Особенности оценки эффективности деятельности персонала компании,
действующей в условиях конкурентного рынка (на примере энергосбытовой
деятельности) (статья основана на проведенном автором диссертационном
исследовании)
В настоящее время рыночные отношения проникают во все структуры национальной экономики, в том числе и в традиционно монопольные сферы деятельности субъектов электроэнергетики. Следовательно, и методы управленческого воздействия на персонал этих предприятий должны меняться, включать инновации, позволяющие организациям оставаться эффективными при их переходе от действий в условиях монополии к конкурентным отношениям.
Особую роль в управлении персоналом энергетических предприятий играет такая функция менеджмента, как функция контроля. Осуществление контрольной функции требует выбора определенного методического обеспечения, в частности выбора контрольных показателей осуществления персоналом определенной деятельности, направленных на повышение конкурентоспособности организации.
Примером такой инновации может служить ситуация, сложившаяся в сфере энергосбытовой деятельности. Особенностью данной сферы является то, что учет производительности труда в ней не может повторять принципы, используемые, скажем, на заводе, выпускающем запчасти к автомобилям: количество труда рабочих завода можно подсчитать по количеству произведенных им деталей, в то время как продукция энергосбытовой деятельности - услуга по сбыту электроэнергии, и отдача от обслуживания каждого конкретного потребителя вследствие различия индивидуальных объемов электропотребления разная. Учет труда должен в данном случае опираться на иные методические подходы, а не просто на учет выпуска работника, и в то же время необходимо связывать применяемые принципы вышеуказанного учета с методами стимулирования работников к повышению показателей эффективности их труда и общим направлением повышения конкурентоспособности предприятия на рынке. Соединить эти составляющие управленческой деятельности в систему возможно на основе правильного выбора методики оценки осуществления производственной деятельности сотрудниками предприятия.
Энергосбытовая деятельность до реформирования электроэнергетической отрасли осуществлялась, равно как и деятельность по выработке и передаче электроэнергии, единственной в регионе вертикально интегрированной энергетической компанией. Основными производственными показателями эффективности энергосбытовой деятельности (ПЭСД) для сотрудников каждого подразделения являлись объем реализации и уровень реализации электроэнергии по подразделению в целом. Повышение данных показателей до их предельных уровней и стабильное сохранение их на этом уровне являлись главными задачами энергосбытовых подразделений АО-энерго по достижению эффективности осуществления энергосбытовой деятельности. Соответственно, персонал энергосбытовых подразделений стимулировался к достижению и сохранению вышеуказанных показателей премированием: 100% премии за 100% достижения фактическими показателями спущенных "сверху", из управления плановых ПЭСД.
В настоящее время в результате проведения реформирования электроэнергетики России на региональных рынках образовалось несколько видов энергосбытовых организаций, которые можно разделить на две доминирующие категории: независимые энергосбытовые компании (ИСК) и гарантирующие поставщики (ГП). ИСК действуют на основе свободного ценообразования, в то время как статус ГП предусматривает регулирование сбытовой надбавки государством, вследствие чего предлагаемая ими конечная цена за электроэнергию выше, чем у ИСК. Наиболее привлекательной для обслуживания является группа промышленных потребителей, так как, занимая ведущее место по объему продаж электрической энергии в натуральном и стоимостном показателях, они наиболее платежеспособны. Поскольку ИСК имеют ценовое конкурентное преимущество, для ГП существует реальная угроза потери самых рентабельных в обслуживании потребителей. Однако потеря данных потребителей еще не означает убыточности. Достижение высоких ПЭСД по всем, в том числе менее рентабельным группам, потребителей, которые к тому же имеют наибольшую лояльность к обслуживанию у ГП, позволит последнему оставаться стабильно безубыточным, вне зависимости от исхода борьбы за крупного потребителя. Следовательно, гарантирующему поставщику необходимо в целях поддержания конкурентоспособности проводить политику равнозначной ценности всех групп потребителей и системной работы по повышению объема и уровня реализации электроэнергии соответственно в каждой группе.
В настоящее время применяемые гарантирующими поставщиками методики оценки эффективности деятельности сотрудников производственных подразделений повторяют принципы, использовавшиеся в сбытовых подразделениях вертикально интегрированных энергетических компаний - естественных монополистов - и потому не адекватные современным условиям конкуренции. Их применение стимулирует сотрудников ГП к действиям в противоположном направлении: жесткому контролю за работой с крупными потребителями и недостатку внимания к работе с другими группами потребителей. Для проведения сотрудниками производственных подразделений ГП политики равнозначной ценности всех групп потребителей необходимо применить соответствующую систему вознаграждения, стимулирующую персонал на основе определенной системы оценки эффективности осуществления ими энергосбытовой деятельности для потребителей в каждой группе.
