В марте 2007 года в отношении налогоплательщика Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации принято решение о проведении повторной выездной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2006 года в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа (территориальной Инспекцией ФНС России) по выездной налоговой проверке, проведенной в октябре 2006 года за II квартал 2006 года.
В результате повторной проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не обнаруженные при проведении первоначальной проверки. Налогоплательщику предложено уплатить сумму налогов, пеней и штрафов.
Правомерно ли требование налогового органа в части уплаты штрафов, учитывая, что в пункте 10 статьи 89 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) прописана норма, согласно которой, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа?
Пунктом 66 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) статья 89 НК РФ, регулирующая порядок проведения выездной налоговой проверки, изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1-го января 2007 года.
В пункте 10 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) закреплен правовой механизм проведения повторных налоговых проверок.
Основанием для проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом является контроль за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего проверку.
В пункте 10 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) действительно установлено, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
В то же время пунктом 12 статьи 7 Закона N 137-ФЗ установлено, что указанное положение применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки, в случае, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года.
Таким образом, требования вышестоящего налогового органа об уплате штрафов, принятое по результатам повторной выездной налоговой проверки, проведенной в 2007 году, в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа по выездной налоговой проверке, проведенной 2006 году являются правомерными.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России
1 мая 2007 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 9, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427