Экологическая миграция сегодня: проблемы и возможные решения
В современном обществе миграционные процессы обретают новые черты социальной реальности посредством осуществления своих функций, которые влияют на жизнедеятельность общества. Функции миграции населения неоднозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической системы, с другой - как функции, характер которых определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов, оттока или притока мигрантов. Миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и способствует воспроизводству населения.
Вторая половина XX столетия охватила вынужденными переселениями огромную массу людей. В настоящее время в мире насчитывается около 175 млн. мигрантов, то есть 3% населения нашей планеты, и при этом численность мигрантов растет быстрее, чем население земного шара. Так, например с 1985 г. по 2004 г. общий прирост населения ежегодно составлял 1,7%, а миграционный прирост - более 2,7%. В миграционный оборот втянуто 218 стран мира. Постсоветские миграции вливаются в мировые потоки, так, например, за период с 1991 г. по 2001 г. из России, по официальным данным, выехало 7,1 млн. человек. В основном в страны дальнего зарубежья. По данным социологических обследований, более половины трудовых миграций населения происходит на нелегальной основе. Значительные масштабы нелегальной трудовой миграции в Россию обусловлены емким рынком труда, более высокой ценой рабочей силы, относительной свободой предпринимательской деятельности, безвизовым режимом въезда. Оценить реальные масштабы потенциальной трудовой миграции в Россию очень сложно, численность трудовых мигрантов из Узбекистана в Россию составляет не менее 400 тыс. человек в год. Они, как правило, заполняют отведенные им ниши, работают в основном на стройках, в аграрном секторе, в торговле, на различных непрестижных видах труда, независимо от имеющегося образования и квалификации. Это характерно для трудовой миграции России и Казахстана, где есть возможность приобрести первоначальный капитал, этому способствуют более свободный бизнес и возможность получения относительно высоких заработков. Таким образом, Россия и Казахстан в предстоящие годы будут оставаться основным миграционным партнером Узбекистана. Миграция создает для людей массу новых проблем, особенно для беженцев и вынужденных переселенцев. Таковыми стали ситуации вынужденного ухода с обжитых мест и вынужденного освоения новых территорий и социального пространства, проблемы обустройства на новом месте, интеграции в принимающее сообщество. Почему экологическая миграция как проблема требует детального изучения? Экологическая миграция сегодня недостаточно исследована как в мире, так и в России. Сведения о ней и учет в статистических сборниках не отслеживается, перечисляются лишь категории беженцев, вынужденных переселенцев или внутренних мигрантов. Несмотря на очевидную актуальность и значимость, экологическая миграция и проблемы, связанные с этими процессами, остаются пока еще не решенными. Стихийный отток с экологически неблагополучных территорий в Россию и Казахстан, по предварительным подсчетам, насчитывает более миллиона человек. И вычленение категории "экологического мигранта" из общего потока мигрантов - задача ученых и специалистов. Это позволит дать объективную оценку ее состоянию, выявит основные направления совершенствования в области правового регулирования, социально-психологической адаптации в местах их расселения и определит, как использовать то положительное на благо развитие нашего общества. В существующей классификации "экологическая миграция" в российской науке и научном обороте отсутствует. Очень важная категория в международных документах упоминается вскользь, но четкого определения "экологический мигрант" не дано, в Конвенции ООН 1951 г. и Протоколе 1967 г. можно найти лишь отдельные упоминания: "экологический мигрант", "экологический беженец". Не уделено внимания определению статуса населения, пострадавшего на территории бывшего Советского Союза. В докладе Глобальной комиссии по международной миграции дана оценка мигрантов: "экологические мигранты", - люди, которые были вынуждены переселяться вследствие экологических катастроф; "вынужденные переселенцы" - те, кто был вынужден переехать в страну своего гражданства в результате обстоятельств, подвергающих опасности их жизни. Изучение проблемы экологической миграции как особой разновидности перемещения населения, вызванного природными бедствиями и катастрофами, а также вызванные техногенными процессами, крайне необходимо, такая практика имеет место в США, Англии, Голландии, Индии и других странах. Аналогичные прогнозы техногенной катастрофы разработаны и в МЧС России. Есть основания полагать, что глобальное потепление может вызвать переселение людей в больших масштабах и в короткий промежуток времени. Поэтому вычленение категории "экологической миграции" как особой формы миграционного движения требует безотлагательного вмешательства и создания государствами бывшего Союза программы по прогнозированию, программированию миграции и выделению для этих целей финансового обеспечения. Изменение климата, необычайное потепление, устойчивая жара или обильный снегопад в середине лета заставляют задуматься всерьез всем нам, независимо от территорий и национальностей. Отсутствие форм и методов переселения из зоны катастроф и бедствий не дает реальной системы отслеживания экологических мигрантов. Готовы ли мы противостоять природным