ремонту транспортного средства.
Если в результате ДТП повреждено не только транспортное средство, но и объекты недвижимости, находящиеся в месте аварии, то возмещению подлежат и расходы по восстановлению данного имущества. Кроме этого, страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до проведения независимой экспертизы.
Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона N 40-ФЗ). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью пострадавших, приходится при наличии нескольких потерпевших 240 000 руб., одного потерпевшего - не более 160 000 руб.; имуществу нескольких потерпевших - 160 000 руб., одного потерпевшего - не более 120 000 руб. Указанные страховые суммы выплачиваются в каждом страховом случае. Это значит, что если в течение нескольких часов автомобиль попал в несколько аварий, то по каждой из них максимальная страховая сумма составит 400 000 руб.
Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производства по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страхового возмещения.
Бухгалтерский учет сумм страхового возмещения
Ранее Минфин в Письме N 03-01-01/08-85*(3) разъяснил, что страховые выплаты, которые поступают федеральным бюджетным учреждениям от страховых компаний в качестве возмещения ущерба в результате наступления страхового случая, подлежат зачислению на счета органов федерального казначейства с отражением на лицевом счете учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности. Указанные средства на основании разрешений на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, могли быть использованы в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам на оплату ремонта пострадавшего в аварии транспортного средства или на приобретение нового, если по заключению независимой экспертизы, проводимой для выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков, поврежденное в результате ДТП транспортное средство не подлежит ремонту.
Учет сумм страхового возмещения при страховании автотранспорта за
счет средств федерального бюджета
В 2007 году в связи с принятием Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" изменился порядок использования сумм страхового возмещения. В соответствии с Приложением N 2 к данному закону доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в федеральный бюджет в размере 100%. Они отражаются по коду 1 16 23010 01 0000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета". Данный вид доходов закреплен за всеми администраторами РФ*(4), которыми выступают главные распорядители средств федерального бюджета.
Следует отметить, что такой порядок нужно применять в отношении всех транспортных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Условия возмещения сумм материального ущерба должны быть закреплены в договоре страхования гражданской ответственности, который заключается между бюджетным учреждением и страховой компанией. Возможен вариант, когда сумма страхового возмещения поступает сразу в федеральный бюджет, минуя лицевой счет бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств), тогда в бухгалтерском учете она будет отражаться только у главного распорядителя (администратора бюджетных средств).
Обратите внимание: в Законе N 238-ФЗ не определен порядок возврата сумм страхового возмещения после их перечисления в федеральный бюджет, полагаем, что суммы на ремонт или приобретение автотранспорта, пострадавшего в ходе аварии, будут доводиться до учреждения, но, по мнению автора, возможен вариант их возврата как источника дополнительного бюджетного финансирования на содержание учреждения и развитие его материально-технической базы.
Рассмотрим, как отражается поступление сумм страхового возмещения у получателей средств федерального бюджета при условии перечисления страховой компанией страхового возмещения на лицевой счет. Как и ранее, поступившие суммы страхового возмещения у получателя будут отражаться на лицевом счете учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности:
- начислена сумма страхового возмещения по ДТП, подлежащая перечислению в федеральный бюджет:
Дебет счета 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 2 303 05 730*(5) "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- поступила сумма страхового возмещения на лицевой счет учреждения от страховой компании:
Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит счета 2 205 10 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
- перечислена сумма страхового возмещения в доход федерального бюджета:
Дебет счета 2 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит счета 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств учреждения на банковские счета"
Порядок отражения операций по получению сумм страхового возмещения у администраторов средств федерального бюджета следующий:
- получена выписка из органов федерального казначейства о поступлении доходов в федеральный бюджет по коду дохода 000 1 16 23010 01 0000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, зачисляемые в федеральный бюджет":
Дебет счета 1 210 02 180 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам"
Кредит счета 1 205 10 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
- одновременно администратором начислен доход федерального бюджета:
Дебет счета 1 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 1 401 01 180 "Прочие доходы"
С 2007 года договор обязательного страхования автогражданской ответственности может заключаться между главным распорядителем средств федерального бюджета и страховой организацией. Средства страхового возмещения в этом случае направляются в доход бюджета, минуя счета бюджетополучателей. Таким образом, у бюджетополучателей в учете они не отражаются.
