Телеработники в организации: факты, аргументы, обобщения
Определение, факты, статистика
В последние десятилетия в мире наблюдается тенденция увеличения работ, выполняемых на дому. На Западе это явление получило основное название telework. В России уже вошел в жизнь термин "телеработа" - это работа, выполняемая на расстоянии от основного месторасположения организации с помощью различных средств телекоммуникации. Среди телеработников выделяют надомных работников, мобильных работников и работников телецентров. Надомные работники - это те, кто как минимум один рабочий день в неделю исполняет свои трудовые обязанности у себя дома, а для связи с руководством и коллегами использует телефон, факс, электронную почту, интернет-пейджеры (ICQ, NetMeeting) и т.д. Мобильные работники исполняют свои трудовые обязанности в командировках или на объектах клиентов, используя для связи с организацией аналогичные средства. Часть телеработников осуществляют работу через специализированные телецентры (помещения, оборудованные для телеработы). В этом случае определенная организация предлагает рабочие места для сотрудников сторонних организаций, беря на себя вопросы оснащения данных рабочих мест оргтехникой и средствами коммуникации: высокоскоростным доступом в Интернет, к общедоступным базам данных, программным продуктам и т.п.
Рассмотрим феномен телеработника в организации, исключив из рассмотрения тех работников, которые, несмотря на то, что они работают дома, работают индивидуально и в силу специфики своей деятельности не связаны (или слабо связаны) с организацией. Это писатели, поэты, драматурги, художники, композиторы и т.д. В меньшей степени нас будут интересовать и те надомные работники, результатом деятельности которых являются материальные объекты.
В настоящее время, по различным оценкам, в мире насчитывается около 75 млн. телеработников, и их количество с каждым годом увеличивается приблизительно на 25%. В США, на родине концепции телеработы, количество телеработников составляет свыше 50 млн. человек, в странах Евросоюза больше одного дня в неделю на дому трудится каждый десятый работник, а в Финляндии количество телеработников составляет примерно треть всего работоспособного населения [10].
В России такая официальная статистика пока отсутствует, хотя, согласно полученным из Интернета данным, в настоящее время в стране на дому работают около 3 млн. человек. Фирмы, ограниченные в средствах на аренду все дорожающих офисов, а также крупные отечественные предприятия предпочитают, чтобы их сотрудники работали дома в режиме онлайн, и количество таких фирм ежегодно увеличивается. Если несколько десятилетий назад работа на дому подразумевала в основном виды занятости, не требующие особой квалификации или внештатную деятельность, то теперь работать удаленно предпочитают все больше квалифицированных специалистов, которые имеют не одно высшее образование.
В сфере телеработы наиболее востребованы специалисты в области дизайна, мультимедиа, программирования, написания текстов, переводов, преподавания. На дому с успехом работают научные работники, инженеры-конструкторы и проектировщики, архитекторы, юристы, медики и т.д. В России постепенно формируется сообщество высококвалифицированных консультантов, не занимающих служебных помещений. Среди них лидируют аудиторы, специализирующиеся на налоговом планировании, ненамного отстают эксперты по бизнес-планированию и консультанты по организационному развитию. Многие финансисты и бухгалтеры предпочитают заниматься ответственной и аналитической работой (например, составлением ежеквартальной отчетности) на дому. И даже онлайновые брокеры начинают совершать многомиллионные сделки, работая в домашних условиях [2].
Рис. 1. Классификация телеработников
/----------------\
| Классификация |
| телеработников |
\----------------/
/---------------------------+------------------------\
/-----------------\ /-----------------\ /-----------------\
| По месту работы | | По частоте | |По взаимодействию|
| | |появления в офисе| | |
\-----------------/ \-----------------/ \-----------------/
/--------------------\ /--------------------\ /--------------------\
|- надомные работники| |- 1 раз в полгода | |- полностью виртуа-|
|- мобильные работни-| |- 1 раз в месяц | | льные |
| ки | |- 1 раз в неделю | |- частично виртуа-|
|- работники телеце-| |- 2-4 раза в неделю | | льные |
| нтров | |- каждый неполный | | |
| | | рабочий день | | |
\--------------------/ \--------------------/ \--------------------/
Всех этих работников объединяет одно - результатом их труда является документ (конструкторская документация, расчеты, программы, методические разработки, научные статьи, инструкции, эскизы и т.д.). Современные средства связи позволяют практически мгновенно передавать результаты такого труда в организацию.