Следует учесть, что прямая зависимость между интенсивностью выполнения мероприятий, направленных на повышение объема и уровня реализации за сравнительно небольшой промежуток времени (1-6 месяцев), прослеживается достаточно редко, особенно в группах непромышленных и бытовых потребителей. Тем не менее усилия, направленные на достижение плановых величин данных показателей, имеют кумулятивный эффект, давая значимые количественные результаты после продолжительного периода направленных усилий. Следовательно, необходимо на постоянной основе осуществлять системную, планомерную работу по повышению объема и уровня реализации электрической энергии, не ослабляя интенсивность направленных усилий в случае отсутствия непосредственной отдачи за какой-либо дискретный промежуток времени.
При применении к производственному подразделению оценки эффективности на основе сравнения фактических и плановых показателей объема и уровня реализации проведение системной работы по улучшению показателей эффективности не стимулируется. Например, появление дебиторской задолженности у крупного потребителя сразу снизит показатель уровня реализации, а следовательно, величину вознаграждения сотрудникам подразделения ЭСК-ГП, даже если при этом была проведена системная работа по направлению предупреждений об отключении всем потребителям, имеющим долги по оплате за электроэнергию. И наоборот, случайный всплеск платежной активности населения позволяет производственному подразделению ЭСК-ГП резко поднять фактические показатели объема и уровня реализации, а следовательно, повысить соответствующую величину вознаграждения. При этом отсутствие связи между уровнем выполнения планомерной работы по достижению лучших производственных результатов и уровнем вознаграждения лишает сотрудников ГП стимулов постоянно проводить данную работу и в дальнейшем.
Предлагаемая методика оценки эффективности энергосбытовой деятельности позволяет производить количественную оценку интенсивности направленных усилий на повышение объема и уровня реализации по каждой группе потребителей ГП. Исходя из полученной интегральной "оценки интенсивности" предлагается скорректировать коэффициенты отношения фактических и плановых величин показателей объема и уровня реализации, влияющих на величину премирования сотрудников ГП. Основной целью применения данной методики является стимулирование проведения сотрудниками ГП системной, планомерной работы по повышению эффективности сбыта электроэнергии потребителям каждой группы вне зависимости от их индивидуальных объемов электропотребления.
В качестве инструмента для достижения данной цели предлагается система экономического стимулирования сотрудников производственных подразделений ГП в зависимости как от показателей эффективности, так и от показателей интенсивности энергосбытовой деятельности, то есть не только от фактических результатов деятельности, но и от количества усилий, приложенных для улучшения данных результатов.
Исходя из содержания и особенностей энергосбытовой деятельности для получения интегральной оценки интенсивности предлагаются к применению коэффициенты интенсивности, оценивающие выполнение каждого мероприятия энергосбытовой деятельности. Например, для повышения уровня реализации могут применяться коэффициенты, представленные в табл. 1.
Таблица 1. Коэффициенты интенсивности усилий (выполнения
мероприятий), направленных на повышение уровня реализации электроэнергии
потребителям (за анализируемый период деятельности)
Коэффициенты интенсивности | Расчетная формула |
1. Коэффициент урегулирования преддоговорных спо- ров с потребителями, К предлог. |
Q подготовленных протоколов разногласий за пери- од К = ------------------------------------ предлог. Q неурегулированных разногласий на начало перио- да |
2. Коэффициент выполнения работы с потребителями, финансируемыми из федерального бюджета, К бюдж. |
Q оформленных доп. соглашений по лимитам элект- ропотребления К =--------------------------------------- бюджет. Q потребителей, финансируемых из федерального бюджета |
3. Коэффициент направления потребителям-должникам предупреждений о наличии у них просроченной де- биторской задолженности, К предупр. |
Q направленных предупреждений за период К =------------------------------------- предупр. Q потребителей - должников на начало периода |
4. Коэффициент организации ограничения/прекраще- щения подачи электроэнергии потребителям-должни- кам, К откл. |
Q отключенных должников (не оплативших счетов после предупреждения) К =----------------------------------------- откл. Q поставленных в график отключения |
5. Коэффициент проверки отключенных должников, не оплативших долг после отключения (в целях выявления самовольного подключения), К сам.подкл. |
Q проверок К =----------------------------------- сам.подкл. Q должников, не оплативших долг после отключения |
6. Коэффициент выполнения претензионной работы, К претенз. |
Q предъявленных претензий К =------------------------------------- претенз. Q отключенных должников |
7. Коэффициент выполнения исковой работы, К иск. |
Q переданных исков в суд К =----------------------------------------- иск. Q должников, не оплативших долг после получения претензий |
Для получения интегральной оценки интенсивности следует рассчитать средние геометрические величины коэффициентов интенсивности усилий (выполнения мероприятий), направленных на повышение эффективности энергосбытовой деятельности, интегральная оценка направления повышения
УР
уровня реализации К представлена формулой (1).