Что касается регионального и местного уровней бюджетной системы РФ, то органы исполнительной власти указывают в своих нормативных актах порядок перечисления в бюджет сумм страхового возмещения. Норматив перечислений в бюджет субъекта РФ или местный бюджет может быть таким же, как и предусмотренный Законом N 238-ФЗ, то есть в полной сумме, и позже средства на ремонт автомобиля, поврежденного в аварии или приобретение нового доводятся в порядке бюджетного финансирования как средства бюджета. Порядок отражения данных операций у учреждений, финансируемых за счет средств других бюджетов, будет аналогичен вышеприведенному.
Расходы по восстановлению поврежденного автомобиля будут осуществляться за счет текущих лимитов бюджетных обязательств либо за счет средств дополнительного финансирования федерального бюджета.
Порядок отражения операций по расходованию учреждением средств на восстановление автомобиля следующий:
- оказаны услуги по ремонту поврежденного автомобиля сторонней организацией:
Дебет счета 1 401 01 225 "Расходы на услуги по содержанию имущества"
Кредит счета 1 302 08 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества"
- произведена оплата стоимости выполненных ремонтных работ сторонней организации:
Дебет счета 1 302 08 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества"
Кредит счета 1 304 05 225 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг по содержанию имущества"
Учет сумм страхового возмещения при страховании автотранспорта за
счет средств от приносящей доход деятельности
При составлении сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности суммы страхового возмещения должны быть отражены в доходной ее части как "прочие безвозмездные поступления текущего характера по приносящей иной доход деятельности". С учетом Письма Минфина РФ от 24.02.2004 N 03-01-01/08-85 при наступлении страхового случая страховые выплаты могут быть использованы на ремонт или приобретение другого автотранспортного средства (если по заключению независимой экспертизы поврежденное транспортное средство не подлежит ремонту) только в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам. В расходной части сметы доходов и расходов также целесообразно предусмотреть расходование средств по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества" и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР.
Порядок отражения сумм страхового возмещения следующий:
- начислена сумма страхового возмещения по ДТП:
Дебет счета 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 2 401 01 180 "Прочие доходы"
- поступила сумма страхового возмещения на лицевой счет учреждения от страховой компании:
Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит счета 2 205 10 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Операции по восстановлению автомобиля отражаются с использованием счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)", в дебет которого будут отнесены все понесенные расходы учреждения, связанные с ремонтом автомобиля.
Обратите внимание: если в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не предусмотрены расходы на ремонт и приобретение имущества, то поступившие на счет суммы страхового возмещения бюджетная организация не вправе расходовать - они должны быть перечислены в бюджет (Письмо N 03-01-01/08-85).
Налоговый учет сумм страхового возмещения
Согласно ст. 42 БК РФ неналоговые доходы бюджетных учреждений отражаются в доходах соответствующего бюджета в полном объеме после уплаты с указанных доходов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом, то есть в части, остающейся после налогообложения таких доходов.
Суммы страхового возмещения, полученные организациями и учреждениями от страховых компаний, относятся к внереализационным доходам, которые, в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ, учитываются в составе доходов при расчете налога прибыль. Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Затраты на восстановление транспортного средства следует учесть в составе расходов на ремонт в размере произведенных затрат, при этом необходимо принять во внимание требования ст. 321.1 НК РФ. Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Если в сметах доходов и расходов не предусмотрено финансирование данных расходов за счет двух источников, то они учитываются при определении налоговой базы по приносящей доход деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности. При этом в общей сумме доходов в целях налогообложения не учитываются внереализационные доходы.
В случае если страховое возмещение поступает в организацию в качестве средств бюджетного финансирования, в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ данные средства не подлежат обложению налогом на прибыль.
С. Гулиева,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
*(2) Федеральный закон РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
*(3) Письмо Минфина РФ от 24.02.2004 N 03-01-01/08-85 "О порядке учета сумм страховых выплат, поступающих бюджетным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий".
*(4) Приказ Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
*(5) При учете сумм страхового возмещения рекомендуем использовать корреспонденцию, предложенную Федеральным казначейством для отражения операций по аренде имущества бюджетными учреждениями и изложенную в Письме от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371. По нашему мнению, применение данных бухгалтерских записей возможно, поскольку средства от аренды государственного имущества, как и страховое возмещение, являются неналоговыми доходами бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"