Обобщая сказанное, классификация телеработников может быть представлена в следующем виде (рис. 1).
Аргументы
Телеработа является решением некоторых проблем работника, работодателя и государства. Рассмотрим аргументы "За" расширение доли телеработников в организации. Не претендуя на исчерпывающий анализ, перечислим основные причины, побуждающие людей становиться телеработниками.
1. Экономия финансовых, временных, психологических ресурсов на проезд к месту работы и обратно.
В последние годы общественный транспорт в Москве дорожает минимум на 15% каждые полгода. Многим гражданам, которые вынуждены добираться до работы на метро и наземном транспорте, ежедневно приходится тратить свыше 40 руб. в один конец. Эти затраты в большинстве случаев не возмещаются руководством организаций.
Кроме того, миграция населения в деловой центр России вызвала перезагруженность крупных городов, что особенно ярко проявляется в часы пик, когда люди едут на работу или возвращаются домой. В это время образуются километровые пробки на дорогах, огромные очереди и столпотворения в метро. Результатами этого, с одной стороны, являются бесполезная трата времени и опоздания на работу, с другой - повышение стрессовых ситуаций во время поездок на работу и обратно, различные заболевания нервной системы и даже смертельные исходы.
2. Возможность обеспечить желаемый баланс между работой и личной жизнью.
Главную роль в этом преимуществе играет психологическая потребность некоторых людей в гибком рабочем графике и возможность проводить больше времени в привычной социальной среде. Телеработники в большинстве своем - это люди, которым психологически комфортнее работать дома: в собственном ритме, когда и как хочется. Например, в США люди в возрасте старше 30 лет, имеющие высшее образование и ежегодный доход около 45 тыс. долларов, предпочитают работать удаленно.
Некоторые телеработники выбирают такую форму труда из-за необходимости присмотра за маленькими детьми. В Европе, например, каждая вторая женщина, осуществляющая надомную работу на постоянной основе, имеет по крайней мере одного ребенка в возрасте до 6 лет [7].
3. Возможность работать в нескольких организациях одновременно.
Данное положение является весьма актуальным для российского работника, поскольку, работая в одной организации, редко можно иметь необходимый для среднего уровня жизни заработок. В связи с этим для телеработника открывается возможность заключения контрактов с несколькими организациями, что все чаще практикуется в финансовой сфере. К тому же со стороны руководства организации, работающей по международным стандартам, нет возражений относительно удаленной работы своих сотрудников, поскольку на определенных должностных позициях нет постоянного объема работы. Если, к примеру, эксперт в какой-то узкой области нужен организации время от времени, нет смысла держать его в офисе на постоянной зарплате.
4. Возможность самореализации в короткие сроки.
Работая удаленно, сотрудник формально может занимать руководящую должность. Этого достаточно трудно добиться, работая в физически взаимодействующей организационной группе в условиях переходной полубюрократической экономики современной России. Такая возможность будет существенно мотивировать телеработника и поднимет его самооценку, что положительно скажется на его производительности труда.
Систематизируем причины, побудившие руководителей предложить своим специалистам стать телеработниками:
1. экономия на оснащении рабочего места, аренде помещения, коммунальных услугах, обслуживающем персонале;
2. уменьшение стоимости содержания и площади, занятой под парковки и автостоянки;
3. экономия временных ресурсов на заседаниях, конференциях, встречах;
4. повышение производительности труда персонала;
5. частичное решение проблемы управления филиалами компании, находящимися в отдаленных и труднодоступных местах от центрального офиса.
Телезанятость предполагает не менее производительный труд, чем традиционная занятость. Например, выгода телекоммуникационной компании AT&T благодаря телеработникам составила примерно 150 млн. долларов в год: 100 млн. за счет производительности персонала, 35 млн. за счет сокращения затрат на недвижимость и 15 млн. за счет того, что телеработники остаются на своих местах значительно дольше обычных [1].
