ФНС РФ согласна на компромисс?
В прошлом номере журнала (см. статью Е.Л. Ведениной "Помоги себе (и своей инспекции) сам...", стр. 79-83) мы анализировали Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 (далее - Концепция). Во исполнение Концепции главное налоговое ведомство страны подготовило и довело до сведения налогоплательщиков Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков (далее - Общедоступные критерии), которые налоговые органы будут использовать в процессе отбора лиц для проведения выездных налоговых проверок.
Какие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации заинтересуют ИФНС? Соблюдая какие контрольные цифры, предприятие избежит попадания в список первоочередных претендентов на выездную налоговую проверку (ВНП)? Какие сведения можно использовать, чтобы перейти в разряд добросовестных (по мнению налоговиков) налогоплательщиков, приняв решение о добровольном начислении сумм налогов к уплате в бюджет и представлении уточненных деклараций за прошлые налоговые периоды? Об этом читайте в нашей статье.
Налоговая нагрузка
По результатам 2006 года ФНС установила средний уровень размера налоговой нагрузки для конкретной отрасли (вида экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по сведениям Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Таким образом, если показатель налоговой нагрузки на предприятии ниже официально установленного, то ИФНС, скорее всего, потребует пояснений, непредставление или неубедительность которых станет поводом для ВНП. В частности, по данным ФНС, средняя налоговая нагрузка в строительстве не должна быть менее 11,9%, при осуществлении операций с недвижимым имуществом, оказании услуг по аренде - не менее 18,2% и т.д. (полный перечень приведен в Приложении N 1 к Общедоступным критериям).
Прибыли-убытки
Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности в течение двух и более календарных лет также поименованы в перечне. Однако отражение в годовой отчетности организации прибыли еще не гарантирует спокойного существования. Дело в том, что ФНС определила для каждого вида деятельности контрольные значения рентабельности продаж и активов (также по результатам 2006 года). В Приложении N 2 к Общедоступным критериям разъяснено, что:
- рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - это соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный, имеет место убыточность;
- рентабельность активов - это соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный, имеет место убыточность.
Вид деятельности | Рентабельность продаж, % | Рентабельность активов, % |
Строительство | 5,6 | 4,0 |
Операции с недвижимым имуществом, оказание услуг по аренде |
11,6 | 3,6 |
Значения этих показателей также рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности. Если у организации они меньше официально установленных, она рискует попасть в план проведения ВНП. Причем значительным налоговики будут считать отклонение 10% и более. Иными словами, применительно к строительной отрасли существенным будет отклонение рентабельности продаж 0,6% (5,6 х 10%), то есть критической будет 5%-ная рентабельность производства.
Другие показатели
Очевидно, что налоговики не могли оставить без внимания такие показатели, как:
- удельный вес налоговых вычетов по НДС (критической ФНС считает долю вычетов 89 и более процентов от суммы начисленного с налоговой базы налога за период последних 12 месяцев);
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ, услуг (то есть увеличение себестоимости продукции, работ, услуг не пропорционально росту выручки, либо если наблюдается рост затрат при снижении доходов предприятия);
- несоответствие темпов роста расходов и доходов по данным налоговой и бухгалтерской отчетности;
- непредставление (без объективных причин) налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий показателей деятельности (при выявлении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных предприятием документах, сведениям, имеющимся у налогового органа).
Наши выводы
Понятно, что рассчитанные ФНС сренднеотраслевые значения показателей имеют очень серьезный недостаток - они слишком укрупненные и не учитывают множества факторов. Однако именно этот недостаток налогоплательщики могут использовать в своих интересах. Дело в том, что, выявив несоответствие показателей конкретного предприятия среднеотраслевым данным, налоговики придут на проверку не сразу. Вначале они потребуют пояснений. Если ответ организации покажется им убедительным и аргументированным, то ВНП будет отложена.
Очевидно, что при составлении ответа на запрос ИФНС от главного бухгалтера потребуется не только хорошее знание особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации, выделяющих ее на среднеотраслевом фоне, но и "полет фантазии".
Однако контрольная функция Общедоступных критериев - это, на наш взгляд, лишь одна сторона медали. Вполне возможно, что, разрабатывая данный документ, ФНС преследовала и другую цель - довести до сведения налогоплательщиков тот уровень налоговой нагрузки (вычетов по НДС, средней заработной платы, рентабельности продаж), который на данном этапе развития страны удовлетворит государство в плане сбора налогов и позволит существовать бизнесу, не испытывая особого давления со стороны власти.
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"