стихиям? Землетрясения, наводнения, засуха, лесные пожары уносят жизни людей. А сколько покалеченных судеб людей - экологических беженцев, мигрантов, подвергшихся угрозе жизни из-за стихийных бедствий! Всем известны трагедии Арала, Семипалатинска, Чернобыля, Челябинска, Кемерова, Ангарска, Дзержинска, наводнения в Якутии. Сейчас эти территории пугают своей пустотой. Взрывы, унесшие сотни жизней людей, вызванные техногенными процессами на шахтах Кемеровской области. Это далеко не полный перечень происходящего только на территории постсоветского пространства. Задача состоит в том, чтобы быть готовыми использовать реальные возможности выживания в этих условиях с наименьшими потерями. Эти процессы требуют международного изучения и выработки нового подхода к вопросам экологической миграции. Куда уезжают экологические мигранты, как складываются их судьбы? Как принимают в новой среде, как именуют их: беженцы, нелегалы, мигранты и др.? Кто определяется их статус? Восстановление южной части Арала - процесс длительный и дорогостоящий. Настало время спасения и сохранения жизни людей, живущих на этой территории. Их более миллиона человек, примерно 500 тыс. человек населения Каракалпаки, не найдя возможности выживания в своей стране, вынуждены легально и нелегально мигрировать в более благополучные места. Это территории Республики Казахстан и Российской Федерации. В изменившихся условиях центр тяжести миграционной политики переместился от проблем экологической миграции к проблемам экономической миграции. Политика и меры помощи переселенцам должны быть соизмеримы с возможностями государства и направлены на тех, кто реально нуждается в этой помощи, в первую очередь - экологических мигрантам. Назрела необходимость в организации такой общественной организации, где экологические мигранты могли бы получить необходимую информацию и помощь в социально-психологической адаптации, защите своих прав, обретении чувства полноценности и востребованности. Имея многолетний опыт, Общественный фонд "Центр поддержки экологических мигрантов Узбекистана" готов компенсировать этот пробел при выделении средств и правовых полномочий по работе с экологическими мигрантами. Но, к сожалению, без четко выстроенной вертикали данная проблема не решится на уровне одной общественной организации. Многие министерства занимаются мигрантами, но до сих пор не разработаны программы по их социальной адаптации. Таким образом, существует насущная научная и практическая потребность серьезного изучения миграционных процессов и их социально-функциональной значимости для принимающих регионов. Это позволит лучше просчитать социальные последствия миграций, а значит, расширит возможности разработки и реализации социальной политики на местах, принятия адекватных и эффективных мер регулирования и управления миграционными процессами. На наш взгляд, для полноценного анализа существенно большее внимание должно быть сосредоточено на тех группах людей, которые являются экологическими мигрантами из зон стихийных бедствий и катастроф.
"Экологическая миграция" - вынужденная миграция населения за пределы территории проживания в результате существующей угрозы жизни и здоровью людей вследствие экологических бедствий, природных и техногенных катастроф. Введение такого понятия в научный и практический оборот позволит миграционным службам, общественным и международным организациям четко планировать и прогнозировать свою деятельность в этом направлении.
Государства, принимающие "экологических мигрантов", будут сталкиваться с рядом проблем, прежде всего:
научного, финансового, материально-технического, методического, пограничного, трудового, паспортно-визового обеспечения;
интегрирования в соответствии с действующими правовыми нормами;
соответствия подготовки и квалификации персонала их профессиональной деятельности в сфере миграции;
соответствия реализуемой миграционной деятельности действующему миграционному законодательству;
развитости у персонала миграционных структур представлений, знаний, навыков и умений в миграционной деятельности;
эффективности иммиграционного контроля.
По моему мнению, целесообразно было бы задействовать службы МЧС в случае экстренного переселения и размещения экологических мигрантов, разделив полномочия Министерства труда и социальной защиты. В Израиле существует Министерство абсорбции, в Англии и во Франции накоплен огромный опыт, который можно использовать в работе.
Сегодня очевидно, что для решения проблемы экологической миграции необходимо объединить усилия государства, общественных и международных организаций.
Литература:
1. Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция. М., 1992. Выпуск 1.
2. Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности: Доклад Глобальной комиссии по международной миграции: Пер. с англ. М.: "Оргсервис-2000", 2006.
3. Глоссарий терминов в области миграции. MOM. Женева, 2005.
4. Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. N 204 "О миграции населения" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 12 января 2007 г. N 227-111 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов" // Правительственный вестник. 2007.
5. С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. Миграция (сущность и явление). М. - Воронеж, 2004.
6. Известия Академии педагогических и социальных наук. N XI. М., 2007.
Д.Дж. Булешева,
президент ОФ "Центр поддержки экологических мигрантов Узбекистана",
г. Алматы, Казахстан
"Управление персоналом", N 15, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.