Феномен телеработника касается не только его самого и работодателя. Этот феномен имеет также и различные социальные аспекты. К числу причин, побудивших государственные структуры содействовать процессу увеличения объемов телеработ и телеработников, могут быть отнесены следующие:
1. возможность привлекать к работе больше нетрудоспособного населения и инвалидов;
2. неограниченное территориальное расширение рынка труда;
3. возможность выровнять занятость в регионах без затрат на миграцию;
4. экономия горючего для общественного транспорта и сокращение загрязнения окружающей среды;
5. снижение аварийных ситуаций на дорогах в часы пик.
Согласно подсчетам ученых, переход только в Америке на телеработу до 20% работающих позволит ежегодно сэкономить около 23 млрд. долларов, 1,8 млн. тонн загрязнителей не будет выброшено в воздух, более 13 млн. тонн горючего не будет сожжено автомобилями, 3 млрд. часов не будет проведено в поездках на работу и обратно [7].
Также сыграть положительную роль для отечественной экономики может возможная децентрализация работы, то есть ее перемещение в сельскую местность. Последствия оттока населения из крупных городов в сельскую местность весьма многообещающи. Вероятнее всего, в крупных городах подешевеет недвижимость, и от этого больше других выиграют владельцы недвижимого имущества в ближайших пригородах и живописных сельских уголках. Кроме того, такой отток приведет к оживлению деятельности в регионах с низкой экономической активностью, высоким уровнем безработицы, низким уровнем жизни и большими расстояниями между населенными пунктами.
В мире решаются вопросы, как поддерживать относительно новое начинание - телеработу, как ее регулировать и направлять. Создаются программы, принимаются законы, проводятся исследования, выдаются стартовые деньги для организации бизнеса на дому.
Например, претворяются в жизнь следующие моменты:
в некоторых штатах США действует Закон "О чистом воздухе", по которому фирмы, использующие телеработу, получают налоговые льготы, поскольку их сотрудники не загрязняют окружающую среду, приезжая в офис на автомобиле;
Всемирная торговая организация (ВТО) приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета;
выполнена утвержденная Комиссией Европейского союза Пятая "Фрейм-программа по развитию науки и технологии", одной из целей которой было создание благоприятных условий для использования преимуществ интернет-технологий частными лицами и бизнесом в Европе;
в США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10% от цены товара [8].
Рассмотрим теперь аргументы "Против" внедрения телеработников в организации. В связи с переходом на новую форму занятости работник, работодатель и государство столкнулись со специфическими проблемами как социального, так и юридического характера. Рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются телеработники.
1. Разобщение сотрудников из-за отсутствия прямых контактов в офисе, непонимание с коллегами по работе и изоляция некоторых работников.
Многие служащие, работающие удаленно, считают себя отстраненными от повседневной офисной жизни. Им кажется, что их работу недооценивают, а коллеги по работе не доверяют им. У телеработников происходит уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах перерасти в изоляцию.
Наибольшей проблемой для большинства телеработников является проблема социальной, а также профессиональной изоляции. Некоторые полагают, что социальная изоляция представляет собой главный недостаток надомной работы, и это основная причина выступлений против телеработы. На обычном рабочем месте существует регулярный обмен информацией между коллегами, чего недостает телеработнику. Самостоятельно работающие люди нуждаются в профессиональных контактах, чтобы постоянно пополнять свои знания, они также должны заводить знакомства и предлагать свои профессиональные услуги. Им следует читать много профессиональной литературы и принимать участие в конференциях, чтобы скомпенсировать недостаток традиционных встреч с коллегами по работе. Изоляция может быть минимизирована благодаря регулярной организации встреч, созданию хороших коммуникационных связей с телеработниками и своими коллегами, структурированию своей работы таким образом, чтобы часть ее выполнялась в офисе [4].
2. Затруднения в сравнительной самооценке профессиональных и внешних качеств телеработника.
Традиционно карьера в организации требует, чтобы человек постоянно был на виду и был вовлечен во многие виды деятельности, помимо выполнения собственных обязанностей. Человек не только должен принять правила организации, но и демонстрировать, что он им следует. Сюда входят пунктуальность в посещении встреч, соответствующая форма одежды, своевременные высказывания и т.п. Неформальные контакты и отношения, имеющие место в кафе или в коридоре, могут привести к продвижению по службе вполне определенных работников, а не других. Для традиционных работников выполнение сверхурочной работы является показателем того, что человек стремится к повышению, что зачастую поощряется продвижением по службе.
