Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку налогоплательщика. В рамках проведения указанной выездной налоговой проверки налоговый орган направил контрагенту проверяемого налогоплательщика запрос об истребовании документов по взаимоотношениям с проверяемым налогоплательщиком.
Контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в разных налоговых органах.
Имеет ли право налоговый орган направлять запрос об истребовании документов, в связи с проводимой налоговой проверкой, в отношении лица, не состоящего на учете в данном налоговом органе?
В соответствии со статьей 87 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального Закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
В соответствии со статьей 1 закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, далее - Закон N 943-1) налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Статьей 2 Закона N 943-1 единая централизованная система налоговых: органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Ни нормами НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), ни нормами иных нормативно правовых актов законодательства о налогах и сборах не установлено, ограничения относительно того, какой налоговый орган вправе истребовать документы в рамках встречной проверки.
Таким образом, налоговый орган имеет право направлять запрос об истребовании документов, в связи с проводимой налоговой проверкой, в отношении лица, не состоящего на учете в данном налоговом органе.
Правомерность такого подхода подтверждает и сложившаяся в настоящее время арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.04.2005 г. N А74-4227/04-Ф02-1964/05-С1).
В то же время, пунктом 64 статьи 1 Закона N 137-ФЗ понятие "встречной" проверки из НК РФ исключено.
В то же время, пунктом 69 статьи 1 Закона N 137-ФЗ в главу 14 НК РФ "Налоговый контроль" введена статья 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, вступающая в силу с 1-го января 2007 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), то есть закрепляется, что истребование документов у контрагента налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, осуществляется по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).
Кроме этого, необходимо учитывать, что согласно пункту 13 статьи 7 Закона N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 года, проводятся в порядке, установленном частью первой НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона N 137-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, налоговый орган имеет право направлять запрос об истребовании документов, в связи с проводимой налоговой проверкой, в отношении лица, не состоящего на учете в данном налоговом органе, только в рамках проверок, не завершенных до 1 января 2007 года.
При проведении налоговых проверок, начатых после 1 января 2007 года налоговый орган не имеет право направлять запрос об истребовании документов, в связи с проводимой налоговой проверкой, в отношении лица, не состоящего на учете в данном налоговом органе.
Дополнительно сообщаю, что разъяснение автора по данному вопросу от 13.12.2005 г. в связи с принятием Закона N 137-ФЗ утратило силу.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России
1 мая 2007 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 9, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427