интегр.
УР
К = корень 7 степени (П(К К К К К К К )), (1)
интегр. предлог. бюдж. предупр. откл. сам.откл. претенз. иск.
Для стимулирования определенных направлений энергосбытовой деятельности предлагается применить метод экспертных оценок (ранжирование) для определения весов к коэффициентам интенсивности при получении интегрального показателя. Эксперты ранжируют коэффициенты в зависимости от значимости выполнения оцениваемого каждым коэффициентом мероприятия на конечный показатель эффективности заданного направления энергосбытовои деятельности. Ранги, полученные методом экспертных оценок, используются для определения весовых значений к коэффициентам интенсивности при условии прохождения проверки согласованности мнений экспертов (с помощью коэффициента конкордации) после пересчета рангов, присвоенных экспертами в стандартизованные ранги.
j
К = (Кi x fi), (2)
интегр.
После присвоения каждому коэффициенту интенсивности весового значения рассчитывается интегральный коэффициент интенсивности усилий, формула (2).
где
j
К - интегральный коэффициент интенсивности усилий,
интегр.
направленных на повышение j-ro направления энергосбытовой деятельности, j = 1 ...s,
s - количество оцениваемых направлений энергосбытовой деятельности,
Ki - коэффициенты интенсивности, i = 1...п,
n - количество коэффициентов интенсивности, используемых для получения интегрального коэффициента интенсивности,
fi - весовые значения (статистические весы), полученные методом ранжирования.
Полученные значения интегральных коэффициентов интенсивности по объему и уровню реализации следует сравнить с отношениями фактических показателей эффективности (величин объема и уровня реализации) к их плановым значениям. В случае различия фактических и плановых значений показателей необходимо скорректировать отклонение на величину, равную половине разницы между соответствующими коэффициентами эффективности и интенсивности, формула (3).
скор.
К = (К + К ) / 2, (3)
эфф. эфф. интегр.
где
К - П, П , (4)
эфф. факт. план.
скор.
К - окончательная оценка эффективности энергосбытовой
эфф.
деятельности,
К - коэффициент отношения фактических результатов к плановым
эфф.
заданиям, формула (4).
П - фактический показатель энергосбытовой деятельности,
факт.
П - плановый показатель энергосбытовой деятельности.
план.
Полученные таким образом скорректированные коэффициенты эффективности энергосбытовой деятельности позволят производить стимулирование сотрудников к проведению системного подхода и планомерной работы по всем группам потребителей, поскольку при премировании будут учитываться не только общие, конечные результаты за период, зависящие от различных внешних факторов, но и добросовестность, степень интенсивности усилий, направленных на достижение данных конечных результатов. Предлагаемые коэффициенты интенсивности показывают количественную оценку данных усилий по всем группам потребителей ГП вне зависимости от их индивидуальных объемов потребления, следовательно, концентрация сотрудников производственных подразделений исключительно на крупных платежеспособных потребителях при оценке интенсивности энергосбытовой деятельности будет сразу выявлена. Это не позволит получить высокую премию за выполнение плановых показателей по подразделению, так как низкие показатели интенсивности скорректируют высокие показатели эффективности, и окончательная оценка эффективности энергосбытовой деятельности снизится.
Предложенный в методике подход к оценке эффективности деятельности компании, действующей в рыночных условиях, основанный на комплексном учете не только фактических результатов, но и интенсивности приложенных сотрудниками компании усилий, пригоден к применению не только в энергосбытовых организациях, но и в компаниях других подотраслей электроэнергетики. Данный подход позволяет задействовать внутренние резервы, увеличить производительность труда и развить у сотрудников компании необходимый в конкурентных условиях клиентоориентированный подход.
Н.С. Александрова
"Управление персоналом", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.