Поскольку телеработники лишены живого общения с коллегами, благодарного взгляда начальника и прочих положительных эмоций, доступных офисным сотрудникам, работа на дому не приносит им необходимого удовлетворения.
В ответ на возникшую ситуацию руководство некоторых компаний, где работают удаленные сотрудники, помогает им повысить самооценку, используя методы повышения мотивации. Способы повышения эффективности телеработников могут быть следующими: публичное признание высоких результатов работы на итоговом совещании, специальные статьи во внутрикорпоративной прессе, направление наиболее успешных работников на обучающие семинары и тренинги, конференции, выставки, организация групповых экскурсий и поездок, почетные корпоративные знаки отличия [1].
3. Недостаточная четкость формулировки требуемых от телеработника действий.
Телеработники оказываются особенно чувствительны к способностям их руководителей внятно объяснять задания. В обычном офисе, при очных контактах каждый сотрудник имеет возможность бесконечно уточнять, что от него хотят, в то время как телеработник имеет относительно ограниченные возможности взаимодействия с начальством. Поэтому эффективность его работы напрямую зависит от того, насколько его руководитель способен ясно выражать свои мысли [7].
Однако данное положение говорит о несовершенстве менеджмента, который базируется на управлении по устным распоряжениям. Основным результатом деятельности всех специалистов и менеджеров организации является документ. Объективная реальность заключается в том, что в современных организациях происходит постепенный переход от управления по устным распоряжениям к управлению по документам. В настоящее время имеется множество технических средств для передачи документов на большие расстояния практически мгновенно. Соответственно, четкость формулировки требуемых от телеработника действий и их исполнение будут зависеть от уровня документационной культуры организации.
4. Поддержание профессиональной позиции телеработника в глазах клиентов, коллег и семьи.
Одной из проблем для тех, кто работает дома, является поддержание своей профессиональной позиции в глазах клиентов и коллег и уверенность в том, что семья и друзья с пониманием отнесутся к новому графику работы. Чтобы учесть этот фактор, надомным работникам необходимо скоординировать свою роль в семье и трудовую роль. Между этими двумя сферами, возможно, должна проходить четкая физическая граница, позволяющая снижать их взаимное воздействие. Этого можно достигнуть не только благодаря приобретению офисной мебели и оборудования, но и если отвести для работы изолированную комнату и закрывать дверь во время работы. Одним из путей улучшения профессионального имиджа является использование отдельной телефонной линии для домашнего офиса и покупка автоответчика, что очень удобно в случае, если никого не окажется дома [4].
Отрицательные моменты телеработы затрагивают не только самих телеработников, но и их работодателей. Следующие минусы желательно учитывать до предложения своему сотруднику работать удаленно.
1. Относительная незащищенность информации на удаленных компьютерах, опасность ее утечки.
Некоторые виды дистанционной работы (удаленное администрирование, ведение бухгалтерии, работа с почтой и документацией) могут быть опасны для работодателя. Удаленный компьютер может быть подвергнут хакерской или вирусной атаке, которая может преследовать разные цели, например перехват паролей доступа в сеть работодателя, перехват управления удаленным компьютером, нанесение ему вреда, кража секретной информации и т.д. Удаленный компьютер атаковать проще, так как средства его защиты, как правило, ниже средств защиты локальной сети в офисе.
Например, с проблемой безопасности столкнулась одна система кабельного телевидения, где работа по выставлению счетов клиентам велась работником, который через Интернет подключался к серверу и вел работу с базой клиентов. Его персональный компьютер (ПК) был атакован, и база клиентов была похищена конкурентами, которые впоследствии часть клиентов переманили к себе.
Повысить безопасность удаленной работы можно разными способами. Среди них специалисты называют инструктаж сотрудников, регулярную смену паролей доступа, жесткую регламентацию прав доступа в сеть работодателя, использование программных средств защиты от вирусных и хакерских атак удаленного компьютера. Контролировать работу удаленного сотрудника можно в режиме онлайн программами удаленного администрирования, при этом необходимое программное обеспечение может устанавливаться удаленно или непосредственно на ПК работника под видом антивирусной защиты [1].
2. Сокращение корпоративной культуры и командного духа в организации.
Отсутствие очных контактов с коллегами по работе резко изменяет поведение всей команды. Объективно претерпевают изменения такие категории менеджмента, как корпоративная культура, сверхэффект от совместной работы сотрудников и др. Снижается такая мотивационная составляющая для сотрудника, как принадлежность к группе.
Если рассматривать производительность менеджера как производительность организации, которую он возглавляет или на которую оказывает косвенное воздействие, - исследователи отмечают, что дальнейшее увеличение производительности управленческого труда зависит от осознания того факта, что менеджер любого ранга связан с созданием коллективного продукта труда. Принадлежность отдельного сотрудника к философии "общего дела", то есть выработка командного духа, имеет огромное значение как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом.
3. Отсутствие четкой системы контроля над телеработником, не каждый умеет самостоятельно планировать свой график.
В настоящее время разработка теоретических основ и методических рекомендаций по формированию команд, в составе которых имеются телеработники, и повышение эффективности деятельности российских организаций посредством внедрения в них таких команд является весьма актуальной задачей современного менеджмента, требующей своего решения.
Основная трудность перехода на частично виртуальное взаимодействие сотрудников организаций в масштабах государства заключается в возможном формировании нежелания к физическому труду у населения и появлении тенденции к сокращению кадрового резерва для требующих физического присутствия профессий [6].
Обобщения
В традиционной экономике ремесленники, производя свою продукцию в основном на заказ, работали в домашних условиях. С развитием ремесла и превращением его в мелкотоварное производство, большинство ремесленников стало поставлять свои товары на рынок. Появилась товарная специализация отдельных районов. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации подготовили почву для создания первых мануфактур в 30-е годы XVII века. Затем наступила эпоха фабрик и заводов, на которых стало работать большинство людей, не занятых в сельскохозяйственной отрасли. Таким образом, рабочие места переместились из домашних условий в специализированные рабочие помещения, которые были единственным местом для работы до 70-х годов XX века.
Телеработа представляет собой очередной шаг, предпринимаемый организациями для достижения гибкости, необходимой, чтобы соответствовать быстро меняющемуся деловому окружению и правилам управления человеческими ресурсами. Технологические инновации в сочетании с постоянной заботой об окружающей среде и вниманием к меняющимся потребностям современного общества и условиям бизнеса можно рассматривать как факторы, способствующие внедрению телеработы.
Рассмотрим динамику развития телеработы в контексте общей автоматизации офиса. В наши дни в большинстве офисов работа с информацией происходит с использованием таких средств, как встречи, телефонные переговоры, почта, фотокопии, факс, главные компьютеры, индивидуальные ПК и печатные машинки. Появление ПК и новых средств хранения информации наряду с использованием коммуникационных технологий привело к тому, что организации смогли работать с большими объемами информации, которую им необходимо обрабатывать и которой нужно управлять, чтобы выжить в условиях конкуренции. Информация приобретает ценность только после того, как она была передана. С появлением электрооптического волокна и технологии передачи световых волн стало возможным создание офиса прямо на дому у работника, вследствие чего число телеработников стало увеличиваться.
Растущая озабоченность охраной окружающей среды и повсеместная борьба за ограниченные энергетические ресурсы послужили движущей силой к увеличению масштабов телеработы. Обеспокоенность такими вопросами национального масштаба, как загрязнение воздуха и транспортные проблемы, помогли осознать значимость концепции телеработы.
Телеработа является частью общей тенденции к поиску новых и более адаптивных способов, позволяющих удовлетворять меняющиеся требования работников, которые возникли вследствие социальных перемен. Рост числа семей с двумя работающими родителями, все более выраженное стремление совместить работу, семью и досуг, потребность в автономии и самореализации оказали значительное влияние на индустрию. Такие изменения в стремлениях работников являются еще одним поводом для того, чтобы сделать организации более гибкими. Более того, социальное развитие и изменения в трудовых взаимоотношениях, такие как необходимость улучшения качества жизни на рабочем месте, необходимость защищать работников и их здоровье, необходимость адаптации к технологическим изменениям или недостаток рядовых работников, требуют гибкости, чтобы обеспечить полномасштабное функционирование сложных организационных систем [4].
В [5] был выявлен и сформулирован закон приближения техники к человеку. Действительно, целый ряд технических систем в своем развитии подчиняется закономерности, характеризующейся приближением к человеку.
Можно проследить развитие часов, телефона и источников информации. Часы на башне в городе, одни часы в доме, часы в каждой комнате, карманные часы, наручные часы, часы в любом приборе (автомобиль, ПК, телефон, письменный прибор и т.д.).
Один телефон в общей квартире, один телефон у секретаря директора, телефон в каждой комнате, телефон на рабочем столе каждого сотрудника, мобильный телефон. Наблюдается аналогичная закономерность.
Источники информации. Библиотеки, радио на улицах города, кинотеатры, большие стационарные компьютеры. Радио в каждой квартире, магнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны, домашние кинотеатры, ПК на работе и дома, Интернет. Настольные ПК, ноутбуки, карманные ПК с виртуальным экраном.
Появление и фантастические по скорости темпы развития Интернета изменили характер получения информации. Информация из "навязанной извне" (радио, телевизор, кинотеатр) превращается в "избирательную" информацию (видеомагнитофоны, видеокамеры, домашние кинотеатры, электронные библиотеки и поисковые системы Интернета).
Уже сейчас большое количество людей имеют встроенные в его организм технические системы. Различные протезы, оптические линзы, электрокардиостимуляторы, силиконовые части тела и т.д. Человек уже не может рассматриваться как чисто биологический вид. Двадцатый век окончательно превратил человека из чисто биологического вида в биологически-технетический вид.
Аналогичные эволюционные изменения наблюдаются и в бизнесе. Бизнес приближается к человеку- практически одновременно и независимо во многих странах в организациях стали появляться телеработники, число которых с каждым годом увеличивается. Это явление приобрело массовый характер в 1970-х гг. и продолжает развиваться в наши дни. Некоторые зарубежные организации полностью перешли на удаленную работу и стали независимыми от времени, расстояния и физических границ организации. Если раньше сотрудник ходил на работу в организацию, то сейчас организация "пришла" к сотруднику и постоянно находится вместе с ним.
По аналогии с объективно существующим законом приближения технических систем к человеку можно говорить о существовании объективного и независимого от воли конкретных людей закона приближения бизнеса к человеку. Более того, с учетом изложенного можно констатировать, что существует объективная и независимая от воли людей закономерность развития бизнеса, заключающаяся в том, что в процессе исторического времени число телеработников организации будет неуклонно увеличиваться за счет снижения числа работников, работающих непосредственно в организации.
Некоторые специалисты полагают, что в России эпоха массовой телеработы наступит нескоро. Но российская история развития информационных технологий многократно нам доказывала, что прогнозы в этой области не всегда бывают точными. В 1990-х гг., когда только начинали создаваться локальные сети и электронная почта, люди не могли представить, что через несколько лет адрес e-mail будет намного важнее обычного почтового адреса и что многие из них не смогут работать без Интернета.
Формирование и стабильное функционирование информационного рынка вместе с ростом технологических возможностей расширит практику телеработы в России. По нашему мнению, телеработе принадлежит будущее.
Литература
[1]. Барановская Н. Разрешите удалиться. Телеработники не портят атмосферу и требуют уважения [Текст] // http://www.gipp. ru/openarticle.php?id=8588, 15.09.2005.
[2]. Белова С. "Телеработа": плюсы и минусы [Текст]
[3]. Власова Л. Без начальника, понедельника и будильника // Экономика и жизнь. 2005. N 36. С. 38.
[4]. Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены. СПб: "Питер", 2002. 1120 с.
[5]. Лозенко В.К. Эволюционные законы бизнесценозов // Общая и прикладная ценология. 2007. N 5. С. 39-44.
[6]. Морозов Д.В. Специфика функционирования организационных групп, в составе которых имеются телеработники // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика. Двенадцатая Международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов: Тезисы докладов. В 3-х томах. М.: МЭИ, 2006. Т. 2. 512 с.
[7]. Насиковская А. Что такое телеработа? [Текст] // http://www.vacansia.ru/index. php?act=obzor_s&id_s= 219. 12.07.2005.
[8]. Сухарев М. Реальный труд в виртуальном мире [Текст] // http:// cashlist.ru/articles/9/57_1 .shtml. 29.10.2002.
[9]. Nilles J. M. Managing telework: strategies for managing the virtual workforce [Text]. N. Y.: John Wiley & Sons, Inc.. 1998.352 р.
[10]. http://www.telcoa.org/.
В. Лозенко
Д. Морозов
"Управление персоналом", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.